√лава 1
ќƒ≈∆ƒј »  ќ—“ёћ

1 2


ќдеждой называют покровы, предохран€ющие тело человека от различных неблагопри€тных воздействий окружающей среды. Ёто отдельные предметы, выполненные из материалов растительного, животного и искусственного происхождени€.
Ќачина€ с далекого прошлого, одежда неизменно сопутствует человеку. ѕо материалу, форме и покрою одежды можно судить об образе жизни человека, о климатических услови€х, в которых он живет, о его классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и уровне его материального благососто€ни€. “аким образом, можно сказать, что многие стороны материальной и социальной жизни общества наход€т свое отражение в одежде.
—овокупность предметов одежды с обувью и различными дополнени€ми составл€ет к о с т ю м.
 остюм наиболее €рко выражает специфические особенности развити€ общества разных стран и народов.  лиматические услови€, социальна€ структура общества, материально- экономическое состо€ние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы — все это отражаетс€ в многообразии костюмных форм.
Ќародности разных стран всех частей света создавали и создают свои виды одежды, формиру€ из них костюмы определенного типа, в которых выражен национальный вкус и понимание красоты. ќбычаи и обр€ды народностей также про€вл€ютс€ в характере костюма.
 остюм, как и одежда, выражает не только общенациональные черты, он €вл€етс€ также индивидуальной характеристикой человека.

—“»Ћ№ » ћќƒј


ќдежда существует многие тыс€челети€. Ўли века, измен€лась жизнь людей, и вместе с ней измен€лась и одежда.
»сторическое развитие одежды, ее изменени€ обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой -модой.
— т и л ь в искусстве — это устойчива€ общность образной системы, средств и приемов художественного выражени€, обусловленна€ единством идейного содержани€ искусства. Ёто художественный €зык эпохи, ее художественна€ характеристика. ќсновное направление стил€ эпохи про€вл€етс€ в единстве художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству. ѕоэтому стиль одежды нар€ду с другими произведени€ми прикладного искусства выражает и общую направленность стил€ той или иной эпохи. — развитием классовых отношений, изменением идеологии, культуры и быта общества мен€ютс€ формы и средства художественного выражени€, характер, формы и пропорции одежды. “ак, дл€ эпохи античной древнегреческой культуры было характерно утверждение красоты и достоинства человека, сли€ние пон€тий нравственного и физического совершенства. ѕрекрасное тело €вилось формой выражени€ прекрасной души, им любовались, его изображали ва€тели, воспевали поэты: «„то может быть прекраснее наготы юноши, прелести девушки, одетой в узорные ткани?.. “акими люди вид€т богов. » боги таковы!»
ƒревним грекам было известно так называемое золотое сечение — образец гармоничности и соразмерности частей предмета. —войство золотого сечени€ они широко использовали в архитектуре, при создании произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и одежды, выражающей красоту и достоинство человека-геро€, человека-бога. —тиль древнегреческого костюма— это гармоническое сочетание ткани с формой и естественными пропорци€ми фигуры человека, выразившеес€ в бесконечном разнообразии складок, драпировок, в одежде, свободно ниспадающей с плеч (рис. 1).
¬ эпоху средневековь€, когда церковь господствовала во всех област€х материальной и духовной жизни человека, сложилс€ особый характер костюма. —читалось недостойным и греховным любоватьс€ красотой человеческого тела, и его облачали в громоздкие, т€желые нарочито выт€нутые формы, лишенные естественных пропорций и очертаний. ”зкое в верхней части, с каскадом сложных складок и необыкновенно длинным, т€желым шлейфом—такое платье в сочетании с головными уборами и обувью непомерно выт€нутых форм вынуждало женщину принимать неестественно пр€мую, неудобную, с отклоненным назад торсом осанку (рис. 2). “акой костюм был выражением общего стил€ эпохи, про€вившегос€ в изощренной выт€нутости архитектурных форм устремленных ввысь соборов, церемонности и вычурности быта, манер и €зыка знати и духовенства.
¬ эпоху ¬озрождени€ интерес к человеку де€тельному, энергичному и любознательному создает новый идеал


