Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Глава 1
ОДЕЖДА И КОСТЮМ

1 2


Одеждой называют покровы, предохраняющие тело человека от различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Это отдельные предметы, выполненные из материалов растительного, животного и искусственного происхождения.
Начиная с далекого прошлого, одежда неизменно сопутствует человеку. По материалу, форме и покрою одежды можно судить об образе жизни человека, о климатических условиях, в которых он живет, о его классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и уровне его материального благосостояния. Таким образом, можно сказать, что многие стороны материальной и социальной жизни общества находят свое отражение в одежде.
Совокупность предметов одежды с обувью и различными дополнениями составляет к о с т ю м.
Костюм наиболее ярко выражает специфические особенности развития общества разных стран и народов. Климатические условия, социальная структура общества, материально- экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы — все это отражается в многообразии костюмных форм.
Народности разных стран всех частей света создавали и создают свои виды одежды, формируя из них костюмы определенного типа, в которых выражен национальный вкус и понимание красоты. Обычаи и обряды народностей также проявляются в характере костюма.
Костюм, как и одежда, выражает не только общенациональные черты, он является также индивидуальной характеристикой человека.

СТИЛЬ И МОДА


Одежда существует многие тысячелетия. Шли века, изменялась жизнь людей, и вместе с ней изменялась и одежда.
Историческое развитие одежды, ее изменения обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой -модой.
С т и л ь в искусстве — это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Это художественный язык эпохи, ее художественная характеристика. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству. Поэтому стиль одежды наряду с другими произведениями прикладного искусства выражает и общую направленность стиля той или иной эпохи. С развитием классовых отношений, изменением идеологии, культуры и быта общества меняются формы и средства художественного выражения, характер, формы и пропорции одежды. Так, для эпохи античной древнегреческой культуры было характерно утверждение красоты и достоинства человека, слияние понятий нравственного и физического совершенства. Прекрасное тело явилось формой выражения прекрасной души, им любовались, его изображали ваятели, воспевали поэты: «Что может быть прекраснее наготы юноши, прелести девушки, одетой в узорные ткани?.. Такими люди видят богов. И боги таковы!»
Древним грекам было известно так называемое золотое сечение — образец гармоничности и соразмерности частей предмета. Свойство золотого сечения они широко использовали в архитектуре, при создании произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и одежды, выражающей красоту и достоинство человека-героя, человека-бога. Стиль древнегреческого костюма— это гармоническое сочетание ткани с формой и естественными пропорциями фигуры человека, выразившееся в бесконечном разнообразии складок, драпировок, в одежде, свободно ниспадающей с плеч (рис. 1).
В эпоху средневековья, когда церковь господствовала во всех областях материальной и духовной жизни человека, сложился особый характер костюма. Считалось недостойным и греховным любоваться красотой человеческого тела, и его облачали в громоздкие, тяжелые нарочито вытянутые формы, лишенные естественных пропорций и очертаний. Узкое в верхней части, с каскадом сложных складок и необыкновенно длинным, тяжелым шлейфом—такое платье в сочетании с головными уборами и обувью непомерно вытянутых форм вынуждало женщину принимать неестественно прямую, неудобную, с отклоненным назад торсом осанку (рис. 2). Такой костюм был выражением общего стиля эпохи, проявившегося в изощренной вытянутости архитектурных форм устремленных ввысь соборов, церемонности и вычурности быта, манер и языка знати и духовенства.
В эпоху Возрождения интерес к человеку деятельному, энергичному и любознательному создает новый идеал

моделирование одежды моделирование одежды
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4


