–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. –” ј¬ј

1 2

–укава
–укав — очень ответственна€ часть одежды. ќт его формы, покро€ и обработки зависит не только удобство издели€ при носке, его общий вид, но и характер силуэта одежды. »змен€€ форму рукава, разнообраз€т силуэт.

Ћини€ плеча €вл€етс€ одной из самых существенных линий в силуэте одежды. ¬ журналах мод при по€влении новой модной линии привод€т специальные эскизы-наброски, характеризующие и подчеркивающие эту линию (рис. 192). ќсобенно это характерно дл€ периодов, когда мода делает акцент на линию плеча, когда последн€€ €вл€етс€ главной в силуэте одежды.
“ем не менее во всех случа€х рукав должен сочетатьс€ с общей композицией модели.
„тобы у€снить пон€тие «лини€ плеча», следует детально разобрать весь п л е ч е в о й п о € с: плечо, пройму и втачной рукав, так как они неотделимы один от другого.
Ќа р€де характерных примеров (рис. 193) проследим за шириной плеча, его наклоном, линией проймы, постепенным, плавным или резко выраженным переходом плеча в рукав, а также за формой самого рукава, его длиной и линией низа.
ѕр€мой рукав, втачанный в пройму лифа по естественной линии сочленени€ руки с туловищем, €вл€етс€ основным, классическим (рис. 193, а).
Ќа рис. 193, 6 изображен рукав, типичный дл€ плать€ 30-х годов ’I’ в. Ћини€ плеча естественна€, покатал, удлиненна€ покроем лифа. Ћини€ проймы широка€, кругла€.     
ѕереход от лифа к рукаву резкий. –укав очень пышный, на сборках по линии оката, скрывающий очертани€ руки. «аканчиваетс€ он манжетой.
–укав, характерный дл€ плать€ конца ’I’ в., показан на рис. 193, в. Ћини€ плеча также поката€, но неестественно укорочена. ѕройма предельно маленька€, плавно соедин€юща€с€ с узким рукавом, повтор€ющим форму руки.

