÷¬≈“ ¬ ќƒ≈∆ƒ≈


ќпределени€ и терминологи€
÷вет — это физиологическое ощущение человека, воспринимаемое непосредственно сетчаткой глаза.
ѕри разложении пучка белого цвета получаетс€ цветна€ полоса — спектр. ÷вета, составл€ющие эту полосу, называютс€ спектральными цветами.
¬ спектре всегда сохран€етс€ одна и та же последовательность расположени€ семи основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ќаш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый, сине-голубой и др.
¬се цвета дел€тс€ на хроматические ароматические и п е р е х од н ы е — от ароматических к хроматическим или от хроматических к ароматическим
ќсновные спектральные цвета и их промежуточные называютс€ хроматическими (в переводе с греческого — окрашенными).
јхроматические цвета (неокрашенные) белый, серый и черный — иначе называют нейтральными јхроматические цвета обладают только светлотными различи€ми
’роматические цвета определ€ютс€ трем€ физическими показател€ми: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
÷ в е т о в о й    т о н отличает хроматические цвета один от другого н а с ы щ е н н о с т ь €вл€етс€ показателем силы цвета и чистоты цветового тона, который характеризуетс€ примесью к хроматическому цвету ахроматического.
 аждый цвет может быть темнее или светлее, сохран€€ свой цветовой тон. ≈сли в банку с водой накапать синих чернил и полученную смесь размещать, то получитс€ бледно-синий раствор. ѕо мере прибавлени€ чернил раствор будет темнеть и приобретет густой синий цвет. ¬ данном случае происходит постепенное уменьшение светлоты и увеличение насыщенности одного и того же цветового тона. »ли наоборот, когда в стакан с сиропом темного цвета наливают газированную воду, происходит уменьшение насыщенности и увеличение светлоты.
—амыми насыщенными €вл€ютс€ спектральные цвета. »х называют чистыми, открытыми, интенсивными. —юда же относ€тс€ невидимые в спектре пурпурные цвета, образуемые наложением друг на друга крайних, т. е. красных и фиолетовых, цветов видимой части спектра. ÷вета, расположенные между основными спектральными (промежуточные: желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый и другие),— менее насыщенные; их называют с л о ж н ы м и, с п о  к о й н ы м и, сдержанными.
Ќасыщенность любого хроматического цвета уменьшаетс€ от присоединени€ к нему цветов: белого или черного. ÷вета с примесью любого ахроматического цвета называют м у т н ы м и, причем цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавлени€ белого цвета, называютс€ р а з б е л е н н ы м и (например, кремовый, розовый или сиреневый цвета), а путем добавлени€ черного цвета — з а т е м н е н н ы м и. “ак, коричневые цвета, которых нет в спектре, образуютс€ в результате смешени€ желтого, оранжевого или красного цветов с черным цветом.
 роме того, хроматические цвета дел€т на т е п л ы е и х о  л о д н ы е.   теплым цветам прин€то относить желтые, оранжевые, желто-красные, желто-зеленые, т. е. все цвета с примесью желтого, а к холодным — сине-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые, т. е. все цвета с примесью синего.
¬се хроматические цвета дел€тс€ на д о п о л н и т е л ь н ы е контрастные и родственные сближенные.
–€д цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности, называют гам мой, или тональностью. “ак, если все части костюма светлых, малонасыщенных цветов, говор€т, что костюм решен в светлой гамме или светлых тонах. ≈сли весь костюм одного цвета, но нескольких оттенков, то решение т ого костюма называют тональным. Ќапример, костюм из тканей нескольких оттенков зеленого цвета называют выдержанным в зеленых тонах или в зеленой гамме (см. приложение 5).
 роме общеприн€той технической терминологии существуют профессиональные определени€ некоторых качеств  цвета ’удожники-модельеры часто употребл€ют такие определени€ цветов, как пастельные и акварельные. ѕ а с т е л ь н ы м и называют цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков. Ёто определение заимствовано из живописи, выполн€емой пастелью, т. е. прессованными цветными карандашами — мелками.
—ветлые, легкие тона, называемые а к в а р е л ь н ы м и, ассоциируютс€ с прозрачностью, воздушностью тончайшего красочного сло€ и м€гкой расплывчатостъю акварельной живописи.
