Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

1 2


Чтобы замысел, сложившийся в сознании модельера, получил конкретное детальное развитие, нужно решить композицию модели.
Творческая работа художника-модельера над композицией костюма должна быть направлена на выражение и воплощение содержания, вкладываемого в модель костюма с учетом его назначения.
Как уже известно, различные объемно-пространственные формы обладают свойством производить различные впечатления.
Эти свойства формы складываются из составляющих ее первичных сочетаний и связей этих элементов.
Каждый отдельный предмет одежды состоит из геометрического вида формы, величины и массы формы в целом и ее частей, а также цвета, рисунка и фактуры материала формы.
Эти элементы служат первичным и основным материалом в работе художника-модельера над композицией.
Одной из главных задач решения композиции является нахождение определенных соотношений и связей первичных элементов объемной формы, которые выражали бы функциональные и художественные качества создаваемой модели одежды. Многообразие элементов формы и безграничные возможности их сочетаний дают художнику возможность находить новые художественные решения.
Рассмотрим основные свойства первичных элементов формы (подробный разбор элементов композиции, их свойств и связей приведен ниже).
Геометрический вид формы. Каждый вид формы определяется тремя характеристиками степенью объемности, контурами формы в целом и ее частей и ее поверхностью (прямолинейной, криволинейной или ломаной).
Степень объемности зависит от соотношений измерений формы по трем координатам пространства; в формах одежды она имеет ограничение в пределах возможностей фигуры человека как опоры для одежды. Но и в этих пределах степень объемности одежды весьма разнообразна. Так, наименьшую объемность имеют формы, приближенные к вытянутой прямой или кривой линии, когда форма одежды сильно вытянута в одном измерении (линейный характер формы). Наибольшую объемность имеют формы, приближающиеся к форме куба или шара, выраженной в трех измерениях (объемный характер формы). Промежуточный по объему между линейной и объемной формами является форма, приближенная к плоскости прямоугольника, выраженной в двух измерениях (плоскостный характер формы).
Контур формы одежды, рассматриваемой со всех сторон, выражает ее объемность. Плоскостное зрительное восприятие объемных форм, ограниченных контурами, дает представление о силуэте одежды. Следовательно, форма и силуэт взаимосвязаны.
Общая форма, а следовательно, и силуэт одежды обуславливаются, в первую очередь, практическим назначением одежды и ее обязательной ролью — украшать человека, т. е. соответствовать его индивидуальным внешним данным. Форма и силуэт зависят также от направления моды.
Общая форма и силуэт одежды уже сами по себе могут выражать художественный замысел. Но они могут одновременно служить основой, или фоном, различных декоративных решений. Использование костюмно-декоративных деталей в одежде (карманов, хлястиков, отделки и т. п.) требует их соподчинения с формой и силуэтом одежды. Только тогда декорирование одежды деталями еще более выявит ее художественную сущность и усилит выразительность основной формы и силуэта.
П о в е р х н о с т ь  формы одежды может состоять из прямолинейных или криволинейных плоскостей (выпуклых или вогнутых): они могут быть также гладкими или ломаными. Ломаную поверхность формы образуют, например, различные драпировки, складки, плиссе, гофре, рюши. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению выразительности общей формы и силуэта одежды.
Величина формы. Этот элемент выражает соотношение одежды с фигурой человека, а также отдельных форм одежды между собой.
От величины формы зависит степень объемности, зрительная легкость или тяжесть формы одежды.
Разница двух и более форм по величине наиболее заметка при их сопоставлении.
Общая форма многих видов легкого и верхнего платья стоит из двух и более частей (лиф, юбка, рукава, воротник». Сопоставление величин форм этих частей по принципу большего или меньшего их различия дает множество решений. Чем резче проявляется разница в размерах одной формы по сравнению с другими, тем выразительнее, декоративнее форма и силуэт одежды в целом.
В моделировании одежды, в работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин. При этом величина формы в целом будет зрительно увеличиваться или уменьшаться. Так, мелкие детали (пуговицы, листочки, карманы и т. п.), расположенные на большой форме, подчеркивают, а крупные на той же форме уменьшают величину формы в целом (например, маленькие пуговицы на платье-пальто полуприлегающей формы и большие пуговицы на одежде той же формы зрительно изменяют одну и ту же величину формы).
Масса. Масса — это зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей: ширина плеч, обхваты груди, талии и бедер, размеры рукавов, воротника и др.
Все перечисленные элементы формы взаимосвязаны; изменение показателя одного элемента формы влечет за собой изменение показателей других элементов. Так, с изменением формы по величине изменяется и ее масса: большей по величине форме соответствует большая масса. Масса зависит от геометрического вида формы — силуэта одежды. Формы, приближенные к линейному характеру, имеют минимальную массу. Максимальной массой обладают формы, приближающиеся к форме куба. Следовательно, масса зависит от степени объемности.
На изменение зрительного весового количества формы одежды в целом и ее отдельных частей влияет степень заполненности формы конструктивными и декоративными линиями, деталями или отделками: чем меньше заполнена форма, тем больше будет казаться масса.
Зрительное изменение массы зависит также от величины деталей одежды. Например, воротник или карманы небольших размеров увеличивают массу; эти же детали, но увеличенного размера уменьшают массу одежды.
Цвет, рисунок и фактура материала. Эти элементы формы оказывают существенное влияние на внешний вид формы одежды и ее выразительность. Ц в е т обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать форме легкость или тяжесть, успокаивать или утомлять человека (см. гл. III, разд. «Цвет»).
Материал, оформленный р и с у н к о м, имеет различное заполнение поверхности, от этого зависит величина и масса формы одежды, выполненной из этого материала. Так, разреженный рисунок увеличивает, а уплотненный, сгущенный рисунок — уменьшает величину и массу одежды.
Ф а к тур а материала имеет большое значение для выявления степени объемности и массы одежды. Фактура ткани с ярко выраженной рельефностью (буклированная, в крупный рубчик, ворсовая) зрительно увеличивает объемность, тяжесть одежды; гладкие, прозрачные, блестящие поверхности, наоборот, зрительно уменьшают объем, придают легкость одежде. Ткани с длинным ворсом и завитковые меха (каракуль, клям, смушка) обладают свойством придавать форме монолитность, цельность, так как благодаря усиленной фактурной поверхности соединения отдельных частей формы не видны.

СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ


Для того чтобы одежда как объект декоративно—прикладного искусства обладала художественными качествами, необходимо объединение всех ее элементов в целостную форму. Такое объединение осуществляется на основе соразмерности, согласованности и соподчиненности всех элементов формы одежды.
Средствами решения композиции являются пропорции, ритм и симметрия.
Следуя своему замыслу, художник прежде всего должен найти наиболее выразительные соотношения частей одежды, т. е. их соразмерность—пропорции.
Форма каждого из предметов одежды, составляющих в совокупности костюм, состоит из ряда частей. Такая расчлененность одежды обуславливается зависимостью ее формы от формы фигуры человека, конструкцией и назначением одежды, качеством материала, из которого она выполняется и технологическим процессом ее изготовления. Кроме того, на характер членения одежды и костюма в целом влияют требования художественной выразительности костюма.
Членение формы одежды достигается к о н с т р у к т и в н ы м и    и    д е к о р а т и в н ы м и линиями. К первым относятся: низ рукава и всего изделия, линия втачивания рукава в пройму, контурные линии воротника и т. д.; ко вторым— различные декоративные швы, строчки, детали линейного характера (клапаны, листочки, пояс), линии отделки, а также орнаментация ткани.

моделирование одежды
Рис. 33


Формы одежды могут быть расчленены по горизонтали (рис. 33, а, б), вертикали (рис. 33, в) и диагонали (рис. 33, г). Существует два вида членения: полное, т. е, сплошное, и неполное, т. е. прерывистое. В первом случае форма одежды действительно разделяется на части (см. рис. 33, а), во втором — членение является только иллюзорным (см. рис. 33, 6). Соединяя различно направленные конструктивные и декоративные линии, членящие форму, можно создать многообразные формы одежды, сообщить ей необходимые пропорции, подчеркнуть значимость той или иной части одежды, установить равновесие всей формы.

моделирование одежды
Рис. 34, 35


С и м м е т р и я — это полное равенство одной половины целого другой половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму одежды деталей, линий и других элементов композиции по отношению к оси симметрии. Осями симметрии фигуры человека и одежды являются вертикальные линии середины переда и спины. Симметрия как средство гармоничного построения композиции образует спокойное равновесие частей и деталей формы одежды. Ось симметрии при этом является одновременно и осью равновесия.
В практике моделирования одежды решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. В том и другом случаях необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. Это достигается введением в форму конструктивных и декоративных линий, деталей, драпировок, отделок, зрительно создающих равновесие асимметричных частей одежды (рис. 34, 35).


СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ МОДЕЛИ

моделирование одежды моделирование одежды
Рис. 36
Рис. 37


Проектируемая модель одежды может быть выражена двумя способами и видами композиции:
1. Композицией на плоскости, имеющей два измерения.
2. Объемной композицией в пространстве, имеющей три измерения.
Первый способ выражения художественного замысла проектируемой модели одежды осуществляется техническими средствами р и с о в а н и я    в виде эскиза.
Второй способ осуществляется средствами м а к е т и р о в а н и я — н а к о л к и.
С помощью рисования художник не только и з о б р а ж а е т свой проект, но и р а з р а б а т ы в а е т композицию модели одежды.
Путем неоднократных зарисовок и варьирования основной формы модели, изменения ее пропорций и соотношения линий и отдельных деталей художник добивается законченного решения композиции разрабатываемой модели.
Существует множество технических изобразительных средств и художественных приемов разработки эскизов, выражающих замысел модельера. Из них в современной практике моделирования наиболее распространена графическая передача замысла
1) однотонным рисунком (рис. 36) — карандашом, пером, кистью и т. п.;
2) однотонным рисунком в соединении с цветом (приложение 3).
При изображении модели однотонным рисунком следует четко прорисовывать силуэт, линии покроя, форму деталей и аксессуаров, дополняющих одежду. Чтобы более полно и ясно выразить художественные достоинства композиции модели одежды, эскиз можно дополнить образцами материалов, необходимых для выполнения данного проекта.
Если в композицию модели одежды, выражаемой средствами рисунка, входит отделка в виде орнаментальной вышивки или кружева, то ее следует изображать в увеличенном масштабе или в натуральную величину на отдельном листе бумаги.
Эскизы, выполняемые однотонным рисунком и красками, являются наиболее выразительными. Цвет в соединении с четкими контурными линиями и линиями, являющими конструкцию и детали модели, наглядное изображение фактуры или узора материалов в эскизе дают полное представление о характере костюма.
Работа над эскизом должна начинаться с определения формата листа бумаги или картона и нахождения наилучшего расположения рисунка фигуры человека на этом листе.      
Поза фигуры и различные ее повороты должны быть тщательно продуманы, чтобы как можно точнее и нагляднее передать особенности проектируемой модели. Затем карандашом намечают контуры силуэта и пропорции всех частей формы модели, прорисовывают конструктивные и декоративные линии, детали, определяют расположение и форму отделки (если она входит в композицию одежды). Одновременно намечают форму прически и необходимые дополнения к костюму. далее проверяют и уточняют найденные пропорции и взаимосвязанность всех частей формы костюма между собой и с фигурой человека. Внеся в композицию необходимые изменения, рисунок теперь прорабатывают более тщательно. После этого на рисунок наносят краски заранее подобранных цветов и оттенков, а затем с помощью кисти, пера или фломастера выявляют контуры формы.
Обычно контурные линии силуэта одежды делают утолщенными, звучными, а линии, обозначающие конструктивные швы, вытачки, форму деталей,— легкими, тонкими.

        Эскиз, в котором выявлены покрой и отделка, показаны все дополняющие модель предметы (шляпа, обувь, сумка и пр.), точно отражает замысел художника. Однако он не дает полного отражения объемной формы модели.
       Для выявления объемной формы модели применяют второй способ выражения замысла — макетирование, или наколку, т. е. создание объемно-пространственной композиции. С помощью наколки макетной ткани (обычно бязи) на манекене или фигуре человека художник создает нужную форму. Такой способ позволяет более наглядно выразить особенности объемной формы модели, найти ее пропорции, определить характер конструкции и отделки. Сметанная и примеренная на конкретную фигуру человека, наколка является по существу эталоном модели. Большое значение макетирование имеет при моделировании легкого женского платья и верхней одежды сложного покроя, а также при разработке новых решений образцов одежды перспективного направления моды.
         При моделировании драпированной одежды наколка-макетирование является единственным средством, дающим возможность точно выразить пластические особенности драпировок, их форму, глубину и направление. Преимущество макетирования заключается также в том, что объемные формы, переведенные затем на плоскость, могут служить выкройкой модели. Для этого макет разъединяют на составные части (распарывают швы) каждую часть раскладывают на листе бумаги и тщательно очерчивают, выверяя по всем соединительным линиям (срезам).
При разработке композиции часто используют оба способа:сначала выполняют эскиз, затем производят наколку, уточняя на макете замысел модели.

силуэт и линии


Силуэтом называется плоскостное однотонное или контурное изображение какого-либо предмета (рис. 37). Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы.
Силуэт одежды не может быть выражен, если в его основе нет определенной формы, созданной линиями.
Внешние очертания, контур силуэта одежды создают л и  н и и. Благодаря линиям в силуэте одежды могут быть раскрыты идеи простоты и лаконичности, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамики) и экстравагантности и т. д. Линии придают силуэту выразительность, определяют пропорции, способствуют раскрытию замысла композиций, выражают направление моды.