         »нтересным €вл€етс€ период, когда естественна€ лини€ плеча мен€ет свое очертание благодар€ искусственным прокладкам — подплечикам. “ем самым измен€етс€ и характер всего силуэта женской фигуры (1938—1952 гг.).
¬ 1938 г. стал модным рукав типа окорока (рис. 193, г), пышный в окате и суживающийс€ к кисти. Ћини€ плеча еще естественна€, поката€, слегка укороченной длины (9—10 см). ѕройма округла€, переход от лифа к рукаву резкий. –укав как бы наползает на пройму.     
—борки, защипы, встречные складки, оформл€ющие окат, поддерживаютс€ искусственно проложенными внизу прокладками (накрахмаленными оборками тюл€, корсажной лентой, канвой).
¬ 1939 г. лини€ плеча тер€ет свое естественное наклонное направление: в результате использовани€ ватных прокладок она занимает горизонтальное положение. ¬ моде все тот же рукав типа окорока, пышный в окате, суживающийс€ от локт€, гладкий у кисти, без манжеты (рис. 193, д).
«атем типичным становитс€ плавный переход от лифа к пройме. –укав принимает пр€мую форму (типа трубы), иногда с небольшим расширением книзу. Ћини€ плеча примерно така€ же (рис. 193, е).
— 1947—1948 гг. становитс€ модной нова€ лини€ плеча, котора€ постепенно принимает форму седла (рис. 193, ж). ¬атные прокладки здесь больше. —нова рукав расшир€етс€ в окате и суживаетс€ книзу. Ќиз рукава заканчиваетс€ манжетой с острыми концами.
— течением времени ранее характерное повышение и изгиб линии плеча исчезают. –укав становитс€ гладким в окате, с плавным переходом к пройме (рис. 193, з). ѕлечо расшир€етс€, пройма углубл€етс€. ¬атные подплечики расшир€ют плечи и поддерживают окат рукава.
¬ 1953 г. медленно входит в моду прежн€€ естественна€ поката€ лини€ плеча. ¬ первое врем€ пройму делали очень заниженной (удлиненное плечо до 23 см, рис. 193, и). –укав пр€мой, суживающийс€ книзу, без посадки по окату. ѕереход от рукава к лифу плавный; лини€ проймы едва видна, так что создаетс€ даже впечатление цельнокроеного рукава. «атем, когда втачной рукав снова становитс€ широко попул€рным, лини€ проймы оп€ть занимает естественное положение.
—овременный втачной рукав характерен высокой посадкой оката (на естественном месте сочленени€ рукава с туловищем; см. рис. 193, а). ѕройма лифа узка€. –укава разнообразных форм: пр€мой узкий с локтевой вытачкой; пр€мой с большим раструбом книзу (рис. 193, €); пр€мой на манжете; пышный по окату на высокой манжете с большим количеством сборок внизу (рис. 193, л). ѕопул€рен рубашечный рукав (без посадки) с низко расположенной проймой (рис. 193, м). длина рукавов тоже различна: длинный—до косточки зап€сть€, длиной /8, 3/4, до локт€.
’арактерной чертой современного легкого плать€ (молодежна€ мода) €вл€етс€ то, что рукав зачастую отсутствует (плать€ без рукавов) независимо от сезона.
¬ костюмах и пальто примен€етс€ двухшовный рукав (см. гл. VI).
–аньше в течение многих лет как в верхней одежде, так  и в  легком платье практиковали очень длинный рукав («на вырост»). ѕри опущенной руке он закрывал часть кисти, лини€ низа имела наклонное направление. «атем получает распространение нова€ длина (3/4 и /8). ¬ этом случае лини€ низа рукава горизонтальна€.
¬ообще лини€ низа придает рукаву законченность, элегантность, а иногда и особую выразительность. Ёта лини€ всегда св€зана с формой и длиной рукава. “ак, длинные и полудлинные рукава часто заканчивают манжетой (рис. 194). —оедин€ют рукав с манжетой различными способами, примен€€ сборки, защипы, встречные или односторонние складки, насыщенность, направление и расположение которых вли€ют на форму всего рукава.


ћанжеты бывают узкие или широкие (рис. 194, а), пр€мой формы (рис. 194, 6) или выкройные (рис. 194, а и в), с мысиком (рис. 194, г), с застежкой (рис. 194, а и 6) и без нее (рис. 194, в и з).
ѕри формировании различных современных рукавов к манекену прикалывают ватную руку, надевают макет лифа и  тщательно провер€ют очертани€ проймы. Ћюбой недостаток может резко отразитьс€ на внешнем виде рукава и лифа (морщины, заломы, перекосы и т. п.), стать причиной неудобства издели€ при носке (рукав т€нет, затруднено подн€тие руки, неудобство при сгибе руки).
”кажем на наиболее типичные случаи неправильного оформлени€ проймы (рис. 195, сплошные толстые линии). Ќа полочке лифа ткань в области проймы не должна быть излишне вырезана как по линии ширины груди (рис. 195, а), так и внизу у бокового шва (рис. 195, 6). Ќедостатком может €витьс€ и наползание ткани, когда пройма недостаточно вырезана (рис. 195, в).
ѕодобное неправильное оформление проймы на спинке лифа также недопустимо.
ѕроверив и уточнив линию проймы, переход€т к сн€тию мерок (рис. 196):
длина рукава 1 — от верхней точки сочленени€ руки с туловищем (верхней точки оката) до косточки зап€сть€;
длина рукава до локт€ 2 (эту мерку наход€т одновременно с меркой длины рукава);
высота оката рукава 3— от верхней точки сочленени€ руки с туловищем до подмышечной впадины;
ширина рукава у проймы 4;
ширина низа рукава 5.


