–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. Ћ»‘, ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2


 ачество изделий в равной мере зависит как от удачно решенной композиции, от правильно разработанной формы издели€, так и от технического выполнени€ последней.
‘орму одежды создают посредством швов, вытачек, подрезов, складок, сборок, драпировок, а также путем влажно-тепловой обработки ткани.
ќдним из творческих способов, примен€емых в работе над формой, как уже указывалось выше (см. предыдущий раздел), €вл€етс€ н а ко л к а Ч м у л€ ж.
Ќаколка позвол€ет получить реальное и точное представление о форме, помогает наметить расположение тех или иных линий на фигуре (манекене), вы€вить конструктивные особенности проектируемой модели. ќна способствует объемному воспри€тию ткани, приучает чувствовать пропорциональные отношени€ деталей между собой и ко всей форме в целом. Ќаколка способствует развитию вкуса, тренирует глаз, развивает зрительную пам€ть. ќна позвол€ет выполнить нужную форму нагл€дными средствами с учетом линий фигуры и ее естественных пропорций; правильно откорректировать на объеме (манекене, фигуре) разработанную расчетным методом на плоскости ту или иную форму. Ќаконец, с помощью наколки можно получить готовую выкройку.
 онструктор-модельер должен уметь создавать любую новую сложную форму не только по эскизу художника-модельера и рисунку журнала мод, но и на основе своего замысла. ††††
„то касаетс€ рисунка, модельер должен правильно прочесть его, выполнить с точки зрени€ конструкции с учетом эстетических требований, а именно: правильного силуэтного выражени€ формы, красивого расположени€ внутренних линий и деталей одежды. ѕосто€нное изменение силуэта, его линий и форм (иногда это резка€ смена, а иногда едва уловимое развитие предыдущей моды) не всегда правильно улавливаетс€ даже специалистами-швейниками. ќтсюда неверное прочтение рисунков журналов мод, неправильное решение формы. ƒо сих пор в практике можно встретить следы устаревших линий и форм. ќсобенно это заметно на линии плеча и на форме рукава.
ќ с н о в н ое п р а в и л о наколки Ч это правильное взаимное расположение нитей основы и утка, определ€ющее расположение деталей на манекене, величину раствора вытачек и направление швов в изделии.
—уществуют три различных способа наколки.
ѕ е р в ы й †††с п о с о б Ч это наколка на отдельных кусках макетной ткани, пр€моугольных или квадратных, в зависимости от требуемой формы, ¬ результате упрощаетс€ и облегчаетс€ работа, становитс€ возможным экономное, рациональное использование макетной ткани с дальнейшим переводом следов наколки и созданием выкройки.
¬ т о р о й ††с п о с о б Ч комбинированный, т. е. работа с готовой основой. Ќа той или иной основе лифа, рукава, воротника, юбки постепенно измен€ют форму в той части, где это требуетс€. “акой способ облегчает и рационализирует работу моделировани€.
ќба способа позвол€ют воспроизвести требуемую форму в соответствии с рисунком или ћоделью журнала мод, поэтому эти способы наколки широко примен€ютс€ конструкторами и модельерамк домов моделей, ателье, швейных фабрик.
ѕри т р е т ь е м †††с† п о со б е наколки необходима€ нова€ форма создаетс€ на основе целого куска макетной ткани или ткани, предназначенной дл€ изготовлени€ модели. “ака€ наколка требует большого мастерства, опыта и знани€ в совершенстве фигуры. Ётим способом опытные конструкторы и заройщики создают н о в ы е с ло ж н ы е формы одежды.
ƒл€ выполнени€ наколки одним из указанных способов нужны следующие подсобные предметы: манекен, ткань светлого цвета полотн€ного переплетени€ с €сно различимыми нит€ми основы и утка (б€зь, мадаполам, шифон, хлопчатобумажное полотно), светла€ м€гка€ бумага, булавки, иголки, нитки, цветной мел или цветной карандаш, сантиметрова€ лента, узка€ цветна€ тесьма, выдел€юща€с€ на фоне светлой ткани, резец дл€ перевода линий, линейка, вата (третий способ наколки выполн€ют, как правило, на фигуре).
Ќј ќЋ ј Ќј ћјЌ≈ ≈Ќ≈
ѕодготовка и проверка манекена. ѕрежде чем приступить к мул€жированию (наколке), необходимо проверить правильность направлени€ швов на ткани, обт€гивающей манекен, по лини€м середины спинки и середины переда, плечевых и боковых срезов и по линии обхвата шеи. ≈сли швы искажены, то их необходимо откорректировать, наметив правильное их направление цветным карандашом или ниткой. ѕо линии талии следует закрепить тесьму, проверив ее положение по всему обхвату.
ѕеред тем как приступить непосредственно к наколке, надо сн€ть мерки с того манекена или фигуры, на которые она будет осуществл€тьс€. ћерки эти следующие: половины обхватов шеи, груди, талии,бедер; длина переда, спинки и плеча; ширина груди и ширина спины.
ћанекен став€т так, чтобы на него падал дневной или вечерний свет. —тавить его против света не рекомендуетс€, так как в этом случае усложн€етс€ работа и портитс€ зрение.
Ќаколку осуществл€ют на правой стороне манекена. ¬рем€ от времени следует отходить от манекена и на рассто€нии провер€ть те или иные линии наколки, так как, сто€ вплотную к манекену, трудно правильно оценить выполненную наколку. ќкончательную проверку и последнее уточнение производ€т через некоторое врем€ после выполнени€ наколки с тем, чтобы заново оценить всю работу.