красоты, а следовательно, и новый характер и формы одежды. Женская одежда становится более широкой и удобной, более мягкого, женственного силуэта. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в архитектуре. Развитие торговли и ремесел, приток богатств в города привели к обилию одежд и украшений, разнообразию тканей (тяжелый бархат, сверкающая парча, атлас, сукно, меха, драгоценности; рис. 3).
Стиль западноевропейского искусства XVII-XVII вв. (стиль барокко) сложился под влиянием расцвета абсолютизма и дворянской культуры. Стилю барокко были присущи торжественность, величественность, высокопарность. В архитектуре это проявлялось в грандиозности масштабов как отдельных сооружений, так и целых ансамблей, в пышной декоративности их внешнего и внутреннего оформления. В живописи и скульптуре были характерны эффектные декоративные композиции, парадные портреты, изображающие напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой, утопающих в роскошных одеяниях и драгоценностях. Костюм того времени выражал идею величия и торжественности.
Наряд женщины отличался своими размерами и контрастом форм: тонкий, стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой и огромным стоячим воротником. Обилие дорогих кружев в соединении с парчой, муаром, бархатом и атласом, монументальность формы одежды делали женскую фигуру величественной и впечатляющей (рис. 4).
Для того, чтобы возник и оформился тот или иной стиль, чтобы он прошел все стадии своего развития и выразился в определенных формах и образах, во-первых, требуется длительное время и, во-вторых, движущие его силы должны быть достаточно мощны.
Эволюция цивилизации и общества приводит к появлению в ХХ в. одежды нового типа — легкой, компактной, деловой. Несомненно, такой резкий перелом произошел не сразу, долгое время в одежде сохранялись черты костюма ХIХ в. Но родившись из костюма предыдущего века, современный костюм очень скоро становится его противоположностью—он невелик по объему и удобен, его формы просты и легки. Исчезла искусственная конструкция, создающая преувеличенные формы и объемы одежды. Во всех этих признаках проявились черты нового стиля костюма ХХ века. В пределах господства одного стиля всегда возникают различные видоизменения, называемые модой. Так, в рамках одного стиля могут изменяться пропорции в неизменной форме, характерной для данного стиля одежды (например, положение линии талии), появляются новые дополнения к одежде (шляпы, шарфы, накидки) или цветовые сочетания в костюме, изменяется фактура тканей или форма отдельных частей одежды и т. д. В одних случаях эти изменения проходят бесследно, в других — служат основой для возникновения новой моды, меняющей установившийся облик костюма, а следовательно, и образ самого человека. Мода по своему существу динамична. В ней проявляется постоянное стремление человека к обновлению, совершенствованию всего, что его окружает, в том числе и одежды.
           Современный костюм не деформирует фигуру, не искажает ее пропорций. Однако с помощью изменений пропорций в одежде и ее силуэта всякий раз создается новый образ, позволяющий увидеть новые стороны красоты фигуры человека. Поэтому наша одежда становится то длиннее, то короче, то  шире. И силуэт нашей фигуры, таким образом, изменяется — сильно удлиняется или делается почти квадратным. При очень короткой юбке так называемой мини-моды, утвердившейся в конце 60-х годов нашего столетия, подчеркиваются ноги, их пластичность, выявляется стремительность и непринужденность походки юной девушки и молодой женщины. Удлиненное платье с мягкими, как бы обтекающими фигуру линиями, наоборот, привносит в облик женственность, лиричность, грациозность. Стиль женской одежды нашей эпохи это короткая юбка, облегающие или расширенные внизу брюки. Мода на сверхкороткую - до середины бедер — одежду, так же как и на длинные — до середины икр — пальто — это только временные, преходящие проявления этого стиля.
         Таким образом, каждая мода несет в себе некоторые черты стиля эпохи, участвует в формировании стилевых принципов. Удобство, простота и художественно-образная выразительность, предельное разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом — вот те черты, которые характеризуют становление советского стиля костюма. Смена мод приводит к утверждению стиля костюма нашего времени.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЙ ОДЕЖДЫ
        Такие слова, как одежда, платье, костюм, аксессуары, гарнитур, комплект, ансамбль, гардероб, туалет, очень часто употребляются в нашей повседневной жизни. Каждое из них определяет разные понятия, может употребляться в более узком или более широком значениях. Например, одежда, костюм и платье — понятия в обиходе очень сходные, но по существу разные.
       В настоящее время одеждой называют довольно разнообразные предметы: нижнее. .. белье (сорочки, комбинации, трусы, бюстгальтеры и т. д.); легкое платье (платья, брюки, блузки, халаты и т. д.); верхнее платье (пальто, куртки, жакеты, плащи и т. д.), а также головные уборы, обувь, перчатки, чулки. В узком смысле одеждой называют изделия швейной промышленности. Совокупность предметов одежды, включая головной убор, обувь, перчатки, украшение, сумки и т. д., называют к о с т ю м о м. Этим же термином обозначают определенный вид мужской и женской одежды, состоящей обычно из пиджака и брюк (мужской костюм) или жакета и юбки (женский костюм).
Предметы, дополняющие и украшающие костюм, делающие его законченным, называются а к с е с с у а р а м и, или д о п о л н е н и я м и. К ним относятся обувь, шляпы, шарфы, сумки, перчатки, ювелирные украшения и др.
Слово «платье» имеет также два значения. Во-первых, это вся одежда кроме белья и обуви. В настоящее время платье делится на легкое, надеваемое на белье, и верхнее, надеваемое поверх легкого платья. Во-вторых, платьем называют наиболее распространенный вид женской одежды.
        Т у а л е т — это одежда, тщательно подобранная по характеру деталей, выражающих определенное назначение, вместе с обувью с предметами, дополняющими и украшающими костюм, в сочетании с прической и косметикой. В зависимости от назначения туалет может быть выходным, дорожным, для прогулки и т. п.
         Г а р н и т у р о м называют набор предметов определенного назначения, выполненных, как правило, из одного и того же материала, например гарнитур пуговиц и пряжек, гарнитур ювелирных украшений (брошь, браслет и серьги), белья или трикотажных изделий (свитер и рейтузы, шапочка, шарф и рукавицы).
        К о м п л е кт — это набор нескольких предметов одежды или дополнений к костюму, составляющих единое законченное целое. К комплектам относятся: юбка, джемпер и шарф; костюм и блузка, пальто с платьем или костюмом; плащ с головным убором; туфли, сумка и пояс; зонт и перчатки и т. д. Комплекты могут быть выполнены из одного и того же или различных материалов в сочетании разных цветов. Они бывают самого различного назначения — дорожные, спортивные, пляжные и др.
Совокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством, называют а н с а м б л е м. Все предметы ансамбля должны быть однородны по художественному стилю, гармоничны по цвету, форме и материалам. Каждый предмет, будучи необходимым в том или ином ансамбле, должен одновременно выявлять назначение ансамбля, гармонировать с другими предметами костюма, вместе с ними составлять единое целое.
       Ансамбли определенного назначения можно создавать из отдельных гарнитуров или комплектов.
      Человек создает свой костюм из той одежды, которая имеется в его распоряжении, т. е. составляет его гардероб. Таким образом, г а р д е р о б о м называется совокупность всей одежды, находящейся в пользовании одного человека или семьи.
       Обычно гардероб по подбору вещей бывает весенне-летним и осенне-зимним. На лето вещи зимнего гардероба из употребления исключаются, и наоборот. Умелый и тщательный подбор индивидуального гардероба дает возможность составить целый ряд красивых, гармоничных сочетаний ансамблей различного назначения.


КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ


Современная европейская одежда по ассортименту, материалу, форме, покрою и конструкции весьма разнообразна и классифицируется следующим образом.
В зависимости от пола и возраста населения одежду делят на мужскую, женскую и детскую (для мальчиков и девочек). Детскую одежду делят на одежду для детей ясельного, дошкольного, школьного и старшего школьного (подросткового) возрастов.
Деление одежды в зависимости от возраста основано на существенных отличиях в телосложении, пропорциях фигуры и облике людей различного возраста.
В зависимости от сезона всю одежду разделяют на л е т н ю ю , з и м н ю ю и д е м и с е з о н ну ю, т. е. весенне-осеннюю Время ношения одежды обусловливает используемые материалы, форму, вид и ассортимент одежды.
В зависимости от целевого назначения одежду делят на бытовую, производственную спортивную, форменную, зрелищную.
К б ы т о в о й относят домашнюю, повседневную, праздничную (нарядную) одежду. П р о и з в о д с т в е н н а я (рабочая) одежда весьма разнообразна. Ее формы и используемые материалы зависят от специфики труда и условий производства. Производственная одежда подразделяется на профессиональную и специальную. Назначение п р о ф е с с и о н а л ь н о й одежды — предохранять от загрязнения, изнашивания и порчи одежду работающего или служить ему собственно одеждой. Спе ц о де ж ду изготовляют из специальных материалов в строгом соответствии с требованиями ГОСТов; назначение ее — предохранять работающего от вредных воздействий на производстве (костюм шахтера, работника химической промышленности) или обеспечивать выполнение определенных работ в необычных условиях (костюм подводника, пожарника, космонавта). С п о р т и в н а я одежда предназначена для спортсменов - участников состязаний и спортсменов-любителей, проводящих свой досуг в занятиях разными видами спорта; кроме того, спортивная одежда различается в зависимости от вида спорта (футбол, лыжный, теннисный, велосипедный спорт и т. д.). Форменную одежду делят на военную (повседневную и парадную), ведомственную и униформу. Цвет, материал, покрой и характер оформления военной и ведомственной одежды определяются государственным стандартом. З р е л и щ н ую одежду в зависимости от видов и жанров зрелищного искусства разделяют на театральную, эстрадную, цирковую. К зрелищной одежде относят также карнарнавально-маскарадные костюмы.
По способу употребления одежду делят на н и ж н ю ю, надеваемую на тело, и верхнюю, которую носят поверх нижней одежды (платье, юбка, пальто и др.).
В зависимости от того, из каких материалов изготовлена одежда, ее подразделяют на одежду из х л о п ч а т о б у м а ж ных, льняных, шелковых, шерстяных тканей и тканей из искусственных и синтетических в о л о к о н.