–азмеры пр€моугольного куска ткани дл€ наколки должны соответствовать мерке длины рукава плюс 4 см на подгиб и мерке ширины плюс припуск на швы. “кань складывают пополам (по ее длине). Ќить основы должна проходить по сгибу ткани. ќтмер€ют высоту ската плюс 2—« см на подгиб. ќт мерки высоты ската срезы ткани скалывают до низа. Ўов вывертывают внутрь, излишки ткани срезают. ѕодготовленную ткань надевают на ватную руку, после чего начинают наколку.
–укав пр€мой одношовный (рис. 197). ¬верху загибают 2—3 см; первой булавкой прикалывают ткань к лифу у плечевого среза. Ќить основы должна располагатьс€ вертикально (рис. 197, а). ¬торую булавку закалывают спереди на линии ширины груди, а третью - сзади, на линии ширины спинки (рис. 197, 6). ѕри закалывании второй и третьей булавок провер€ют нить утка, котора€ должна располагатьс€ горизонтально. «акалывают булавки по окату, дела€ небольшую посадку ткани, и закрепл€ют рукав внизу—у бокового шва.
≈сли лиф пр€мой или полуприлегающей формы, то шов рукава может совпадать с боковым швом лифа. ≈сли же лиф прилегающей формы и боковой шов смещен в сторону спинки, шов рукава смещаетс€ на 1,5—2 см в сторону переда лифа, не совпада€, таким образом, с боковым швом лифа.
ѕри наколке рукава могут возникнуть недостатки, которые следует устранить.
“ак, причиной морщин и перекосов может €витьс€ неправильна€ посадка ската рукава. „тобы избежать этого, надо следить за правильным направлением нитей утка и основы (соответственно горизонтальное и вертикальное направлени€).
¬здернутость рукава в скате влечет за собой перекосы, диагональные морщины (рис. 198, а). ѕричина — скат недостаточно высок. —ледовательно, надо увеличить скат или углубить низ рукава (рис. 198, 6).
ѕричиной поперечных заломов в скате (рис. 199, а) €вл€етс€ недостаточна€ ширина оката или самого рукава у проймы.

–укав надо расширить- (рис. 199, 6).

Ќиз пр€мого длинного рукава оформл€ют при согнутом положении руки. Ћини€ низа должна быть расположена под пр€мым углом к кисти руки, как это показано на рис. 200, а.
Ќиз пр€мого рукава длиной 3/4 или ‘/8 оформл€ют при опущенном положении руки, причем лини€ низа должна быть горизонтальной (рис. 200, 6).
ƒл€ оформлени€ низа рукава на манжете низ зат€гивают тесьмой (рис. 201, а). —борки, защипы, встречные складки распредел€ют так, чтобы спереди их было меньше, а к локтевой части больше, что обеспечивает свободу при сгибании руки.
ƒалее руку сгибают и рукав провер€ют в согнутом положении (рис. 201, 6). ≈сли он т€нет, по€вл€етс€ напр€женность на локте (в дальнейшем рукав будет рватьс€ у манжеты), которую необходимо немного ослабить. «атем вновь зав€зывают тесьму и при согнутом положении руки, обеспечив достаточную свободу ткани, прикалывают манжету (рис. 201, в).
ћакет рукава снимают с манекена и намечают линии оката, боковых срезов и низа. ѕровер€ют размеры (длину рукава, ширину его, высоту оката). ƒалее наколку перевод€т резцом на бумагу дл€ получени€ выкройки-основы (рис. 202).
–укав пр€мой одношовный служит основой дл€ разработки различных других форм рукавов.