красоты, а следовательно, и новый характер и формы одежды. ∆енска€ одежда становитс€ более широкой и удобной, более м€гкого, женственного силуэта. –укава в женском платье членили разрезами, они состо€ли из деталей разных форм и объемов, повтор€€ стиль, прин€тый в архитектуре. –азвитие торговли и ремесел, приток богатств в города привели к обилию одежд и украшений, разнообразию тканей (т€желый бархат, сверкающа€ парча, атлас, сукно, меха, драгоценности; рис. 3).
—тиль западноевропейского искусства XVII-XVII вв. (стиль барокко) сложилс€ под вли€нием расцвета абсолютизма и двор€нской культуры. —тилю барокко были присущи торжественность, величественность, высокопарность. ¬ архитектуре это про€вл€лось в грандиозности масштабов как отдельных сооружений, так и целых ансамблей, в пышной декоративности их внешнего и внутреннего оформлени€. ¬ живописи и скульптуре были характерны эффектные декоративные композиции, парадные портреты, изображающие напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой, утопающих в роскошных оде€ни€х и драгоценност€х.  остюм того времени выражал идею величи€ и торжественности.
Ќар€д женщины отличалс€ своими размерами и контрастом форм: тонкий, стройный стан сочеталс€ с пышной, куполообразной юбкой и огромным сто€чим воротником. ќбилие дорогих кружев в соединении с парчой, муаром, бархатом и атласом, монументальность формы одежды делали женскую фигуру величественной и впечатл€ющей (рис. 4).
ƒл€ того, чтобы возник и оформилс€ тот или иной стиль, чтобы он прошел все стадии своего развити€ и выразилс€ в определенных формах и образах, во-первых, требуетс€ длительное врем€ и, во-вторых, движущие его силы должны быть достаточно мощны.
Ёволюци€ цивилизации и общества приводит к по€влению в ’’ в. одежды нового типа — легкой, компактной, деловой. Ќесомненно, такой резкий перелом произошел не сразу, долгое врем€ в одежде сохран€лись черты костюма ’I’ в. Ќо родившись из костюма предыдущего века, современный костюм очень скоро становитс€ его противоположностью—он невелик по объему и удобен, его формы просты и легки. »счезла искусственна€ конструкци€, создающа€ преувеличенные формы и объемы одежды. ¬о всех этих признаках про€вились черты нового стил€ костюма ’’ века. ¬ пределах господства одного стил€ всегда возникают различные видоизменени€, называемые модой. “ак, в рамках одного стил€ могут измен€тьс€ пропорции в неизменной форме, характерной дл€ данного стил€ одежды (например, положение линии талии), по€вл€ютс€ новые дополнени€ к одежде (шл€пы, шарфы, накидки) или цветовые сочетани€ в костюме, измен€етс€ фактура тканей или форма отдельных частей одежды и т. д. ¬ одних случа€х эти изменени€ проход€т бесследно, в других — служат основой дл€ возникновени€ новой моды, мен€ющей установившийс€ облик костюма, а следовательно, и образ самого человека. ћода по своему существу динамична. ¬ ней про€вл€етс€ посто€нное стремление человека к обновлению, совершенствованию всего, что его окружает, в том числе и одежды.
           —овременный костюм не деформирует фигуру, не искажает ее пропорций. ќднако с помощью изменений пропорций в одежде и ее силуэта вс€кий раз создаетс€ новый образ, позвол€ющий увидеть новые стороны красоты фигуры человека. ѕоэтому наша одежда становитс€ то длиннее, то короче, то  шире. » силуэт нашей фигуры, таким образом, измен€етс€ — сильно удлин€етс€ или делаетс€ почти квадратным. ѕри очень короткой юбке так называемой мини-моды, утвердившейс€ в конце 60-х годов нашего столети€, подчеркиваютс€ ноги, их пластичность, вы€вл€етс€ стремительность и непринужденность походки юной девушки и молодой женщины. ”длиненное платье с м€гкими, как бы обтекающими фигуру лини€ми, наоборот, привносит в облик женственность, лиричность, грациозность. —тиль женской одежды нашей эпохи это коротка€ юбка, облегающие или расширенные внизу брюки. ћода на сверхкороткую - до середины бедер — одежду, так же как и на длинные — до середины икр — пальто — это только временные, преход€щие про€влени€ этого стил€.
