Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ


Определения и терминология
Цвет — это физиологическое ощущение человека, воспринимаемое непосредственно сетчаткой глаза.
При разложении пучка белого цвета получается цветная полоса — спектр. Цвета, составляющие эту полосу, называются спектральными цветами.
В спектре всегда сохраняется одна и та же последовательность расположения семи основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый, сине-голубой и др.
Все цвета делятся на хроматические ароматические и п е р е х од н ы е — от ароматических к хроматическим или от хроматических к ароматическим
Основные спектральные цвета и их промежуточные называются хроматическими (в переводе с греческого — окрашенными).
Ахроматические цвета (неокрашенные) белый, серый и черный — иначе называют нейтральными Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями
Хроматические цвета определяются тремя физическими показателями: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Ц в е т о в о й    т о н отличает хроматические цвета один от другого н а с ы щ е н н о с т ь является показателем силы цвета и чистоты цветового тона, который характеризуется примесью к хроматическому цвету ахроматического.
Каждый цвет может быть темнее или светлее, сохраняя свой цветовой тон. Если в банку с водой накапать синих чернил и полученную смесь размещать, то получится бледно-синий раствор. По мере прибавления чернил раствор будет темнеть и приобретет густой синий цвет. В данном случае происходит постепенное уменьшение светлоты и увеличение насыщенности одного и того же цветового тона. Или наоборот, когда в стакан с сиропом темного цвета наливают газированную воду, происходит уменьшение насыщенности и увеличение светлоты.
Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Сюда же относятся невидимые в спектре пурпурные цвета, образуемые наложением друг на друга крайних, т. е. красных и фиолетовых, цветов видимой части спектра. Цвета, расположенные между основными спектральными (промежуточные: желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый и другие),— менее насыщенные; их называют с л о ж н ы м и, с п о  к о й н ы м и, сдержанными.
Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему цветов: белого или черного. Цвета с примесью любого ахроматического цвета называют м у т н ы м и, причем цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются р а з б е л е н н ы м и (например, кремовый, розовый или сиреневый цвета), а путем добавления черного цвета — з а т е м н е н н ы м и. Так, коричневые цвета, которых нет в спектре, образуются в результате смешения желтого, оранжевого или красного цветов с черным цветом.
Кроме того, хроматические цвета делят на т е п л ы е и х о  л о д н ы е. К теплым цветам принято относить желтые, оранжевые, желто-красные, желто-зеленые, т. е. все цвета с примесью желтого, а к холодным — сине-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые, т. е. все цвета с примесью синего.
Все хроматические цвета делятся на д о п о л н и т е л ь н ы е контрастные и родственные сближенные.
Ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности, называют гам мой, или тональностью. Так, если все части костюма светлых, малонасыщенных цветов, говорят, что костюм решен в светлой гамме или светлых тонах. Если весь костюм одного цвета, но нескольких оттенков, то решение т ого костюма называют тональным. Например, костюм из тканей нескольких оттенков зеленого цвета называют выдержанным в зеленых тонах или в зеленой гамме (см. приложение 5).
Кроме общепринятой технической терминологии существуют профессиональные определения некоторых качеств  цвета Художники-модельеры часто употребляют такие определения цветов, как пастельные и акварельные. П а с т е л ь н ы м и называют цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков. Это определение заимствовано из живописи, выполняемой пастелью, т. е. прессованными цветными карандашами — мелками.
Светлые, легкие тона, называемые а к в а р е л ь н ы м и, ассоциируются с прозрачностью, воздушностью тончайшего красочного слоя и мягкой расплывчатостъю акварельной живописи.
Закономерности составления гармонических сочетаний цветов
В моделировании одежды практически используется небольшое количество цветов.    Основой при составлении различных цветовых сочетаний в костюме является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Это различие выражается тремя видами соотношений цветов друг к другу: тождеством, нюансом и контрастом.
Гармонические цветовые связи, сходные по цветовому тону, насыщенности или светлоте, называются т о ж д е с т в о м, связи незначительного различия — н ю а н с о м, противоположная цветовая характеристика — к о н т р а с т о м.
Гармония сочетаний ахроматических цветов. Ахроматические цвета, обладающие только светлотными различиями, могут гармонично сочетаться в двух и трех цветах. двухцветные сочетания выражаются либо как нюанс двух близко расположенных цветов в ряду, либо как контраст далеко отстоящих в ряду цветов по светлоте. Количественные же отношения взятых ахроматических цветов могут строиться как тождество, нюанс и контраст.
Трехцветное гармоничное сочетание может быть выражено в четырех соотношениях по светлоте и количеству цветов:
поровну светлого, среднего и темного;
много светлого и сближенного по светлоте среднего тона, мало темного;
много темного и сближенного с ним по светлоте среднего тона, мало светлого;
много среднего тона и мало светлого и темного.
