Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

1 2


В настоящее время самым актуальным в искусстве моделирования является решение одежды в ансамбле.
А н с а м б л ь — это совокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством.
В ансамбле с наибольшей наглядностью проявляется синтез многих видов прикладного искусства. При моделирования ансамблей необходимым условием является стилевое единство тканей и трикотажа, головных уборов и обуви, отделки и ювелирных украшений. Ансамбль, как и любой другой вид одежды, создается с учетом его назначения и индивидуальности человека.


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АНСАМБЛЯ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ансамбль в одежде ансамбль в одежде ансамбль в одежде


Современный комплекс одежды это гармоничное и логичное сочетание частей к целого по форме, материалам, цвету, декору.
Все предметы, составляющие ансамбль, делят на две части: о с н о в н у ю, т. е. собственно одежду — платье, костюм, пальто и др.и д оп о л н и т е л ь н у ю, или аксессуары, - головные уборы, обувь, сумки, шарфы, перчатки, пояса, украшения, зонты. Ведущее изменение моды, ее новая линия в основной части ансамбля находят отражение в каждом предмете дополнений
Работу над созданием ансамбля следует начинать с определения его основы, т. е. тех видов одежды, которые раскрывают основное назначение проектируемого ансамбля.  Тогда каждый дополнительный предмет будет проектироваться в зависимости от основного по принципу его логической я эстетической необходимости в данной комбинации. Рассмотрим это на примере. Основу ансамбля для отдыха и туризма (рис. 341) составляют брючный комплект из полушерстяной ткани, короткое пальто из водонепроницаемого синтетического материала и трикотажный свитер. Эта одежда удобна для транспорта и пеших прогулок. Она легка, не мнется и хорошо защищает от дождя. Головной убор в виде шлема, шнурованные мягкие туфли на толстой подошве, плотные носки — дополняют эту одежду как утилитарно необходимые вещи и по своим внешним качествам (форме, цвету, материалу) соответствуют стилю одежды, придают ей завершенность.
Вместительная сумка-саквояж, комбинированная из материала костюма и пальто является также необходимым и неотъемлемым дополнением в ансамбле.
Все предметы этого ансамбля решены в одном стиле (спортивном). Логично дополняющие друг друга, целесообразные по форме и материалам, они образуют единое целое. Художественные достоинства данного ансамбля выражаются также в гармоничности его цветового и фактурного решения. Так, глянцевитость материала пальто, имитирующего кожу и рельефность трикотажа, оттеняет слегка ворсистую фактуру шерстяной ткани костюма.


НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АКСЕССУАРОВ


Культура одежды, хороший вкус ярче всего проявляются в подборе аксессуаров. В ансамбле важны все дополнения, особенно головной убор и обувь в силу своего утилитарного значения. Художественная выразительность костюма, его завершенность в первую очередь зависят от этих компонентов.
Головные уборы. Моделирование головных уборов очень сложно и ответственно, так как головной убор может украсить человека или, наоборот, ухудшить его внешний вид. Шляпой, как и прической, можно значительно изменить форму головы и лица. Шляпа не только должна украшать человека, но и своей формой соответствовать прическе. Поэтому с изменением прически возникают новые формы головных уборов. Может быть и наоборот — новое направление моды, новые пропорции и композиционные решения ансамбля одежды влекут за собой существенные изменения причесок.
Формой шляпы, ее размерам можно зрительно увеличить или уменьшить рост, придать фигуре легкость или, наоборот, тяжеловесность. Восприятие гармоничности сочетания головного убора с основной одеждой зависит от мощной схемы построения всего ансамбля, принятого в то или иное время. При этом шляпа имеет большое значение для силуэтного выражения костюма и фигуры человека: от ее формы и размера зависят образная выразительность силуэта и острота пропорций. В этом можно убедиться па примерах моды конца 50-х годов прошлого столетия.
        Конусообразная форма силуэта (рис. 342, а) нарядного пальто завершена шляпой подобной же формы. Силуэт фигуры приобретает четкую определенность вытянутого конуса. На рис. 342, 6 изображен почти квадратной формы силуэт одежды, который подчеркивается маленькой цилиндрической шапочкой. Надетая высоко, она способствует сохранению пропорциональности фигуры и нейтрализует зрительное ощущение ее тяжеловесности. Небольшая округлая шляпа, глубоко надетая на голову (рис. 342, в), создает спокойные, уравновешенные пропорции с одеждой умеренной объемности овального силуэта.
Являясь одним из основных компонентов ансамбля, головной убор в ряде случаев является акцентом всего ансамбля. Так, шляпа делает простой шерстяной костюм одеждой для улицы, а шелковое платье — элегантным выходным туалетом;строгое пальто в сочетании с шапочкой из ценного меха становится нарядным ансамблем.
           Характер головного убора, его стиль влияет на стиль костюма и весь облик человека. На рис. 343 представлены два костюма. Первый (рис. 343, фигура слева),— классического стиля. Четкость и выразительность формы костюма прекрасно сочетается с такой же четкой формой шляпы, отчего весь ансамбль приобретает строгий, завершенный вид. Второй костюм (рис. 343, фигура справа) отличается от первого мягкостью формы, наличием элементов спортивного стиля. Небольшая белая шляпа типа панамы, надетая немного набок, подчеркивает непринужденный, весенний характер этого костюма. А такая деталь, как букетик ландышей в кармане жакета, усиливает нарядность ансамбля.

