ќ“ƒ≈Ћ » ¬ ќƒ≈∆ƒ≈ (»—“ќ–»я)


ќтделка €вл€етс€ одним из элементов композиции одежды. ќна должна быть ув€зана с лини€ми, формами, тканью, конструкцией, согласована в цвете.

ќтделка не €вл€етс€ самосто€тельным элементом композиции — это дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать, поскольку не дл€ вс€кого костюма оно об€зательно. ѕравда, в истории костюма были периоды, когда отделка €вл€лась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. –юшки, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пр€жки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стекл€русом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно примен€ли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии. ’арактерное в этом отношении платье (модель 1912 г.) изображено на рис. 138, а.
ƒл€ каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применени€. ¬рем€ от времени наблюдаютс€ периодические повторени€ в использовании тех или иных видов отделок. –азберем это €вление на примере сутажа и басонной тесьмы.
Ќа рис. 139, а показана модель плать€ моды 1918 г.  ак видим, сутаж и басонна€ тесьма заполн€ют большие плоскости, как бы превраща€сь в вышивку и органично вписыва€сь в композиционную разработку. ¬ то врем€ сутаж и басонна€ тесьма были одними из наиболее распространенных видов отделки. ¬последствии подобна€ отделка примен€лась эпизодически; в насто€щее врем€ ее вновь начинают использовать наравне с другими видами отделки, правда в более ограниченном количестве, в новых композиционных разработках и фактурных сочетани€х (рис. 139, 6).
¬ качестве отделки в насто€щее врем€ используют: ткань, мех натуральный и искусственный, трикотаж, натуральную к искусственную кожу, фурнитуру (пуговицы, пр€жки, крючки, молнии), машинные строчки, сутаж, тесьму, шнур, кант, вышивку, аппликации, мережки, кружево, бисер, стекл€рус, паетки, кисти, бахрому, щеточки, цветы, ленты.  роме того, примен€ют защипы, буфы, бейки, рюши, жабо, воланы, оборки, плиссе, рулики, фестоны, галстуки, банты, которые получают, обрабатыва€ ткани различными способами.
      ќтделка — об этом уже говорилось выше — должна дополн€ть, украшать изделие.  роме того, она должна придавать ему тот или иной характер, определ€ть врем€ его носки (зимнее, летнее), назначение (домашнее, дл€ работы, выходное) и т. п. “ак, мехом отделывают зимнее и демисезонное пальто. Ёто зависит как от характера меха, так и от способа его применени€. Ќапример, в демисезонном пальто небольшой воротник может быть отделан мехом каракульчи.
Ёто говорит об у т и л и т а р н о м характере отделки. ѕриведем в качестве примера и другие виды отделки, такие как пуговицы, чаще всего используемые дл€ скреплени€ деталей; отделка машинной строчкой, котора€ не только подчеркивает рельефы и кра€ деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость, способствует сохранению формы (бортов, низа, полочек, мелких деталей).
ќтделка может быть п о с т о € н н о й (вышивка, мережка, кант, аппликаци€, пуговицы и т. д.) и с ъ е м н о й (различной формы вставки, воротники, манжеты, по€са, банты, цветы). ѕри съемной отделке одно и то же платье может иметь различное назначение (платье с вариантами). “ак, примен€€ скромную отделку (вставку, по€с), платье можно сделать деловым; если использовать нар€дную отделку, такую как вставка, цветы, бант, платье будет выгл€деть, как выходное, нар€дное.

¬иды современных отделок


“кань.