Гармония монохромных сочетаний. Рассмотренные выше закономерности составления гармонических сочетаний распространяются и на цветовые ряды от хроматического к ахроматическим цветам. Такие цветовые сочетания называются еще м о н о х р о м н ы м и, т. е. одноцветными. И здесь не следует брать больше двух-трех оттенков данного цветового тона. Иначе снижается связь и выразительность их сочетаний.
Особенно значительна роль белого и черного цветов как компонентов композиции одежды. В силу своей цветовой нейтральности белый и черный цвета способны к гармоническим связям со многими хроматическими чистыми и сложными (производными) цветами.
Рассмотрим основные монохромные гармонические сочетания с белым и черным цветами, создающие различные ощущения.
1. Белый и чистый хроматический цвета (желтый, оранжевый, зеленый и другие спектральные цвета) образуют броские, напряженные сочетания. Белый цвет выявляет звучность цветового тона, в силу чего создается ощущение декоративности, праздничности.
Такие сочетания цветов эффектны, активны (динамичны). Сочетания белого и чистого хроматического цветов основаны на гармонии контрастов, т. е. на отношении противоположных характеристик спектрального и белого цветов.
Черный и чистый хроматический цвета также образуют броские, напряженные сочетания. Но черный цвет обладает способностью несколько ослаблять яркость и чистоту цветового тона. В силу этого напряженность, броскость сочетаний чистого хроматического цвета с черным уменьшается по мере удаления от одного крайнего цвета спектра к другому (от красного к фиолетовому).
Эта закономерность распространяется и на промежуточные (производные от основных) цвета.
2. Белый и светлый, разбеленный хроматический цвета (кремовый, розовый, оливковый и другие пастельные тона) соединяются органично и легко, создавая ощущение свежести, нарядности.
Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (спокойны, статичны).
Гармония сочетаний хроматических цветов. Более сложными в составлении гармонических сочетаний являются отношения хроматических цветов. Основные из них — это сочетания двух цветов хроматического цветового круга .
Свойства цветов и их использование в моделировании
Цвет окружает и сопровождает человека повсюду. Эмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно различные цвета и их сочетания вызывают различные чувства и ощущения, меняют настроение, навевают опреде-
* Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии разработаны А. И. Черемныхом. Сведения об основных сочетаниях цветов хроматического цветового круга достаточно полно приведены в книге А. И. Черемныха «Основы художественного проектирования одежды», М., изд-во «Легкая индустрия», 1968.
ленные образы. Темные, мрачные тона удручают, действуют на нас подавляюще, светлые,— наоборот, радуют, создают приподнятое настроение. Существуют даже выражения, связанные с цветовой характеристикой: «темные силы», «черный день»,
«серая жизнь», «розовые мечты», «светлый разум».
Тесно связано с цветом и восприятие человеком окружающей природы. Ослепительное солнце, красно-желтый ореол вокруг него, сине-голубое небо, зеленые поля и леса — вот открывается летом в природе глазам человека. Каждый из этих цветов, увиденный в другое время года, ассоциируется с образами природы летней поры. Багряно-желтые цвета вызывают воспоминания осеннего леса.
Цвет может вызвать ощущение тепла и холода. Теплыми обычно называют красный, оранжевый и желтый цвета, холодными голубой и фиолетовый. Эти ощущения основаны на объективных ассоциациях: красный и оранжевый цвета напоминают огонь, заход солнца. Голубой цвет, напоминающий необъятные просторы неба и моря, действует успокаивающе. Одни цвета действуют на человека успокаивающе, другие раздражают и утомляют. В связи с этим на производстве рекомендуют использовать спокойный, зеленоватый колорит для окраски стен и оборудования. В производственной спецодежде избегают ярких красных цветов, поскольку они привлекают к себе внимание и быстро утомляют.
Цвет влияет и на гигиенические свойства одежды, особенно в летнее время. Для лета предпочтительны светлые ткани, обладающие большой способностью отражать солнечные лучи. Цвета красных, оранжевых и желтых оттенков очень хорошо отражают тепловую часть солнечного спектра — инфракрасные лучи (в Средней Азии поэтому предпочитают носить платья красных оттенков).
Отношение человека к цвету, выражающееся в предпочтении одних тонов и цветовых сочетаний другим, характеризует его темперамент, вкус.
В народной одежде цвет и цветовые сочетания означают проявление национального вкуса, традиций, национальных обычаев и обрядов, возрастных отличий. Так, понятие девичьей красоты, проявление жизнеутверждающего начала у русской крестьянки связывалось с красным цветом, который преобладал и в одежде, и в других предметах обихода. В настоящее время выбор того или иного цвета диктуется возрастом человека: яркие, насыщенные, чистые цвета и контрастные сочетания больше подходят молодежи, а сдержанные, сложных оттенков — людям зрелого возраста.
Восприятие веса и объема также зачастую переплетается с ощущением цвета. Теплые и светлые цвета обладают свойством  «выступать вперед» (выступающие), а холодные и темные - «уходить назад» (отступающие).  Поэтому предметы, окрашенные в теплые цвета кажутся расположенными ближе, чем предметы, окрашенные в холодные тона, хотя они будут находиться на одинаковом расстоянии от глаза.