ѕодготовка макетной ткани. ѕеред началом наколки осуществл€ют подготовку макетной ткани. ƒл€ этого выкраивают два пр€моугольных куска ткани, соответствующие размерам полочки и спинки лифа плюс 2 см на свободное облегание, припуски на швы и подгибку низа. Ќити утка в ткани должны иметь строго поперечное направление. ƒл€ проверки выкроенные куски складывают косынкой, чтобы нить утка совпала с нитью основы. ≈сли нити не совпадают (перекос ткани), то куски в том же положении надо пот€нуть, чтобы создать правильное расположение нитей.

ƒл€ более точного нахождени€ исходной при наколке нити утка ее можно предварительно наметить на макетной ткани цветной ниткой. Ќа полочке пить утка прокладывают цветной ниткой на рассто€нии 24, а на спинке на 25 см от верхнего среза ткани.
Ћиф
Ћиф Ч основна€ верхн€€ часть одежды. ѕочти всегда основное внимание модельеров обращено на лиф, на его форму, конструкцию, потому что именно здесь в первую очередь сказываютс€ все изменени€ в моде.
¬ гл. III подробно рассматривалась эволюци€ силуэта за последние более чем 100 лет. ”же отмечалось, что в ’I’ и начале ’’ вв. одна и та же форма держалась годами, становилась настолько привычной и единственно возможной, что манекены создавали на основе не естественных пропорций женской фигуры, а искаженных корсетом, который отвечал моде тех времен.
Ќа рис. 161, а, показан манекен, воспроизводивший женскую фигуру середины ’I’ в. ∆енска€ тали€ была предельно ст€нута корсетом (Ђосина€ тали€ї, тали€ Ђрюмочкойї). Ќа стр. 70 в теме Ђ—илуэтї представлен р€д силуэтов, построенных на Ђосиной талииї.
Ќа рис. 161, 6 изображен манекен более позднего периода, воспроизвод€щий женскую фигуру с искаженным торсом (латинска€ буква 3; см. рис. 42, силуэты одежды 1901Ч1907 гг.).
¬се же, несмотр€ на большую стабильность формы, врем€ от времени (в ’I’ в. примерно раз в 10 лет, а в первой половине ’’ в. и чаще) форма лифа мен€етс€.  ажда€ така€ перемена отражалась на конструкции лифа.
ѕроследим за изменением формы лифа на р€де характерных примеров ’I’ и первой половины ’’ вв. (рис. 162).  аждый лиф отличаетс€ от другого длиной и шириной, характером вы€влени€ формы груди, степенью прилегаемости, конфигурацией швов, расположением вытачек, характером и направлением линии плеча.
»змен€лись основные конструктивные швы (например, плечевой шов укорачивалс€, удлин€лс€, скашивалс€, боковой шов перемещалс€, мен€€ соотношение спинки
и полочки); измен€лась конфигураци€ швов; полочка и спинка могли состо€ть из нескольких частей; мен€лись лини€ проймы, расположение, направление, величина раствора и форма вытачек (иногда вытачки замен€лись м€гкими защипами, сборками, драпировкой) наконец, лиф мог быть длиннее или короче. »ногда форма лифа мен€лась целиком, а иногда постепенно, лишь частично.
ƒл€ нагл€дности и сопоставлени€ форм слева на рисунке показан современный лиф, построенный на естественных лини€х и пропорци€х фигуры.
ƒл€ лифа начала ’I’ в. (1810 г.) характерна мала€ длина, сильно завышенна€ тали€. ћ€гкость формы достигаетс€ драпировкой.
ƒл€ лифа середины ’I’ в. (40-е годы) характерна жестка€ корсетна€ форма. Ћиф Ч подрезной, со сложными подкройными детал€ми, с мысом, спускающимс€ спереди ниже линии талии.
Ћиф начала ’’ в. (1900 г.) отличаетс€ искусственностью, искаженностью торса корсетом. ‘орма лифа Ч выкройна€, вы€вл€юща€ низко расположенную грудь.
ƒл€ лифа несколько более позднего периода (1910 г.) характерна переходна€ форма; торс здесь принимает более естественное положение; форма груди четко не вы€влена, лини€ талии слегка завышена. ¬ используемой драпировке типична асимметри€. ¬ это врем€ впервые по€вл€етс€ лиф с цельнокроеными рукавами.
— исчезновением корсета происходит упрощение конструкции лифа. »счезает конструктивна€ загруженность, разрезные детали. Ћиф формируют из двух полотен ткани. Ќагл€дным примером упрощенной до предела конструкции €вл€етс€ лиф