“кань широко используетс€ в качестве отделки как в легком платье, так и в верхней одежде, хот€ в последней несколько реже. ѕримен€€ ткань как отделочный элемент, можно выделить три линии св€зи одной ткани с другой.
ѕ е р в а € лини€ св€зи: ткань одной и той же фактуры сочетаетс€ по принципу разных цветов. ¬ приложении б (фигура справа) показан спортивный костюм из ткани голубого цвета с белой отделкой из той же ткани. –€дом — летнее платье из рогожки или льна; низ плать€ отделан широкими полосами из ткани той же фактуры, но другого цвета. «десь же — однотонное ситцевое платье, отделанное тканью с пестрым ситцем.
¬ т о р а € лини€ св€зи: ткань различных фактур, сочетающихс€ в одном и том же цвете. ѕри таком сочетании тканей следует учитывать, что фактура каждой из сочетаемых вместе тканей должна вы€вл€ть, подчеркивать внешние качества другой. Ќапример, красота фактуры плотных матовых кренов, вуалей, твилов сильнее вы€вл€етс€ при сочетании их с блест€щей тканью, такой как атлас, креп-сатин, лаке. √лубокий цвет бархата в сочетании с матовой тканью — тафтой, муаром, репсом усиливаетс€ и выигрывает. Ѕукле выигрышно сочетаетс€ с черным блест€щим лаком или гладким мехом.
ѕримеры таких одноцветных сочетаний различных фактур показаны на рис. 97 и 140: платье из плотного, матового крена отделано блест€щей тканью (атласом, креп-сатином, лаке); платье из кружевного полотна белого цвета отделано блест€щей тканью белого же цвета. Ќадо также учитывать, что при одноцветном сочетании может случитьс€ разнооттеночность. “ак, например, сочетание двух тканей черного цвета разных фактур или разных оттенков может привести к тому, что одна из соедин€емых тканей будет казатьс€ блеклой, тусклой, рыжеватой, примет бронзовый оттенок.
»ногда хлопчатобумажные или льн€ные плать€ отделывают шелком, дума€, что это обогатит их; результат же получаетс€ обратный: шелк богатством своей фактуры резко контрастирует с основной тканью, от чего изделие только обедн€етс€.
“р е т ь € лини€ св€зи: ткани различных фактур, сочетающиес€ в различных цветах (по принципу гармонии или контрастности; см. стр. 124 в разделе «÷вет»). —амым распространенным цветом дл€ отделки как зимних, так и особенно летних платьев (повседневно-деловых и нар€дно-выходных) €вл€етс€ белый. Ѕелый цвет подходит почти ко всему, он придает платью опр€тность и свежесть. Ќа рис. 141 изображено скромное деловое платье, воротник, планка, манжеты и по€с которого белого цвета. –€дом (рис. 142) нар€дное черное платье, отделанное тканью белого цвета. Ёто контрастное сочетание черного с белым очень выразительно и эффектно. ќтделка белой тканью применима как к гладкокрашеным ткан€м, так и к ткан€м с цветочным орнаментом, с рисунком полосок и клеток и др. ѕримен€€ ту или иную отделку, необходимо учитывать не только свойства материалов, их внешние качества, но и согласованность в цвете.
       ƒл€ верхней одежды в качестве отделки рекомендуетс€ примен€ть как гладкокрашеную ткань, так и с рисунком. Ѕорта пальто, а иногда и вс€ подкладка из гладкой или клетчатой ткани придают пальто оригинальный, нар€дный вид.
ћожно из другой ткани выполн€ть отдельные детали: воротник, борта, манжеты, карманы, клапаны (рис. 143). ѕри этом следует избегать перегрузки издели€ элементами отделки.
¬ышивка. ќтделка может €вл€тьс€ средством выражени€ основной идеи композиции.
ќсобенно это характерно дл€ композиционных решений, в основу которых положены мотивы и формы народной одежды с применением вышивки.
     ¬ышивка может быть ручной и машинной, выполненной нитками (хлопчатобумажными, шерст€ными, шелковыми), а также бисером, стекл€русом, жемчугом и паетками. ѕримен€ют ее в легком платье, верхней и детской одежде.
        ѕримеры применени€ вышивки по народным мотивам даны на рис. 144. Ўирока€ декоративна€ полоса (рис. 144, а) представл€ет собой главную линию блузки. »менно этой линии подчин€ютс€ ткань, ее цвет и конструкци€ модели.
      »нтересное решение подобного плана показано на рис. 144, б. ƒва цветовых п€тна, образуемых вышивкой, расположенной на плечах «полики», органически св€заны с конструкцией модели.
     ¬ышивка широко примен€етс€ и в нар€дных плать€х. ”зоры могут быть самыми различными: геометрическими, тематическими, растительной орнаментации, беспредметными. »ногда вышивают равномерно весь лиф или все платье; иногда же вышивку концентрируют на какой-либо одной части лифа или юбки. “ак, бисером, стекл€русом и жемчугом, используемыми в основном дл€ оформлени€ нар€дных вечерних платьев и ансамблей, вышивают или линию кокетки (элемент отделки сосредоточен в одном месте), или вставку (вышивка носит равномерный характер; приложение 7, фигура вверху слева).
      ¬ качестве отделки можно примен€ть машинную вышивку металлической нитью, синтетической соломкой, а также отделку втачным шнуром на машине . ¬ышивка может имитировать тесьму и трикотаж. »нтересно применена вышивка, расположенна€ по низу летнего плать€, а также на воланах расширенных рукавов (приложение 7, фигура слева). «десь же (фигура справа) показан комплект из бархата, расшитый золотыми блестками по линии горловины, пройм, разрезов и низа издели€. Ќа рис. 145 изображено маленькое нар€дное платье с вышивкой, расположенной у горловины. Ѕлест€щие паетки хорошо контрастируют с матовой тканью (сочетание черной ткани с черными паетками).
‘урнитура. ћатериалом дл€ изготовлени€ п у г о в и ц служат галалит, акрилат, кость, рог, перламутр, фарфор, дерево, стекло, металл, кожа, шнур, сутаж, ткань и др.