«акономерности составлени€ гармонических сочетаний цветов
¬ моделировании одежды практически используетс€ небольшое количество цветов.    ќсновой при составлении различных цветовых сочетаний в костюме €вл€етс€ использование различи€ цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Ёто различие выражаетс€ трем€ видами соотношений цветов друг к другу: тождеством, нюансом и контрастом.
√армонические цветовые св€зи, сходные по цветовому тону, насыщенности или светлоте, называютс€ т о ж д е с т в о м, св€зи незначительного различи€ — н ю а н с о м, противоположна€ цветова€ характеристика — к о н т р а с т о м.
√армони€ сочетаний ахроматических цветов. јхроматические цвета, обладающие только светлотными различи€ми, могут гармонично сочетатьс€ в двух и трех цветах. двухцветные сочетани€ выражаютс€ либо как нюанс двух близко расположенных цветов в р€ду, либо как контраст далеко отсто€щих в р€ду цветов по светлоте.  оличественные же отношени€ вз€тых ахроматических цветов могут строитьс€ как тождество, нюанс и контраст.
“рехцветное гармоничное сочетание может быть выражено в четырех соотношени€х по светлоте и количеству цветов:
поровну светлого, среднего и темного;
много светлого и сближенного по светлоте среднего тона, мало темного;
много темного и сближенного с ним по светлоте среднего тона, мало светлого;
много среднего тона и мало светлого и темного.
√армони€ монохромных сочетаний. –ассмотренные выше закономерности составлени€ гармонических сочетаний распростран€ютс€ и на цветовые р€ды от хроматического к ахроматическим цветам. “акие цветовые сочетани€ называютс€ еще м о н о х р о м н ы м и, т. е. одноцветными. » здесь не следует брать больше двух-трех оттенков данного цветового тона. »наче снижаетс€ св€зь и выразительность их сочетаний.
ќсобенно значительна роль белого и черного цветов как компонентов композиции одежды. ¬ силу своей цветовой нейтральности белый и черный цвета способны к гармоническим св€з€м со многими хроматическими чистыми и сложными (производными) цветами.
–ассмотрим основные монохромные гармонические сочетани€ с белым и черным цветами, создающие различные ощущени€.
1. Ѕелый и чистый хроматический цвета (желтый, оранжевый, зеленый и другие спектральные цвета) образуют броские, напр€женные сочетани€. Ѕелый цвет вы€вл€ет звучность цветового тона, в силу чего создаетс€ ощущение декоративности, праздничности.
“акие сочетани€ цветов эффектны, активны (динамичны). —очетани€ белого и чистого хроматического цветов основаны на гармонии контрастов, т. е. на отношении противоположных характеристик спектрального и белого цветов.
„ерный и чистый хроматический цвета также образуют броские, напр€женные сочетани€. Ќо черный цвет обладает способностью несколько ослабл€ть €ркость и чистоту цветового тона. ¬ силу этого напр€женность, броскость сочетаний чистого хроматического цвета с черным уменьшаетс€ по мере удалени€ от одного крайнего цвета спектра к другому (от красного к фиолетовому).
Ёта закономерность распростран€етс€ и на промежуточные (производные от основных) цвета.
2. Ѕелый и светлый, разбеленный хроматический цвета (кремовый, розовый, оливковый и другие пастельные тона) соедин€ютс€ органично и легко, создава€ ощущение свежести, нар€дности.
“акие сочетани€ м€гки, нежны, но малоактивны (спокойны, статичны).
√армони€ сочетаний хроматических цветов. Ѕолее сложными в составлении гармонических сочетаний €вл€ютс€ отношени€ хроматических цветов. ќсновные из них — это сочетани€ двух цветов хроматического цветового круга .
—войства цветов и их использование в моделировании
÷вет окружает и сопровождает человека повсюду. Ёмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно различные цвета и их сочетани€ вызывают различные чувства и ощущени€, мен€ют настроение, навевают опреде-
* «акономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии разработаны ј. ». „еремныхом. —ведени€ об основных сочетани€х цветов хроматического цветового круга достаточно полно приведены в книге ј. ». „еремныха «ќсновы художественного проектировани€ одежды», ћ., изд-во «Ћегка€ индустри€», 1968.