Силуэт
моделирование одежды теория моделирования одежды
Рис. 38, 39
Рис. 40

Возникновение понятия силуэта одежды следует отнести к тем временам, когда первобытные люди начали применять покровы.
Шкуры животных, древесная кора, волокна растений, рыбьи пузыри, перья птиц — все, что могло защитить тело от холода или жары, дождя и ветра, служило покровом для тела. Уже в те далекие времена для удобства ношения человек придавал покровам ту или иную форму путем сшивания материалов при помощи тонких заостренных костей, используемых в качестве игл.
Попытка придать бесформенным материалам — шкуре, волокнам, перьям, необходимую форму видна из рис. 38. На рис. 38, а изображен силуэт первобытного человека, одетого в шнуру-покрывало, держащуюся на верхнем опорном поясе фигуры и явившуюся прототипом современной наплечной одежды — плаща, туники, пелерины. На рис. 38, 6 изображен силуэт с закрытой нижней частью туловища с набедренной повязкой из растительных волокон, ставшей прообразом современных трусов и юбок.

В дальнейшем с развитием скотоводства и земледелия человек научился получать шерсть, выращивать лен, хлопок, коноплю. Сначала путем ручного плетения, а затем с помощью простейших ткацких станков люди стали создавать материалы для одежды. Покровы приобрели более удобную, утилитарную форму. Претерпевая множество стадий развития, бесконечно видоизменяясь, силуэт одежды становится более определенным и выразительным, основываясь на тех или иных опорных (конструктивных) поясах и выражая то или иное направление моды господствующего стиля.

Различают силуэты двух основных видов.
1. С к у л ь п т у р н ы й— выявляющий и повторяющий формы человеческого тела, выявляющий как достоинства, так и недостатки фигуры (рис. 39, а).
2. Д е к ор а т и в н ы й — отступающий от естественных очертаний фигуры, маскирующий и скрывающий ее естественные линии, зрительно деформирующий и искажающий пропорции и формы тела. Декоративный силуэт как бы отвлекает внимание от естественных форм фигуры человека (рис. 39, 6).
Сравнение силуэта с геометрическими фигурами и различными предметами. Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами (рис. 40). Так, силуэт, основные линии которого параллельны, напоминает прямоугольник (рис. 40, а). Если же основные линии расходятся внизу, силуэт сравнивают с трапецией (рис. 40, 6). Силуэт с расходящимися вверх и вниз от линии талии линиями напоминает два треугольника с вершинами в общей точке (рис. 40, в). Если силуэт образован плавными кривыми линиями, то его сравнивают с овалом (рис. 40, г).
Силуэты могут быть схожи с более сложными геометрическими фигурами, соответственно сочетаясь: полуовал с прямоугольником или трапецией, трапеция с прямоугольником или трапецией и т. д.
       Иногда силуэт сравнивают с различными буквами, предметами и т. д. Так, в период, когда линия плеча была искусственно расширенной, а низ силуэта был построен на прямых вертикальных линиях, силуэт сравнивали с закрытыми ножницами. Впоследствии расширение силуэта в его нижней части привело к сходству с раскрытыми ножницами.
        Силуэт, изображенный на рис. 40, в сравнивали с букой Х, а с сильно зауженными плечами и плавно расширенным низом—с буквой А.

       Силуэт юбки, сильно суженный книзу, называли бочонком, а силуэт юбки, пышной по линии талии и слегка суженной книзу,— тюльпаном или каплей воды.
      Силуэт, заметно суженный в области груди и плеч и расширенный внизу, носит название амфоры.
     Силуэт, напоминающий овал (рис. 40, г), сравнивают с веретеном и т. д.

теория моделирования одежды
Рис. 41


Изображение силуэта в профиль. В большинстве случаев силуэт одежды воспроизводят в фас (в журналах мод, эскизах, набросках). Если такое изображение не дает точного представления о модных линиях и формах (когда акцент моды сосредоточен на спинке), то силуэт воспроизводят в профиль. Так, на рис. 41, а изображен силуэт пальто с легкой, динамичной, как бы летящей спинкой. На рис. 41, 6 показано платье, в котором основная масса ткани сосредоточена на заднем полотнище юбки в виде глубоких, мягких фалд (юбка с движением назад»). На рис. 41, в показан короткий жакет с большим мягким напуском на спинке, а на рис. 41, г — жакет с баской, гладкой спереди и с глубокими фалдами на спинке, придающими остроту всей модели.