ѕо своему внешнему виду пуговицы бывают самые разнообразные: здесь имеютс€ в виду их величина, цвет, форма (круглые, овальные, квадратные, и т. д.), способ их соединени€ с одеждой. ¬се это следует учитывать при решении композиции модели (рис. 146), тем более, что пуговицы зачастую играют большую роль и €вл€ютс€ основной отделкой.
¬ истории моды наблюдаютс€ периодические увлечени€ разными сочетани€ми материала, цвета и фактуры пуговиц с тканью. Ќапример, модными были блест€щие пуговицы, сделанные из металла, дерев€нные или кост€ные, под перламутр или жемчуг, басонные из шнура и т. д. ¬идоизмен€етс€ также форма пуговиц, их величина, способ соединени€ с тканью.
ѕуговицы служат застежкой или закрепл€ют детали. „исто декоративное использование пуговиц бывает очень редко. ¬ начале ’’ в. пуговицы примен€ли в чрезмерно большом количестве и в основном в декоративных цел€х (застежка спереди зачастую в то врем€ не была предусмотрена (рис. 147). ¬ начале 50-х годов ’’ в. была широко распространена модель пальто с большим количеством мелких пуговиц, поставленных вплотную одна к другой и расположенных в один или два р€да внутри встречной складки посередине спинки. Ќе следует примен€ть пуговицы по линии застежки, котора€ не имеет петель и застегиваетс€ на кнопках или крючках. ¬ современных издели€х исключений из этого правила очень немного.
¬ композиции, где в качестве отделки использованы кружево, ткань, парча, вышивка и т. д., застежка в случае ее необходимости должна быть скромной, не отвлекающей внимание, не разбивающей общий замысел костюма. ѕоэтому здесь лучше примен€ть пуговицы неброские или обт€нутые той же тканью, что и изделие.  роме того, не всегда уместно примен€ть броские пуговицы в тех случа€х, когда модель носит особо острый характер.
¬ некоторых композиционных решени€х пуговицы не принимают видимого участи€, хот€ они и исполн€ют функциональную роль (их маскируют тогда под планками, в потайной застежке — супат).
—ледует учитывать также следующее.
“€желые пуговицы отт€гивают легкую ткань, отчего издели€ деформируютс€.
ѕуговицы не должны быть ни чрезмерно велики, ни чрезмерно малы; всегда должно быть учтено соотношение между их размерами и композицией модели.
ѕри подборе пуговиц к той или иной ткани следует принимать во внимание взаимодействие цветов. —лучайное, непродуманное использование пуговиц снижает художественное качество издели€. Ќапример, дл€ пальто или костюма серого цвета вз€ты пуговицы также серого цвета. ќни оказались слишком светлыми, в результате чего ткань принимает не свойственный ей цвет, делаетс€ тусклой, невыразительной. ѕрикладыва€ к ткани пуговицы других оттенков, следует выбрать такие, которые больше подход€т, чтобы ткань выгл€дела более выигрышно.
“кань черного цвета из-за неверно подобранных черных пуговиц может прин€ть невыгодный оттенок: стать рыжеватой, иногда выцветшей или блеклой. ѕри соединении трех элементов черного цвета (ткани, меха и пуговиц) еще сложнее подобрать последние по фактуре и цвету.
–асположение пуговиц на одежде определ€етс€ модой и зависит от размеров издели€, того, какие детали примен€ютс€, какова величина и форма последних. »ногда пуговицы располагают в один р€д (однобортна€ застежка, см. рис. 147, а, б), иногда — в два (двубортна€, рис. 148, а, б).
¬ издели€х прилегающей формы одна из пуговиц (независимо от их количества) должна об€зательно находитьс€ на линии талии, подчеркивать последнюю и на линии груди (см. рис. 147, 6 и рис. 148, 6). ¬ противном случае изделие тер€ет вид: лини€ талии недостаточно вы€влена, борта отход€т, вздуваютс€. „то касаетс€ изделий полуприлегающей и пр€мой формы, здесь нахождение одной из пуговиц по линии талии необ€зательно (рис. 148, а). –асположение пуговиц на одежде