–укав, равномерно расширенный книзу (рис.203, а). Ќа манекен надевают макет одношовного пр€мого рукава. Ќа макете намечают три линии: одну посередине оката
и две на одинаковом рассто€нии от нее (рис. 204, а).
ѕо намеченным лини€м макет разрезают и развод€т на нужную ширину; в разрезы вкладывают клинь€ (рис. 204, 6). “ак как рукав должен равномерно расшир€тьс€ книзу, то и клинь€ должны быть одинаковые. ѕосле того как нужна€ форма найдена, макет перевод€т .на новую ткань, уточн€ют о углубл€ют линию проймы внизу и оформл€ют линию низа рукава.
–укав, расширенный книзу, со стороны с п ин к и (рис. 203, 6). –укав такой формы создают на основе расширенного одношовного рукава. «десь клинь€ должны быть не одинаковой ширины: передний и средний же, а задний намного шире (рис. 204, в). ѕосле того как нужна€ форма найдена, уточн€ют линию проймы внизу и оформл€ют линию низа рукава. ћакет перевод€т на новую ткань и вновь надевают на манекен дл€ проверки.
–укав с встречной складкой или сборками по о к а т у, равномерно расширенный книзу (рис. 203, в). ћакет рукава, равномерно расширенного книзу, надевают на манекен.
ѕосередине оката рукав разрезают по нити основы и раздвигают на ширину встречной складки.
–укав со сборками по окату и низу, на манжете (рис. 203, г). ћакет создают на основе пр€мого рукава, который разрезают посередине оката донизу и равномерно раздвигают. «атем его копируют на новой ткани, надевают макет на манекен, оформл€ют сборки по окату и низу и накалывают манжету, как указано выше.
–укав с воланом. Ќиз короткого или длинного рукава можно заканчивать воланом (рис. 205, а, б). ƒл€ этого макет пр€мого или узкого рукава (в зависимости от модели) прикалывают к манекену и намечают линию соединени€ рукава с воланом. ѕо линии низа к рукаву прикалывают волан. ≈сли требуетс€ волан с большим количеством фалд (рис. 205, а), то его выкраивают в виде круга (рис. 205, г), если с меньшим — (рис. 205, 6), то круг сокращают, закалыва€ равномерно внизу маленькие вытачки (рис. 205, д). ѕо линии соединени€ с рукавом волан может быть гладким или присборенным.
–укав одношовный узкий. ”зким называют рукав, плотно облегающий руку и повтор€ющий ее форму. ѕри формировании такого рукава нельз€ забирать излишки ткани в шов, ибо в этом случае возможны неудобства в движении, ткань на шве будет перенапр€жена и при носке издели€ начнет рватьс€. —оздава€ форму узкого рукава, надо, помимо сужени€ его по линии срезов, об€зательно делать вытачки. –асполагать их следует на уровне линии локт€. √лубина вытачек зависит в основном от структуры ткани: чем эластичнее, м€гче ткань, тем меньше следует забирать ее в вытачки. ≈сли же по характеру ткани вытачка должна быть глубокой (свыше 3 см), то более целесообразно вместо одной делать две, соответственно короче и менее глубокие.
Ќеобходимую дл€ движени€ руки свободу можно также обеспечить посадкой ткани по локтевому срезу, небольшой отт€жкой по переднему срезу и с помощью вытачки у зап€сть€.

‘орму узкого рукава разрабатывают на основе пр€мого рукава. ѕеред тем как приступить к наколке, макет подготавливают на столе. ѕредварительно снимают дополнительную мерку — от высоты оката до локт€. Ќа линии локт€ макет сужают, обеспечив запас ткани на локтевые вытачки (рис. 206, а). »злишки ткани срезают.