Это свойство широко используют в композиции костюма. Полные фигуры в костюмах холодного темного цвета кажутся меньшего объема в силу того, что цвет как бы отдаляет их. Те же фигуры в костюмах светлого теплого тона будут казаться более объемными, чем они есть на самом деле, следовательно белый цвет всегда зрительно увеличивает объем, а черный предельно его уменьшает.
Свойства цветов выступать и отступать, увеличивать и уменьшать объем используют при моделировании костюма и тогда, когда хотят добиться большей разницы в объемах отдельных частей костюма. Например, для зрительного уменьшения объема бедер (большинство женщин в бедрах шире, чем в плечах) такой вид женской одежды, как блузка и юбка, строят на соотношении двух цветов различной насыщенности или светлоты. Однако в любом случае юбка должна быть более темной, чем блузка. Только тогда объем верхней части фигуры будет казаться увеличенным а нижней — уменьшенным.
Изменение цветов от непосредственного соседства одного с другим называется одновременным контрастом цветов.
На темном фоне или рядом с ним все цвета светлеют, а на светлом или рядом с ним— темнеют. В этом легко убедиться положив кусок гладкокрашеной серой ткани одним краем на белый фон, другим — на черный.
Это — так называемое явление контраста по светлоте. Цвета, находясь на хроматическом фоне или рядом с ним, изменяются в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.
Дополнительные цвета от соседства одного с другим усиливают насыщенность цвета, выявляют и взаимно подчеркивают друг друга. Например, довольно спокойному красному цвету можно придать более сильное звучание, если его дать в окружении зеленого цвета.
Родственные, близкие между собой цвета в окружении более насыщенного цвета того же тона теряют в насыщенности, как бы обесцвечиваются Если два синих цвета разной насыщенности расположить рядом, то один из них менее насыщенный — как бы посереет.
Белый цвет в соседстве с красным, желтым, оранжевым приобретает теплый оттенок.
Свойства цветов при взаимодействии один с другим в одном случае усиливать или ослаблять свое звучание, в другом— изменять оттенок имеют большое значение. Знание свойств цветов и их взаимодействия помогает художнику претворять в жизнь  определенные художественные замыслы.
В тесной связи с явлением одновременного контраста цветов находится вопрос, почему одному человеку идет одежда данного цвета, а другому не идет. Здесь также проявляется взаимодействие цветов: цвета костюма и оттенка кожи (особенно кожи лица), цвета волос, глаз. Поэтому, если у женщины теплый, нежный цвет лица, светлые желтоватые волосы, то ей к лицу костюмы голубых и синих тонов. Брюнетке с тем же цветом лица, но иссиня-черным оттенком волос идут желтые, насыщенные цвета, а женщине с рыжими, огненномедными, бронзовыми волосами — зеленые. Женщине пожилого возраста, кожа которой стала блеклой, нельзя, как правило, рекомендовать одежду темно-лилового или лилового с синим оттенком цветов, иначе кожа будет казаться желтовато-землистой.
В случае нежелательного цветового контраста при взаимодействии цвета костюма с цветом лица и волос, его можно избежать, разделяя два цвета нейтральными цветами, такими как белый, черный, серый и близкий к ним бежевый в отделке или дополнениях к костюму. Эти цвета как бы изолируют цвет костюма от цвета лица, шеи, рук. В качестве отделок и дополнений могут быть использованы канты, бейки или кружена по краю горловины и рукавов, воротники, меховая отделка, косынки, шарфики, ожерелья и т. д.
Положительным свойством всех малонасыщенных разбеленных (пастельных) цветов является их гармоничное сочетание один с другим в любых количественных отношениях. Это свойство позволяет одновременно вводить в композицию как одного изделия, так и комплекта одежды, несколько различных по цветовому тону оттенков и создавать красочные, нежные сочетания. Из практики известно, что пастельные тона к лицу, за редким исключением, всем людям.
Работая над композицией одежды конкретного назначения, выбирая для нее определенный цвет, нельзя не считаться с таким его свойством, как изменение при вечернем искусственном освещении. Если туалет предназначен для вечера, то цвет ткани следует выбирать только при электрическом освещении, и наоборот, ткань не для вечернего костюма нельзя выбирать при искусственном свете. Это объясняется тем, что при искусственном освещении цвета тканей значительно изменяются. Так, красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, Причем красные цвета становятся насыщеннее, оранжевые — краснеют, а светло-желтые выбеливаются. Голубые, синие и фиолетовые цвета темнеют, при этом голубые заметно зеленеют, синие становятся менее насыщенными, темно-синие кажутся черными некоторые синие чуть краснеют, фиолетовые краснеют в значительной степени. Например, сиреневый цвет (фиолетовый малой насыщенности и большой светлоты) становится значительно краснее; некоторые фиолетовые цвета даже трудно бывает отличить от пурпурных. Зеленые цвета желтеют (при искусственном освещении они более теплые); светлота желто-зеленых цветов не изменяется.

 

Реклама