         “аким образом, кажда€ мода несет в себе некоторые черты стил€ эпохи, участвует в формировании стилевых принципов. ”добство, простота и художественно-образна€ выразительность, предельное разнообразие форм и материалов, гармонична€ согласованность формы с назначением и материалом — вот те черты, которые характеризуют становление советского стил€ костюма. —мена мод приводит к утверждению стил€ костюма нашего времени.
ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ Ќ≈ ќ“ќ–џ’ ѕќЌя“»… ќƒ≈∆ƒџ
        “акие слова, как одежда, платье, костюм, аксессуары, гарнитур, комплект, ансамбль, гардероб, туалет, очень часто употребл€ютс€ в нашей повседневной жизни.  аждое из них определ€ет разные пон€ти€, может употребл€тьс€ в более узком или более широком значени€х. Ќапример, одежда, костюм и платье — пон€ти€ в обиходе очень сходные, но по существу разные.
       ¬ насто€щее врем€ одеждой называют довольно разнообразные предметы: нижнее. .. белье (сорочки, комбинации, трусы, бюстгальтеры и т. д.); легкое платье (плать€, брюки, блузки, халаты и т. д.); верхнее платье (пальто, куртки, жакеты, плащи и т. д.), а также головные уборы, обувь, перчатки, чулки. ¬ узком смысле одеждой называют издели€ швейной промышленности. —овокупность предметов одежды, включа€ головной убор, обувь, перчатки, украшение, сумки и т. д., называют к о с т ю м о м. Ётим же термином обозначают определенный вид мужской и женской одежды, состо€щей обычно из пиджака и брюк (мужской костюм) или жакета и юбки (женский костюм).
ѕредметы, дополн€ющие и украшающие костюм, делающие его законченным, называютс€ а к с е с с у а р а м и, или д о п о л н е н и € м и.   ним относ€тс€ обувь, шл€пы, шарфы, сумки, перчатки, ювелирные украшени€ и др.
—лово «платье» имеет также два значени€. ¬о-первых, это вс€ одежда кроме бель€ и обуви. ¬ насто€щее врем€ платье делитс€ на легкое, надеваемое на белье, и верхнее, надеваемое поверх легкого плать€. ¬о-вторых, платьем называют наиболее распространенный вид женской одежды.
        “ у а л е т — это одежда, тщательно подобранна€ по характеру деталей, выражающих определенное назначение, вместе с обувью с предметами, дополн€ющими и украшающими костюм, в сочетании с прической и косметикой. ¬ зависимости от назначени€ туалет может быть выходным, дорожным, дл€ прогулки и т. п.
         √ а р н и т у р о м называют набор предметов определенного назначени€, выполненных, как правило, из одного и того же материала, например гарнитур пуговиц и пр€жек, гарнитур ювелирных украшений (брошь, браслет и серьги), бель€ или трикотажных изделий (свитер и рейтузы, шапочка, шарф и рукавицы).
          о м п л е кт — это набор нескольких предметов одежды или дополнений к костюму, составл€ющих единое законченное целое.   комплектам относ€тс€: юбка, джемпер и шарф; костюм и блузка, пальто с платьем или костюмом; плащ с головным убором; туфли, сумка и по€с; зонт и перчатки и т. д.  омплекты могут быть выполнены из одного и того же или различных материалов в сочетании разных цветов. ќни бывают самого различного назначени€ — дорожные, спортивные, пл€жные и др.
—овокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством, называют а н с а м б л е м. ¬се предметы ансамбл€ должны быть однородны по художественному стилю, гармоничны по цвету, форме и материалам.  аждый предмет, будучи необходимым в том или ином ансамбле, должен одновременно вы€вл€ть назначение ансамбл€, гармонировать с другими предметами костюма, вместе с ними составл€ть единое целое.
       јнсамбли определенного назначени€ можно создавать из отдельных гарнитуров или комплектов.
      „еловек создает свой костюм из той одежды, котора€ имеетс€ в его распор€жении, т. е. составл€ет его гардероб. “аким образом, г а р д е р о б о м называетс€ совокупность всей одежды, наход€щейс€ в пользовании одного человека или семьи.
       ќбычно гардероб по подбору вещей бывает весенне-летним и осенне-зимним. Ќа лето вещи зимнего гардероба из употреблени€ исключаютс€, и наоборот. ”мелый и тщательный подбор индивидуального гардероба дает возможность составить целый р€д красивых, гармоничных сочетаний ансамблей различного назначени€.