ленные образы. “емные, мрачные тона удручают, действуют на нас подавл€юще, светлые,— наоборот, радуют, создают приподн€тое настроение. —уществуют даже выражени€, св€занные с цветовой характеристикой: «темные силы», «черный день»,
«сера€ жизнь», «розовые мечты», «светлый разум».
“есно св€зано с цветом и воспри€тие человеком окружающей природы. ќслепительное солнце, красно-желтый ореол вокруг него, сине-голубое небо, зеленые пол€ и леса — вот открываетс€ летом в природе глазам человека.  аждый из этих цветов, увиденный в другое врем€ года, ассоциируетс€ с образами природы летней поры. Ѕагр€но-желтые цвета вызывают воспоминани€ осеннего леса.
÷вет может вызвать ощущение тепла и холода. “еплыми обычно называют красный, оранжевый и желтый цвета, холодными голубой и фиолетовый. Ёти ощущени€ основаны на объективных ассоциаци€х: красный и оранжевый цвета напоминают огонь, заход солнца. √олубой цвет, напоминающий необъ€тные просторы неба и мор€, действует успокаивающе. ќдни цвета действуют на человека успокаивающе, другие раздражают и утомл€ют. ¬ св€зи с этим на производстве рекомендуют использовать спокойный, зеленоватый колорит дл€ окраски стен и оборудовани€. ¬ производственной спецодежде избегают €рких красных цветов, поскольку они привлекают к себе внимание и быстро утомл€ют.
÷вет вли€ет и на гигиенические свойства одежды, особенно в летнее врем€. ƒл€ лета предпочтительны светлые ткани, обладающие большой способностью отражать солнечные лучи. ÷вета красных, оранжевых и желтых оттенков очень хорошо отражают тепловую часть солнечного спектра — инфракрасные лучи (в —редней јзии поэтому предпочитают носить плать€ красных оттенков).
ќтношение человека к цвету, выражающеес€ в предпочтении одних тонов и цветовых сочетаний другим, характеризует его темперамент, вкус.
¬ народной одежде цвет и цветовые сочетани€ означают про€вление национального вкуса, традиций, национальных обычаев и обр€дов, возрастных отличий. “ак, пон€тие девичьей красоты, про€вление жизнеутверждающего начала у русской кресть€нки св€зывалось с красным цветом, который преобладал и в одежде, и в других предметах обихода. ¬ насто€щее врем€ выбор того или иного цвета диктуетс€ возрастом человека: €ркие, насыщенные, чистые цвета и контрастные сочетани€ больше подход€т молодежи, а сдержанные, сложных оттенков — люд€м зрелого возраста.
¬оспри€тие веса и объема также зачастую переплетаетс€ с ощущением цвета. “еплые и светлые цвета обладают свойством  «выступать вперед» (выступающие), а холодные и темные - «уходить назад» (отступающие).  ѕоэтому предметы, окрашенные в теплые цвета кажутс€ расположенными ближе, чем предметы, окрашенные в холодные тона, хот€ они будут находитьс€ на одинаковом рассто€нии от глаза.
Ёто свойство широко используют в композиции костюма. ѕолные фигуры в костюмах холодного темного цвета кажутс€ меньшего объема в силу того, что цвет как бы отдал€ет их. “е же фигуры в костюмах светлого теплого тона будут казатьс€ более объемными, чем они есть на самом деле, следовательно белый цвет всегда зрительно увеличивает объем, а черный предельно его уменьшает.
—войства цветов выступать и отступать, увеличивать и уменьшать объем используют при моделировании костюма и тогда, когда хот€т добитьс€ большей разницы в объемах отдельных частей костюма. Ќапример, дл€ зрительного уменьшени€ объема бедер (большинство женщин в бедрах шире, чем в плечах) такой вид женской одежды, как блузка и юбка, стро€т на соотношении двух цветов различной насыщенности или светлоты. ќднако в любом случае юбка должна быть более темной, чем блузка. “олько тогда объем верхней части фигуры будет казатьс€ увеличенным а нижней — уменьшенным.
»зменение цветов от непосредственного соседства одного с другим называетс€ одновременным контрастом цветов.