теория моделированияодежды
Рис. 42


Развитие силуэта одежды ХIХ—ХХ вв. На рис. 42 показано развитие силуэта женского платья за 150 лет (1800—1950 гг.). Каждый из представленных силуэтов имеет свои характерные линии, выявляющие или скрывающие, а иногда и намеренно искажающие естественные линии фигуры.
Л ин и я   т а л и и — основная, ведущая линия в композиции одежды.  Подчеркиванием этой линии в конструкции выявляют пропорциональность строения фигуры.        Чаще всего линия талии на одежде сохраняет свое естественное положение, однако были периоды, когда линию талии располагали несколько выше (см. рис. 42, силуэты 1801 и 1819 гг.) или ниже ее естественного положения (см. рис. 42, силуэт 1927 г.), что создавало новые пропорциональные соотношения, зрительно изменяющие облик фигуры. Иногда талия была чрезмерно выражена, резко заужена. В одних случаях этого достигали соединением маленького лифа с непомерно широкой юбкой — кринолином (см. рис. 42, силуэты 1830, 1850 гг.), в других случаях — применение специальных корсетов, создававших талию рюмочкой (см. рис. 42, силуэты 1865, 1880, 1885, 1895 гг.).
        Для начала ХХ в. характерным был силуэт (см. рис. 42, силуэт 1901 г.), зрительно искажающий линию талии и всю фигуру в целом. В профиль силуэт напоминал латинскую букву S. Добивались этого с помощью .корсета специальной формы.
С 1916 г. корсет в женской одежде перестали применять, линия талии стала постепенно расширяться. В 1925—1927 гг. она теряет свои очертания и перемещается на линию бедер. Лиф становится очень длинным, юбка — чрезмерно короткой, силуэт напоминает фигуру мальчика. В 1931 г. линия талии в одежде снова возвращается на свое естественное место. Сначала она настолько слабо подчеркнута, что разница между обхватами талии и бедер почти неощутима, однако постепенно талия суживается и одежда принимает естественные очертания фигуры.
         В 1945 г. линия талии незначительно перемещается вниз, лиф удлиняется, юбка укорачивается. С 1950—1952 гг. линия талии вновь возвращается на свое естественное место.
         Линия п л е ч а на всех силуэтах до 1938 г. имеет естественное наклонное положение. Возникали лишь изменения длины линии плеча. В 1938 г. впервые в истории моды линия плеча становится искусственно прямой (горизонтальной), что достигается путем использования ватных прокладок. Такое направление в моде с некоторыми изменениями сохранилось вплоть до 1952 г.
         Л и н и я г р у д и в период различной моды была расположена по-разному. В начале ХIХ в. она была заметно приподнята, завышена (силуэты 1801, 1819 гг.). В последующее время расположение этой линии более естественное, хотя форма груди несколько искажена, поскольку фигура стянута корсетом.
        Характерным периодом в развитии силуэта являются 1925—1927 гг., когда модной считалась мальчишеская фигура с абсолютно плоской грудью (для этого грудь бинтовали;
(см. рис. 42, силуэт 1927 г.).

терия моделирования одежды
Рис. 43


Л и н и я    б е д е р является весьма существенной в женской одежде, так как она больше всего подчеркивает женственность силуэта. В костюме ХIХ в. линию бедер в одежде искусственно расширяли, применяя в 50—60-х годах кринолины, а в 70—80-х годах — турнюры и фижмы . В строгом силуэте современной деловой одежды линию бедер не подчеркивают, скрадывают.
Л и н и я   н и з а    играет важную роль в определении пропорции силуэта, так как от величины видимой части ног весь силуэт принимает тот или иной вид. Так, одежда длиной до пола придает фигуре монументальность или торжественность.
В течение всего ХIХ и в начале ХХ вв. женщины носили платья до пола, иногда со шлейфом (см. рис. 42). Начиная с 1910 г., линия низа несколько перемещается вверх, до уровня щиколоток. Постепенно одежда укорачивается, открывая икры ног, колени и отчасти бедра (мини- юбки).
Из всего изложенного можно сделать следующий вывод:
при создании силуэта любая, даже незначительная, линия может явиться решающей. На рис. 43 изображены два силуэта с одинаково расположенной линией талии, одинаковой длиной и шириной юбки, но с различной формой линии плеч — искусственно прямолинейной и естественно покатой. Это незначительное различие делает оба силуэта совершенно непохожими один на другой.

    1 2

   РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

Реклама