 Ћј——»‘» ј÷»я —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… ќƒ≈∆ƒџ


—овременна€ европейска€ одежда по ассортименту, материалу, форме, покрою и конструкции весьма разнообразна и классифицируетс€ следующим образом.
¬ зависимости от пола и возраста населени€ одежду дел€т на мужскую, женскую и детскую (дл€ мальчиков и девочек). ƒетскую одежду дел€т на одежду дл€ детей €сельного, дошкольного, школьного и старшего школьного (подросткового) возрастов.
ƒеление одежды в зависимости от возраста основано на существенных отличи€х в телосложении, пропорци€х фигуры и облике людей различного возраста.
¬ зависимости от сезона всю одежду раздел€ют на л е т н ю ю , з и м н ю ю и д е м и с е з о н ну ю, т. е. весенне-осеннюю ¬рем€ ношени€ одежды обусловливает используемые материалы, форму, вид и ассортимент одежды.
¬ зависимости от целевого назначени€ одежду дел€т на бытовую, производственную спортивную, форменную, зрелищную.
  б ы т о в о й относ€т домашнюю, повседневную, праздничную (нар€дную) одежду. ѕ р о и з в о д с т в е н н а € (рабоча€) одежда весьма разнообразна. ≈е формы и используемые материалы завис€т от специфики труда и условий производства. ѕроизводственна€ одежда подраздел€етс€ на профессиональную и специальную. Ќазначение п р о ф е с с и о н а л ь н о й одежды — предохран€ть от загр€знени€, изнашивани€ и порчи одежду работающего или служить ему собственно одеждой. —пе ц о де ж ду изготовл€ют из специальных материалов в строгом соответствии с требовани€ми √ќ—“ов; назначение ее — предохран€ть работающего от вредных воздействий на производстве (костюм шахтера, работника химической промышленности) или обеспечивать выполнение определенных работ в необычных услови€х (костюм подводника, пожарника, космонавта). — п о р т и в н а € одежда предназначена дл€ спортсменов - участников сост€заний и спортсменов-любителей, провод€щих свой досуг в зан€ти€х разными видами спорта; кроме того, спортивна€ одежда различаетс€ в зависимости от вида спорта (футбол, лыжный, теннисный, велосипедный спорт и т. д.). ‘орменную одежду дел€т на военную (повседневную и парадную), ведомственную и униформу. ÷вет, материал, покрой и характер оформлени€ военной и ведомственной одежды определ€ютс€ государственным стандартом. « р е л и щ н ую одежду в зависимости от видов и жанров зрелищного искусства раздел€ют на театральную, эстрадную, цирковую.   зрелищной одежде относ€т также карнарнавально-маскарадные костюмы.
ѕо способу употреблени€ одежду дел€т на н и ж н ю ю, надеваемую на тело, и верхнюю, которую нос€т поверх нижней одежды (платье, юбка, пальто и др.).
¬ зависимости от того, из каких материалов изготовлена одежда, ее подраздел€ют на одежду из х л о п ч а т о б у м а ж ных, льн€ных, шелковых, шерст€ных тканей и тканей из искусственных и синтетических в о л о к о н.