      ѕодготовленный макет надевают на ватную руку манекена и накалывают по окату рукава; последний по срезам швов дополнительно сужают, особенно с локтевой стороны.          
Ќа уровне локт€ излишки ткани распредел€ют в две небольшие вытачки, которые располагают: одну на уровне локт€, а вторую на 2-3 см выше (рис. 206, 6).
Ќаправление шва также имеет большое значение. ќт проймы шов должен идти как обычно (от центра подмышечной впадины), а по мере сужени€ рукава он должен быть направлен точно по линии середины руки. Ќагл€днее провер€ть правильное направление шва можно при подн€той вверх руке (рис. 206, в). ¬торую проверку следует делать при положении руки, показанном на рис. 206, г. ¬ этом случае шов должен быть направлен к большому пальцу руки (неправильное положение шва — к мизинцу показано на рис. 206, в и г пунктиром).
ѕосле того как вытачки оформлены и проверено направление шва, оформл€ют низ рукава.
«атем провер€ют положение нитей основы и утка. ќкончательную проверку общего вида макета провод€т при опущенной руке.
Ќа рис. 206, д дано правильное направление нитей в готовом рукаве. Ќа рис. 206, е пунктиром изображен выворачивающийс€ наружу шов, что недопустимо. ѕри опущенной вниз руке шов не должен быть виден.
ƒалее макет снимают и провер€ют на столе. Ќа рис. 206, ж показана выкройка узкого рукава.
”зкий рукав с вытачкой у зап€сть€ (рис. 207, а). ¬ытачка у зап€сть€ направлена от низа рукава (со стороны мизинца). длина и величина раствора ее могут быть различны. ѕри большой величине раствора ее делают длиной 18—20 см, при меньшей — длина вытачки соответственно короче, и сужение рукава происходит за счет шва. ѕо средней линии вытачки должна проходить нить основы (рис. 207, 6). ѕри очень узком рукаве по линии вытачки располагают застежку: крючки, кнопки, пуговицы (см. рис. 207, а).
–укав «окорок». Ётот рукав, пышный в окате, от локт€ сужаетс€, у кисти очень плотно облегает руку (см. рис. 193, г и д). Ѕрать при создании рукава этой формы в качестве основы пр€мой рукав нецелесообразно. Ћучше за основу вз€ть узкий рукав и измен€ть его затем в области оката.


Ќа манекен надевают макет узкого рукава с вытачкой у локт€. Ќамечают три линии: одну посередине оката и две на одинаковых рассто€ни€х слева и справа от первой (рис. 208, а). ѕо намеченным лини€м макет разрезают и развод€т на нужную ширину, котора€ дана на эскизе или рисунке; в разрезы вкалывают клинь€ (рис. 208, 6).

Ќайд€ нужную форму, макет копируют на новую ткань. ѕосле этого его снова надевают на манекен (рис. 208, в) и придают рукаву окончательную форму — оформл€ют окат сборками или различного рода складками или защипами (рис. 208, г). √лубина, направление, расстановка и количество последних вли€ют на форму всего рукава в. целом.
≈сли надо сделать встречные складки, то при нечетном их количестве (три или п€ть) одну из них намечают на линии плечевого шва, а остальные формируют равномерно, на равных рассто€ни€х от центральной. ѕри четном количестве складок (четыре или шесть) их формируют равномерно относительно того же плечевого шва.
       –укав «фонарик». “аким рукавом называют короткий пышный рукав на сборках.
Ќа рис. 209, а изображен классический рукав «фонарик», имеющий круглую форму, образованную большим количеством равномерных сборок вверху и внизу. ѕодобна€ форма создаетс€ на основе пр€мого одношовного рукава. –укав соответственно укорачивают и расшир€ют. Ќа манекене уточн€ют его форму.
—уществует несколько разновидностей этого рукава.
Ќа рис. 209, 6 показан рукав, форма которого построена на небольшом количестве сборок вверху и значительно большем внизу. “ака€ форма создаетс€ на основе рукава, расширенного книзу. –укав соответственно укорачивают; форму его уточн€ют на манекене.
Ќа рис. 209, в изображен рукав, в котором большее количество сборок сосредоточено в окате и меньшее внизу. ‘орма такого рукава создаетс€ на основе рукава типа «окорок», соответственно укороченном.
Ќа рис. 209, г представлен оригинальный рукав «фонарик», пышный в окате и гладкий внизу созданный мул€жированием.
–€дом воспроизведена его выкройка.

 

–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. –” ј¬ј

1 2