головной убор в ансамбле головной убор в ансамбле
ансамбльв одежде
ансамбль в одежде
головные уборы в одежде

 


На базе нескольких основных видов классических форм головных уборов создается модный ассортимент. Сюда относятся: 1) шляпы с полями (отогнутыми вверх — типа болеро, опущенными вниз — типа клеш, опущенными впереди и приподнятые с боков и сзади— типа мужской или панамы) — рис. 344; 2) шляпы без полей (типа ток) — рис. 345; 3) береты и беретообразные — рис. 346; 4) шлемы и шлемообразные — рис. 347.
По технологии формообразования головные уборы подразделяют на четыре группы: формованные (рис. 345, а); кроеные и шитые (рис. 348); свободно уложенные (рис. 349); вязаные (рис. 350).
Традиционными материалами, употребляемыми для головных уборов, являются фетр, натуральный мех, ткани, соломка. В настоящее время применяют новые материалы: искусственные меха, трикотаж, заменители замши и кожи, моноволокно.
Обувь. Обувь является предметом первой необходимости. В зависимости от сезона она делится на обувь для зимы, для лета, для весны и осени; по н а з н а ч е н и ю обувь может быть повседневной и нарядной.
Существуют основные типы конструкции женской обуви:
1) типа лодочки (в том числе с закрытым носком и открытой пяткой); 2) полуботинки (двух видов—конверт и с накладной союзкой); 3) ботинки; 4) сапожки; 5) открытые, так называемые пантолеты,— конструкции из ремней и беек.
По высоте каблука женская обувь бывает: на низком каблуке—с высотой каблука от 5 до 25; на среднем—от 30 до 50 и на высоком — от 50 и выше мм.
В обуви существует гармоничная связь между шириной носочной части и высотой и толщиной каблука: чем уже носочная часть обуви, тем выше и тоньше каблук. Высота каблука оказывает влияние на пропорции костюма и фигуры в целом. От нее зависят постановка корпуса, осанка фигуры, походка человека.
Обувь повседневного назначения для весны и о с е н и очень разнообразна по видам, конструкции и материалам. Это открытые и закрытые туфли с языками на подъеме, полуботинки на шнурках и резинках, башмаки и сапожки для глубокой осени и ранней весны на тонкой шерстяной подкладке. Каблуки низкие, маленькие, средние. Широко используют для этой обуви натуральные и искусственные кожи различной выделки: с мягкими, бархатистыми поверхностями — велюр, замша, лаковая кожа — гладкая, мелкого и крупного тиснения, текстильные материалы фактурной и гладкой выделки. Для повседневной обуви характерны нейтральные цвета: различные оттенки коричневого и серого, цвет натуральной кожи, черный.
Различные способы художественного оформления придают обуви определенную выразительность: так, применение хольнитенов и декоративных фигурных блочек сообщают обуви спортивность; пряжки и металлическая фурнитура, имитирующие чеканку и литые с тонированием под старую бронзу и серебро, вызывают ассоциации с классическими образцами обуви далекого прошлого.
Для повседневной носки зимой наиболее удобны высокие и полувысокие сапожки и ботинки со шнуровкой, утепленные, с широкой колодкой, на среднем или низком каблуке.
Наряду с классическим решением для зимней обуви характерны спортивный и национальный стили оформления.
Основными материалами верха зимней обуви служат различные кожи, велюр, шерстяной текстиль, натуральный мех с низким волосяным покровом (мех склизка, нерпы).
Летняя повседневная обувь отличается легкостью, гибкостью, светлым колоритом, который легко соединяется с летней одеждой из гладких и набивных полотен.
Нарядные (выходные) туфли составляют ансамбль с элегантными костюмами и нарядными дневными и вечерними платьями. Их отличает изысканность формы, цвета, материала и отделки. Элегантные туфли типа лодочки на высоком каблуке подходят к любому нарядному выходному туалету. Варианты моделей туфель из беек различной ширины, с закрытым носком и открытой пяточной частью, туфель с открытыми переймами (боковой частью) — являются традиционными видами выходной обуви.
Ассортимент материалов, применяемых для нарядной обуви, очень разнообразен. Наряду с гладкой кожей применяются лак, велюр, замша. Большую нарядность этой обуви сообщает шевро металлизированное или с перламутровым эффектом. Используются также плотные ткани — атлас, парча, люрекс в сочетании с платьями из этих же материалов.
Д о м а ш н я я о б у в ь должна быть удобной, легкой, декоративной, теплой зимой и прохладной летом. Этого достигают, применяя мягкие, эластичные материалы и гибкие конструкции.
Основными конструкциями являются модели типа лодочки, деленка, шлепанцы (с открытой пяточной частью).