√лава II
ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ќƒ≈∆ƒџ

         ћоделирование одежды €вл€етс€ видом декоративно—прикладного искусства, искусства художественного оформлени€ предметов быта людей.
“ермин «моделирование» происходит от слова «ћодель», т. е. образец, и означает создание модели, по которой в дальнейшем будут изготовл€тьс€ издели€ на швейных предпри€ти€х.
ћоделирование одежды, создание костюма — это сложное и трудное искусство, требующее специальных знаний, высокого мастерства, фантазии и вкуса у художников, конструкторов, технологов.


ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» »— ”——“¬ј ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я ќƒ≈∆ƒџ

»скусство моделировани€ отличаетс€ от других видов декоративно-прикладного искусства тем, что оно непосредственно св€зано с человеком: создава€ костюм, художник-модельер работает над формированием внешнего облика человека. ѕри этом костюм играет активную роль.  остюмом можно вы€вить, подчеркнуть, сделать более €ркими определенные внешние данные того или иного человека. — помощью костюма можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другие соотношени€ част€м тела, скрыть недостатки телосложени€. ÷ветом костюма можно также изменить оттенки кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица.
Ќаконец, костюмом можно вы€вить и подчеркнуть индивидуальный стиль человека
“аким образом, одежда €вл€етс€ одним из компонентов, создающих определенный внешний облик человека.
Ќо облик отдельного человека в определенной мере обобщает наиболее характерные черты людей данного общества.
¬нешние данные людей составл€ют только одну сторону образа видимую, иначе говор€ — внешний облик, другую сторону образа составл€ют качества так называемого внутреннего пор€дка — это внутренний мир человека —характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, обща€ культура.
—ледовательно, костюм €вл€етс€ средством внешнего выражени€ духовного облика человека.
„тобы создавать одежду, гармонирующую с образом людей нашей эпохи, модельер должен наблюдать и изучать стремлени€, интересы вкусы и требовани€, которыми живет общество должен проникнутьс€ духом нашего времени, нашей эпохи.
ƒл€ нашего времени типично €вление взаимосв€зи и взаимовли€ни€ художника-модельера и потребител€. ’удожник создает модели одежды, наиболее попул€рные из которых станов€тс€ модными. ѕри выборе того или иного вида одежды человек ориентируетс€ на информацию моды, использует ее основные направлени€, про€вл€€ при этом свою индивидуальность, свой вкус. ѕроисходит так называема€ интерпретаци€ моды, котора€ в свою очередь становитс€ источником дальнейшего ее развити€ художником-модельером.  »звестный французский художник  арден сказал по этому поводу так: «я беру моду с улицы и возвращаю ее обратно»,
ѕри моделировании одежды художник-модельер должен исходить из возможностей производства с учетом наличи€ необходимого сырь€.
¬ажным условием моделировани€ €вл€етс€ безупречное знание художником фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетани€ отдельных частей одежды и технологии ее изготовлени€.