≈сли в двубортной застежке несимметрично (относительно центральной оси фигуры) расставлены пуговицы, то изделие может казатьс€ перекошенным, смещенным на одну сторону (см. рис. 148, в). Ќа рис. 149 показана модель с пуговицами из жемчуга, делающими платье более нар€дным.
–ассматрива€ пуговицы как элементы отделки, следует уделить внимание характеру петель, ѕри разработка композиции с применением пуговиц одновременно решаетс€ форма петли.
ѕетли бывают долевые, поперечные и наклонные; обметанные, обтачанные, выполненные в планке. –азличают также петли навесные — из шнура или рулика (рис. 150, а), в виде навесных патов (рис. 150, 6), по типу гусарских переплетов — из шнура или басонной тесьмы (рис. 150, в). ѕаты делают из ткани, согласовыва€ цвет последней с цветом основного издели€.
ѕ р € ж к и. –азнообразной формы пр€жки чаще всего примен€ютс€ на различной ширины по€сах, а также на патах и хл€стиках. »ногда они выполн€ют роль застежки (рис. 150, г) или примен€ютс€ дл€ ст€гивани€ низа рукавов, иногда имеют декоративное значение.
  р ю ч к и. ƒекоративные крючки — пластмассовые и металлические —примен€ют в качестве отделки (рис. 150, д).
ѕростые крючки и кнопки различной величины в основном используют в потайных застежках.
ћолнии. “есьма молни€ выполн€ет роль застежки. »ногда она одновременно €вл€етс€ в отделкой (см. приложение б, справа). ѕримен€ют молнии в основном в спортивной, производственной и детской одежде по лини€м застежки карманов (прорезных, накладных), лифа, рукавов, брюк, юбок, комбинезонов, капюшонов.
ћолни€, используема€ в виде отделки, может быть металлической или из пластмассы ÷вет ее контрастирует либо гармонирует с основным цветом издели€. «амок молнии может дополн€тьс€ брелоком, монограммой или другим аналогичным украшением.
        ћашинные строчки, как уже отмечалось выше, как бы подчеркивают, усиливают линии, швы, рельефы издели€, кра€ деталей и встречные складки, делают их более заметными.

Ёти виды отделки могут, не €вл€€сь средством выражени€ основной идеи композиции, усиливать линии, детали, рельефы, т. е. обогащать композиционное решение. Ќапример, кант, которым отделаны борта пальто (рис. 154, а), делает их более выразительными, заметными, а все пальто — более нар€дным, элегантным. ќн как бы организует композицию, подчеркивает систему в построении, способствует вы€влению деталей.  антом могут быть отделаны рельефные линии, кра€ бортов, воротника, клапанов, манжет, хл€стиков.
Ќа рис. 154, 6, показан комплект с шортами, отделанный декоративной тесьмой.  ант должен сочетатьс€ по фактуре и цвету с основной тканью. ≈сли основна€ ткань пестра€, набивна€, то цвет канта должен быть ув€зан с общей цветовой гаммой, составл€ющей рисунок ткани, дл€ контрастности его выбирают обычно в тон наименьшего цветового элемента ткани.
√ладкую тесьму и вьюнчик примен€ют в костюмах, летних плать€х и детских издели€х. »ми оформл€ют линию горловины, низ юбки, линии застежек, карманов и кокеток, низ рукавов.
Ќатуральна€ и искусственна€ кожа может, подобно ткан€м, использоватьс€ как отделка дл€ верхней и спортивной одежды в виде кантов, по€сов-ремней, воротников, манжет, клапанов. Ќа рис. 155 показан жилет, отделанный искусственной кожей.
јппликации примен€ют преимущественно в детской одежде, а также в спортивных костюмах и костюмах специального назначени€. ¬ основном аппликаци€ бывает тематическа€ (звери, птицы, игрушки, цветы).
 исти, бахрома, щеточка. Ѕахромой и щеточкой иногда оформл€ют линии застежки, кра€ деталей верхней одежды и легкого плать€ (рис. 156, а). ќсновной линией композиции €вл€етс€ усиленна€ щеточкой вертикаль, котора€ придает фигуре стройность. Ќа рис. 156, 6 бахромой отделан низ плать€.
 ист€ми можно заканчивать легкий по€с, шарф, капюшон.
 исти, бахрому и щеточку делают либо из нитей основной ткани, либо из других нитей, которые соответственно подбирают по фактуре и цвету. ѕлотную, неосыпаемую ткань надрезают (рис. 156, в).  ружева примен€ют в легком платье, нар€дных блузках, детских издели€х (в виде кокетки лифа, манишки), на рукавах,