Домашняя обувь изготавливается из различных шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей, нетканых материалов, цветного шеврета. Особенно нарядна обувь из шелковых тканей и бархата.
С целью декоративного оформления домашней обуви применяются яркие обтачки краев деталей, вышивка, фурнитура, накладные отделки в виде бантов, цветов и помпонов. Влияние национального искусства расширило ассортимент материалов для домашней обуви за счет применения трикотажа, натурального и искусственного мехов.
         Чулочные изделия. Чулки, гольфы, носки, колготки, рейтузы являются важным дополнением современного ансамбля одежды. При короткой длине одежды ноги остаются незакрытыми и составляют значительную часть фигуры, поэтому чулочные изделия требуют определенного художественного оформления, сочетающегося и с одеждой, и с обувью. Так, в ансамбле спортивного типа для улицы логичным дополнением к юбке-брюкам и мягким шнурованным туфлям-мокасинам являются гольфы рельефной вязки. Такие гольфы составят хорошую комбинацию.
Сезонность (время года), назначение костюма (городской, туристический, домашний), стиль его художественного решения (классический, спортивный, национальный) — определяют ассортимент и внешний вид чулочных дополнений.
Характер и способ оформления чулочных изделий различен и зависит от направления моды. Они могут быть гладкими и ажурными, с геометрическим и растительным рисунком, однотонными и пестрыми; рисунок (набивной или вышитый) может равномерно заполнять поверхность изделия или располагаться в виде монораппорта на различных частях голени.
        Сумки. Необходимые в нашем быту сумки стали заметным предметом в современном ансамбле. Объем и размеры, конструкция и оформление, наконец, материал и цвет — определяют функциональные и художественные качества сумок. По назначению сумки делят на повседневные, нарядные, дорожные и пляжные. Все они отличаются большим разнообразием форм и конструкций.
П о в с е д н е в н ы е сумки имеют средние размеры и спокойные пропорции. Основными материалами являются преимущественно натуральная и искусственная кожа. Преобладающие цвета — различные оттенки коричневого, черный, темно-синий и сливовый. Отделка повседневных сумок разнообразная, но отличается строгой элегантностью: отделочная строчка, подчеркивающая конструкцию деталей, перфорация, металлическая фурнитура.
В комплекте с поясом из того же материала такие сумки придают женскому костюму особую элегантность и завершенность.
К группе повседневных сумок относятся так называемые деловые сумки для женщин-служащих. Размер их больше среднего, преобладающие формы типа портфеля, папки, баула, часто с двумя ручками. В оформлении деловых сумок мода не отражается слишком явно, но присущие им строгость и элегантность формы прекрасно сочетаются с классическим стилем деловой, повседневной одежды.
Размеры и формы н а р я д н ы х сумок, предназначенных для выходных туалетов, еще более разнообразны. Они могут быть в форме небольшого чемоданчика из лака или замши или мягкого кошелька из ткани вечерней одежды — золотой и серебряной парчи, бархата, кружева на рамочных замках, иметь ручки-цепочки. Отделка и фурнитура вечерних сумок особенно нарядны и изысканны. Некоторые детали по внешнему виду напоминают ювелирные изделия. Такие сумки вместе с ювелирными украшениями, дополняющими вечернее платье, являются неотъемлемой частью всего ансамбля.
Для д о р о ж н ы х сумок характерны большие размеры. Основные материалы — искусственная кожа и специальные ткани. Применение декоративных клетчатых материалов в комбинации с кожами, наличие крупных деталей, отделочных кантов, замков с ремнями и замков-молний придают этим сумкам спортивный стиль. В таком оформлении сумки хорошо сочетаются с одеждой для свободного времени (см. рис. 341).
П л я ж н ы е сумки отличает декоративность оформления, яркость колорита, разнообразие размеров, отделок и используемых материалов. Одним из основных приемов художественного решения пляжных сумок является создание цветовых и фактурных комбинаций по принципу контрастности.
Плетеные сумки из растительных и синтетических материалов четких форм в виде разнообразных корзинок, ларцов составляют ассортимент дополнений летних и пляжных ансамблей одежды.
Перчатки. Помимо утилитарной функции эта деталь ансамбля имеет большое эстетическое значение. Цвет, материал, оформление и длина перчаток во многих случаях определяют художественную выразительность туалета. Так, удачно подобранные перчатки могут оживить темное скромное пальто или костюм; красивые вязаные рукавички с национальным орнаментом служат украшением спортивного комплекта или зимнего пальто.