ѕ–ќ÷≈—— ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я ќƒ≈∆ƒџ


ћоделирование одежды основано на трех принципах:
1) соответствие одежды внешнему и внутреннему облику человека;
2) соответствие одежды ее назначению;
3) соответствие примен€емого материала форме и назначению одежды.
.
ѕроцесс создани€ как перспективной, так и промышленной модели состоит из двух этапов: разработки проекта (композиции) модели и выполнени€ проекта в материале. ќба этапа — от зарождени€ идеи, выраженной в эскизе, до воплощени€ этой идеи в соответствующих материалах процесс творческий. ¬ нем участвуют художник (автор), конструктор, мастер-исполнитель, манекенщица. ¬едуща€ роль при этом принадлежит художнику.
–абота над композицией. –абота начинаетс€ с подготовительного этапа, в котором художник решает следующие вопросы: 1) дл€ кого создаетс€ модель одежды, 2) каково ее назначение, 3) кака€ форма наиболее точно отвечает назначению одежды, 4) какое цветовое и фактурное решение следует прин€ть дл€ осуществлени€ художественного замысла, 5) какие материалы следует использовать дл€ выполнени€ проекта — композиции, б) на каком производстве будут изготавливать в дальнейшем модель. ¬ решении всех этих вопросов художник может исходить из различных источников, таких как традиционное народное творчество и национальный колорит, образы окружающей природы, образцы классического и современного декоративного искусства и др. »з всего многообрази€ декоративных мотивов автор отбирает то, что близко его творческой индивидуальности, что, по его мнению, способствует решению поставленных перед ним задач. ѕри этом необходимо об€зательно учитывать господствующее направление международной и отечественной моды, выражаемое в формах, пропорци€х, лини€х в одежде, преобладающей цветовой гамме, характере и виде отделки и т. д.
ѕо окончании подготовительной работы, т. е. накоплени€ и отбора первичного материала, художник приступает к самому трудному и решающему периоду творчества — выполнению своего проекта в виде эскиза. ќсновные требовани€, которые предъ€вл€ют к эскизу (рисунку): четкость, выразительность, законченность; возможно более полное отображение художественного замысла; современна€ манера выполнени€.  ажда€ иде€ варьируетс€ автором в различных эскизах несколько раз то в форме и покрое, то в цвете и детал€х.
¬ыполнение композиции в материале. Ёта работа начинаетс€ с изготовлени€ выкроек, т. е. составных частей объемной формы издели€. Ќа этом этапе создани€ модели в работу включаетс€ конструктор. ќн должен «прочитать» замысел художника, выраженный в эскизе, и найти нужные средства и методы выполнени€ модели в материале.
—уществуют различные методы воспроизведени€ формы модели, а следовательно, и получени€ выкроек.
1) “ехническое конструирование—построение чертежа на плоскости, т. е. проектирование составных частей объемной формы издели€ на плоскость. ¬ырезанные из ткани, эти части детали соедин€ютс€ в объемную форму. 2) ћ у л € ж  н ы й м е т о д — создание формы из так называемой макетной ткани способом макетировани€, наколки (на фигуре или манекене). ƒл€ этой цели преимущественно используют хлопчатобумажную б€зь различных артикулов (при изготовлении макета легкого плать€) или льн€ную и полульн€ную бортовку (при изготовлении макета издели€ верхней одежды). ¬ыкройки изготавливают, перевод€ макет на плоскость. «)   о м п л е к с н ы й м е т од включает в себ€ оба предыдущих и примен€етс€ в зависимости от сложности отдельных деталей модели. Ќаиболее часто мул€жный и  комбинированный методы выполнени€ проекта используют при создании модели новых, сложных пропорций, сложного покро€, при наличии новых конструктивных линий в модели. »зготовленный одним из указанных способов макет пример€ют на заранее отобранную манекенщицу. ѕримерка на  реальную движущуюс€ фигуру определенного сложени€ позвол€ет вы€вить желаемый силуэт и нужные пропорци€, уточнить линии покро€ в соответствии с фигурой, направление вытачек, складок, наметить расположение мелких деталей: клапанов, хл€стиков, карманов и др. ѕосле уточнени€ на фигуре макет распарывают, раскладывают на плоскости, уточн€ют конфигурацию деталей одежды, после чего делают заново выкройки (лекала) с учетом всех необходимых поправок.
ѕо уточненным лекалам из выбранного дл€ данной модели материала раскраивают изделие, которое после сметывани€ вновь пример€ют на манекенщицу. ѕри примерке художник, конструктор и мастер-исполнитель обсуждают не только общий вид модели, но и технологическое ее выполнение, т. е. обработку каждой линии и детали и последовательность обработки всего издели€. Ёта работа имеет огромное значение, так как какой бы интересной ни была модель по своему замыслу, из каких бы красивых тканей она ни выполн€лась, неправильна€ или плоха€ обработка сведет на нет все ее достоинства. “очное и безукоризненное выполнение образца модели способствует повышению ее эстетической ценности. “ворческое же начало в профессии портного, особенно при работе с новыми ткан€ми, с применением новых форм и покро€ издели€ неизбежно приводит к созданию новых способов формообразовани€ и более совершенной и прогрессивной технологии изготовлени€ одежды.
ѕримерки образца модели производ€т в процессе его изготовлени€ по мере необходимости. «аконченную модель, дополненную соответствующими аксессуарами, демонстрируют на манекенщице.

1 2