по низу юбки и т. д. »спользование краевого кружева способствует более интересному оформлению краев деталей.  омпозици€ блузки, изображенной на рис. 157, определ€етс€ именно полосами такого краевого кружева.  ружевом отделан также низ юбки, св€зыва€ юбку с блузкой.
ћережка. ћережку примен€ют в блузках и плать€х. –учна€ мережка возможна на ткан€х, нити которой легко выдергиваютс€ (полотн€ного переплетени€). Ѕолее распространена машинна€ мережка.
–асполагают мережку на лифе в виде кокетки отдельными лини€ми в вертикальном и горизонтальном направлени€х. ћережка может заполн€ть и весь перед лифа. ќна обогащает ткань, делает модель нар€дной.  роме того, мережку используют по лини€м соединени€ отдельных деталей (кокетки с лифом и т. д.).
÷веты и ленты.

÷веты примен€ют в нар€дных выходных плать€х. »скусственные цветы выполн€ют в близком к естественному или условном видах. ”словно воспроизведенна€ из ткани роза может быть основной и единственной отделкой нар€дного плать€. –озу можно делать иной фактуры и другого цвета (см. рис. 120).
Ћенты (блест€щие и матовые) примен€ют в виде бантов, по€сов, зав€зок и жгутов, которые несут определенную конструктивную нагрузку.
—уществует целый р€д отделок, которые получают, обрабатыва€ ткань различными способами. Ёти отделки тоже могут €витьс€ средством выражени€ основной идеи композиции (защипы — рис. 158, а, рюши — рис. 158, 6, фестоны — рис. 158, в).
¬ легком платье широко примен€ютс€ плиссированные оборки из тюл€ или капрона.
»спользование отделочных элементов в модел€х  по одной основе
¬ практике моделировани€ существует способ разнообразить ассортимент изделий путем использовани€ различных отделочных элементов в модел€х по одной основе. ќтделку накладывают на готовую форму, придава€ ей значение фасона.
¬ отличие от применени€ различной съемной отделки (плать€ с вариантами) здесь примен€етс€ посто€нна€ отделка. ѕримен€€ различную отделку, измен€ют характер и назначение модели.
        Ќа рис. 159 даны четыре модели платьев, выполненных по единой основе.  онструктивное решение (форма) повтор€етс€ во всех модел€х. –азнообразие достигаетс€ за счет применени€ различных видов отделок.
Ќа рис. 159, а—платье, отделанное тканью другого цвета и другой фактуры. Ќа рис. 159, 6 кокетка плать€ выполнена из ткани плать€, но в данном случае она расшита бисером и блестками. “акие отделки измен€ют характер и назначение плать€, дела€ его нар€дным, выходным. ¬ платье, изображенном на рис. 159, в, линии соединительных швов усиливаютс€ и подчеркиваютс€ строчкой. Ќа рис. 159, г, показана декоративна€ строчка гарусом. ѕо такому принципу одновременно можно выполнить до 20 моделей.
ѕерегрузка композиции отделкой
ћоде начала ’’ в., как уже указывалось, была характерна больша€ перегрузка моделей отделкой (см. рис. 138, а). ѕричем в один какой-то период примен€ли р а з н ох а р а к т е р  н у ю отделку, а в другой, наоборот, наблюдалась перегрузка моделей о д пород но й отделкой (см. рис. 139, а).
¬ современной одежде иногда против вс€ких правил существующей моды излишне примен€ют как однородную, так и разнохарактерную отделку.
—уществует целый р€д отделок, несовместимых в одной и той же модели. Ћегко заметить, насколько неудачно, непродуманно, наконец, просто безвкусно соединение трех видов отделки на модели, показанной на рис. 160, а (вышивка, защипы и пуговицы). —равним теперь эту модель с другой моделью, представленной на рис. 160, 6. «десь одновременно использованы также три вида отделки: декоративна€ строчка по лини€м застежек, повтор€юща€с€ на рукавах, пуговицы и клетчата€ ткань на капюшоне. —огласованность всех этих трех отделок способствует созданию целостного композиционного решени€.
“аким образом, одновременное применение разнохарактерных видов отделки требует глубокого изучени€ возможности соединени€ их в одной модели, а также большого умени€, вкуса и чуть€. ¬ каждом отдельном случае, прежде чем прийти к окончательному решению, следует тщательно подобрать, согласовать отделки с тканью, сопоставив их одна с другой.