В зависимости от оформления перчатки делятся на элегантные и спортивного стиля.
Для э л е г а н т н ы х перчаток применяется высококачественная кожа с шелковистой отделкой или замша. Эти перчатки, как правило, удлиненные, неярких цветов, однотонные, с изящной отделкой.
Перчатки спортивного стиля—более короткие; материалом для них служат натуральные и искусственные кожи, часто комбинированные с трикотажем. Отделкой служат:
крупная перфорация (просечной рисунок), строчка, хольнитены, решетки и пряжки.
Особую группу составляют н а р я д н ы е перчатки, предназначенные дополнять одежду для торжественных случаев. Различной длины, из очень тонкой эластичной кожи (типа лайки) или текстильных и трикотажных материалов, часто из тех же, что и платье. Для свадебного наряда перчатки всегда белого цвета.
Украшения. В комплексе вещей, составляющих ансамбль одежды, украшениям принадлежит определенная роль. Органично сочетаясь с костюмом, они придают ему особую эмоциональную окраску.
Материалы, характер украшений, их количество и расположение меняются в зависимости от изменений в костюме. Так, простая по покрою и лаконичная по форме одежда привела к тому, что украшения стали очень разнообразными, количественное применение их значительно возросло. В тот период, когда в одежде преобладали гладкокрашеные ткани спокойных тонов, украшения были более декоративными, красочными. Вошедшие в моду большие воротники (в легкой и верхней одежде) определили новое место расположения брошей: сбоку на воротниках.
Украшения создают и применяют с учетом назначения костюма. Ожерелья, браслеты, серьги и другие украшения для каждого дня отличаются от тех, которые используют в нарядных, выходных туалетах.
В комплекте с повседневным костюмом уместны такие украшения, как броши, различные бусы и цепочки, брелоки из недорогих материалов, причем обязательно простых форм и в небольшом количестве.
Для нарядной и особенно вечерней одежды применяют сверкающие украшения из стекла и хрусталя, из янтаря и самоцветов. Для летней одежды используют яркие и декоративные украшения из пластических масс, керамики, дерева и других разнообразных растительных материалов.
Украшения в современном ансамбле одежды играют большую роль. Ювелирные изделия делятся на драгоценные и бижутерию. Искусно выполненные, имеющие большие художественные достоинства,   д р а г о ц е н н ы е украшения предназначены для долговременного использования; они не отражают скоропроходящих течений моды.      
Дорогие украшения — принадлежность вечерних туалетов.
Б и ж у т е р и я, имитирующая драгоценные ювелирные изделия, имеет свой характер оформления. Эти изделия производят на фабриках; по форме, ассортименту, материалу они должны следовать определенной линии моды. Так, вошедшие в широкое употребление во второй половине 60-х годов цепочки становятся универсальным украшением одежды любого назначения, а также фурнитурой в обуви и сумках.
Особое место среди современных украшений занимают произведения народных мастеров. Национальные ювелирные изделия исключительно самобытны по формам и конструкциям, неповторимы в своих художественных решениях. Применяемые в этих изделиях материалы и способы их оформления весьма разнообразны. Национальные украшения органично увязываются с современной одеждой. Брошь или ожерелье из металла с чеканным орнаментом или филигранным, кружевным рисунком способны превратить скромное шерстяное платье в оригинальный выходной туалет.
Такие украшения применяются в костюме в небольшом количестве в виде гарнитура, часто как единичный комплект ансамбля.
С тех пор, как в моду вошли пояса, заметной деталью костюма и часто единственным украшением и даже акцентом ансамбля становятся п р я ж к и. Украшения, органично включенные в одежду и в дополнения (пряжки, пуговицы, замки сумок), оформляют в едином художественном стиле, составляя из них различные гарнитуры для одежды разного назначения. Таковы, например, гарнитуры, имитирующие драгоценности — с жемчужными бусинками к зеркального блеска камнями; выполненные в традициях национального искусства штампованные металлические изделия с чеканным или просечным узором; украшения  из дерева с росписью, инкрустацией или обжигом, а также из кожи с эффектом рельефного и цветного тиснения.
К украшениям относятся также и с к у с е т в е н н ы е ц в е т ы, которые по форме, размеру, цвету должны стилизованно, то есть условно, отображать живые цветы. Эти украшения выполняют, как правило, из тех же материалов, что и одежду.
Незаменимым украшением являются цветы в свадебном наряде.

1 2

Реклама