Глава II
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

         Моделирование одежды является видом декоративно—прикладного искусства, искусства художественного оформления предметов быта людей.
Термин «моделирование» происходит от слова «Модель», т. е. образец, и означает создание модели, по которой в дальнейшем будут изготовляться изделия на швейных предприятиях.
Моделирование одежды, создание костюма — это сложное и трудное искусство, требующее специальных знаний, высокого мастерства, фантазии и вкуса у художников, конструкторов, технологов.


ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

Искусство моделирования отличается от других видов декоративно-прикладного искусства тем, что оно непосредственно связано с человеком: создавая костюм, художник-модельер работает над формированием внешнего облика человека. При этом костюм играет активную роль. Костюмом можно выявить, подчеркнуть, сделать более яркими определенные внешние данные того или иного человека. С помощью костюма можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другие соотношения частям тела, скрыть недостатки телосложения. Цветом костюма можно также изменить оттенки кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица.
Наконец, костюмом можно выявить и подчеркнуть индивидуальный стиль человека
Таким образом, одежда является одним из компонентов, создающих определенный внешний облик человека.
Но облик отдельного человека в определенной мере обобщает наиболее характерные черты людей данного общества.
Внешние данные людей составляют только одну сторону образа видимую, иначе говоря — внешний облик, другую сторону образа составляют качества так называемого внутреннего порядка — это внутренний мир человека —характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, общая культура.
Следовательно, костюм является средством внешнего выражения духовного облика человека.
Чтобы создавать одежду, гармонирующую с образом людей нашей эпохи, модельер должен наблюдать и изучать стремления, интересы вкусы и требования, которыми живет общество должен проникнуться духом нашего времени, нашей эпохи.
Для нашего времени типично явление взаимосвязи и взаимовлияния художника-модельера и потребителя. Художник создает модели одежды, наиболее популярные из которых становятся модными. При выборе того или иного вида одежды человек ориентируется на информацию моды, использует ее основные направления, проявляя при этом свою индивидуальность, свой вкус. Происходит так называемая интерпретация моды, которая в свою очередь становится источником дальнейшего ее развития художником-модельером.  Известный французский художник Карден сказал по этому поводу так: «Я беру моду с улицы и возвращаю ее обратно»,
При моделировании одежды художник-модельер должен исходить из возможностей производства с учетом наличия необходимого сырья.
Важным условием моделирования является безупречное знание художником фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетания отдельных частей одежды и технологии ее изготовления.


ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ


Моделирование одежды основано на трех принципах:
1) соответствие одежды внешнему и внутреннему облику человека;
2) соответствие одежды ее назначению;
3) соответствие применяемого материала форме и назначению одежды.
.
Процесс создания как перспективной, так и промышленной модели состоит из двух этапов: разработки проекта (композиции) модели и выполнения проекта в материале. Оба этапа — от зарождения идеи, выраженной в эскизе, до воплощения этой идеи в соответствующих материалах процесс творческий. В нем участвуют художник (автор), конструктор, мастер-исполнитель, манекенщица. Ведущая роль при этом принадлежит художнику.
Работа над композицией. Работа начинается с подготовительного этапа, в котором художник решает следующие вопросы: 1) для кого создается модель одежды, 2) каково ее назначение, 3) какая форма наиболее точно отвечает назначению одежды, 4) какое цветовое и фактурное решение следует принять для осуществления художественного замысла, 5) какие материалы следует использовать для выполнения проекта — композиции, б) на каком производстве будут изготавливать в дальнейшем модель. В решении всех этих вопросов художник может исходить из различных источников, таких как традиционное народное творчество и национальный колорит, образы окружающей природы, образцы классического и современного декоративного искусства и др. Из всего многообразия декоративных мотивов автор отбирает то, что близко его творческой индивидуальности, что, по его мнению, способствует решению поставленных перед ним задач. При этом необходимо обязательно учитывать господствующее направление международной и отечественной моды, выражаемое в формах, пропорциях, линиях в одежде, преобладающей цветовой гамме, характере и виде отделки и т. д.
По окончании подготовительной работы, т. е. накопления и отбора первичного материала, художник приступает к самому трудному и решающему периоду творчества — выполнению своего проекта в виде эскиза. Основные требования, которые предъявляют к эскизу (рисунку): четкость, выразительность, законченность; возможно более полное отображение художественного замысла; современная манера выполнения. Каждая идея варьируется автором в различных эскизах несколько раз то в форме и покрое, то в цвете и деталях.
Выполнение композиции в материале. Эта работа начинается с изготовления выкроек, т. е. составных частей объемной формы изделия. На этом этапе создания модели в работу включается конструктор. Он должен «прочитать» замысел художника, выраженный в эскизе, и найти нужные средства и методы выполнения модели в материале.
Существуют различные методы воспроизведения формы модели, а следовательно, и получения выкроек.
1) Техническое конструирование—построение чертежа на плоскости, т. е. проектирование составных частей объемной формы изделия на плоскость. Вырезанные из ткани, эти части детали соединяются в объемную форму. 2) М у л я ж  н ы й м е т о д — создание формы из так называемой макетной ткани способом макетирования, наколки (на фигуре или манекене). Для этой цели преимущественно используют хлопчатобумажную бязь различных артикулов (при изготовлении макета легкого платья) или льняную и полульняную бортовку (при изготовлении макета изделия верхней одежды). Выкройки изготавливают, переводя макет на плоскость. З) К о м п л е к с н ы й м е т од включает в себя оба предыдущих и применяется в зависимости от сложности отдельных деталей модели. Наиболее часто муляжный и  комбинированный методы выполнения проекта используют при создании модели новых, сложных пропорций, сложного покроя, при наличии новых конструктивных линий в модели. Изготовленный одним из указанных способов макет примеряют на заранее отобранную манекенщицу. Примерка на  реальную движущуюся фигуру определенного сложения позволяет выявить желаемый силуэт и нужные пропорция, уточнить линии покроя в соответствии с фигурой, направление вытачек, складок, наметить расположение мелких деталей: клапанов, хлястиков, карманов и др. После уточнения на фигуре макет распарывают, раскладывают на плоскости, уточняют конфигурацию деталей одежды, после чего делают заново выкройки (лекала) с учетом всех необходимых поправок.
По уточненным лекалам из выбранного для данной модели материала раскраивают изделие, которое после сметывания вновь примеряют на манекенщицу. При примерке художник, конструктор и мастер-исполнитель обсуждают не только общий вид модели, но и технологическое ее выполнение, т. е. обработку каждой линии и детали и последовательность обработки всего изделия. Эта работа имеет огромное значение, так как какой бы интересной ни была модель по своему замыслу, из каких бы красивых тканей она ни выполнялась, неправильная или плохая обработка сведет на нет все ее достоинства. Точное и безукоризненное выполнение образца модели способствует повышению ее эстетической ценности. Творческое же начало в профессии портного, особенно при работе с новыми тканями, с применением новых форм и покроя изделия неизбежно приводит к созданию новых способов формообразования и более совершенной и прогрессивной технологии изготовления одежды.
Примерки образца модели производят в процессе его изготовления по мере необходимости. Законченную модель, дополненную соответствующими аксессуарами, демонстрируют на манекенщице.

1 2

Реклама