Ќа темном фоне или р€дом с ним все цвета светлеют, а на светлом или р€дом с ним— темнеют. ¬ этом легко убедитьс€ положив кусок гладкокрашеной серой ткани одним краем на белый фон, другим — на черный.
Ёто — так называемое €вление контраста по светлоте. ÷вета, наход€сь на хроматическом фоне или р€дом с ним, измен€ютс€ в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.
ƒополнительные цвета от соседства одного с другим усиливают насыщенность цвета, вы€вл€ют и взаимно подчеркивают друг друга. Ќапример, довольно спокойному красному цвету можно придать более сильное звучание, если его дать в окружении зеленого цвета.
–одственные, близкие между собой цвета в окружении более насыщенного цвета того же тона тер€ют в насыщенности, как бы обесцвечиваютс€ ≈сли два синих цвета разной насыщенности расположить р€дом, то один из них менее насыщенный — как бы посереет.
Ѕелый цвет в соседстве с красным, желтым, оранжевым приобретает теплый оттенок.
—войства цветов при взаимодействии один с другим в одном случае усиливать или ослабл€ть свое звучание, в другом— измен€ть оттенок имеют большое значение. «нание свойств цветов и их взаимодействи€ помогает художнику претвор€ть в жизнь  определенные художественные замыслы.
¬ тесной св€зи с €влением одновременного контраста цветов находитс€ вопрос, почему одному человеку идет одежда данного цвета, а другому не идет. «десь также про€вл€етс€ взаимодействие цветов: цвета костюма и оттенка кожи (особенно кожи лица), цвета волос, глаз. ѕоэтому, если у женщины теплый, нежный цвет лица, светлые желтоватые волосы, то ей к лицу костюмы голубых и синих тонов. Ѕрюнетке с тем же цветом лица, но иссин€-черным оттенком волос идут желтые, насыщенные цвета, а женщине с рыжими, огненномедными, бронзовыми волосами — зеленые. ∆енщине пожилого возраста, кожа которой стала блеклой, нельз€, как правило, рекомендовать одежду темно-лилового или лилового с синим оттенком цветов, иначе кожа будет казатьс€ желтовато-землистой.
¬ случае нежелательного цветового контраста при взаимодействии цвета костюма с цветом лица и волос, его можно избежать, раздел€€ два цвета нейтральными цветами, такими как белый, черный, серый и близкий к ним бежевый в отделке или дополнени€х к костюму. Ёти цвета как бы изолируют цвет костюма от цвета лица, шеи, рук. ¬ качестве отделок и дополнений могут быть использованы канты, бейки или кружена по краю горловины и рукавов, воротники, мехова€ отделка, косынки, шарфики, ожерель€ и т. д.
ѕоложительным свойством всех малонасыщенных разбеленных (пастельных) цветов €вл€етс€ их гармоничное сочетание один с другим в любых количественных отношени€х. Ёто свойство позвол€ет одновременно вводить в композицию как одного издели€, так и комплекта одежды, несколько различных по цветовому тону оттенков и создавать красочные, нежные сочетани€. »з практики известно, что пастельные тона к лицу, за редким исключением, всем люд€м.
–абота€ над композицией одежды конкретного назначени€, выбира€ дл€ нее определенный цвет, нельз€ не считатьс€ с таким его свойством, как изменение при вечернем искусственном освещении. ≈сли туалет предназначен дл€ вечера, то цвет ткани следует выбирать только при электрическом освещении, и наоборот, ткань не дл€ вечернего костюма нельз€ выбирать при искусственном свете. Ёто объ€сн€етс€ тем, что при искусственном освещении цвета тканей значительно измен€ютс€. “ак, красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, ѕричем красные цвета станов€тс€ насыщеннее, оранжевые — краснеют, а светло-желтые выбеливаютс€. √олубые, синие и фиолетовые цвета темнеют, при этом голубые заметно зеленеют, синие станов€тс€ менее насыщенными, темно-синие кажутс€ черными некоторые синие чуть краснеют, фиолетовые краснеют в значительной степени. Ќапример, сиреневый цвет (фиолетовый малой насыщенности и большой светлоты) становитс€ значительно краснее; некоторые фиолетовые цвета даже трудно бывает отличить от пурпурных. «еленые цвета желтеют (при искусственном освещении они более теплые); светлота желто-зеленых цветов не измен€етс€.