30-х годов нашего столети€ (1925 г.). Ћиф очень длинный, отсутствует выраженна€ естественна€ лини€ талии. ƒл€ силуэта свойственна плоска€ форма груди. ѕоэтому верхние вытачки не примен€ли. ¬ отдельных случа€х (при большом обхвате груди) впервые начали практиковать вытачку под проймой.
Ћиф середины ’’ в. также пр€мой и формируетс€ из двух полотен; линии плеча расширены (благодар€ подплечикам); лини€ талии слегка занижена; вытачки оформлены м€гкими защипами по лини€м плеча и по линии талии.
“аким образом, лиф любой формы имеет свои характерные особенности. »сход€ из этого, разработку каждой формы осуществл€ют различными приемами.


ƒл€ современной моды типична разнохарактерность силуэтов, форм и покроев лифов; наиболее характерными €вл€ютс€;
1) лиф плотноприлегающей формы (рис. 163, а);
2) лиф полуприлегающей формы (рис. 163, 6);
3) лиф пр€мой свободной формы (рис. 163, в);
4) лиф м€гкой формы (рис. 163, г);
5) лиф усложненной формы (рис. 163, д).
ќтдельно следует указать лиф с цельнокроеными рукавами, который также бывает разных форм.
Ћиф состоит из двух основных деталей: переда и спинки. ¬ свою очередь перед и спинка могут состо€ть из двух или более частей.


ќсновной конструктивной особенностью переда лифа €вл€ютс€ верхние вытачки, которые необходимы дл€ придани€ лифу нужной формы в области груди. ¬еличина раствора вытачек зависит от строени€ фигуры. ѕоложение и оформление верхней вытачки определ€ютс€ модой.  лассической считаетс€ вытачка, расположенна€ от линии плеча. »ногда раствор вытачки перевод€т в линию горловины, линию талии, в боковые срезы. Ќа рис. 164 показаны различные варианты расположени€ верхней вытачки.
¬ытачка может быть видимой или скрытой в подрезах, рельефных швах, лини€х кокетки; она может быть и совмещена со сборками, м€гкими защипами, драпировками. ≈е контуры могут быть пр€мые, вогнутые, выпуклые, плавные, резко выраженные.
ѕримен€€ на лифе ту или иную вытачку, надо всегда помнить не только о ее конструктивной роли, но и о ее согласованности со всей конструкцией модели.
Ћиф плотноприлегающей формы. ¬ лифе, плотноприлегающем по фигуре, четко вы€вл€ютс€ грудь и тали€, что достигаетс€ соответствующими вытачками (см. рис. 163, а). ≈сли верхн€€ вытачка может мен€ть свое направление, то вытачки по линии талии занимают более определенное положение.


Ќ а к о л к у начинают, прикалыва€ ткань по линии середины п е р е д а манекена, совмеща€ с ней нить основы.
–аспредел€€ ткань, след€т за тем, чтобы по плечу осталс€ необходимый запас на скалы- вание плечевых срезов, равный 10 см. Ќакалывают три булавки по линии середины переда, причем первую булавку закалывают у горловины, вторую Ч на линии груди, третью Ч на линии талии (рис. 165, а). „етвертой булавкой закрепл€ют ткань у вершины горловины.
»злишки ткани у горловины срезают по контуру основани€ шеи. ¬ерхнюю вытачку намечают на рассто€нии 3Чб см от горловины по линии плеча до самой выступающей точки груди.

„тобы правильно сформировать верхнюю вытачку, определить ее раствор и рассчитать, какое количество ткани следует а6рать в вытачку, надо помнить, что нить утка должна проходить горизонтально от подмышечной впадины (бокового шва) до выступающей точки груди.
ќпределив правильное направление нити утка, ткань закрепл€ют п€той булавкой и намечают величину раствора вытачки (рис. 165, 6). ѕосле этого провер€ют боковой срез ткани н профиль. —рез ткани, а следовательно, и нить основы должны располагатьс€ строго вертикально. Ќеправильное расположение линии срезов ткани (рис. 165, в, г) ведет к искажению формы всего лифа.


≈сли нить утка была определена неверно, слегка наклонно к боковому срезу, то на ткани образуютс€ заломы (рис. 166, а), свидетельствующие о том, что вытачка в данном случае недостаточно глубока и ее надо углубить. ≈сли нить утка выдернута (рис. 166, 6) и на ткани образуютс€ косые заломы, идущие от проймы, вытачка слишком глубока и, следовательно, ее надо уменьшить, отпустив часть забранной в нее ткани (до правильного Ч горизонтального Ч положени€ нити утка).
ќпределив правильную величину раствора вытачки и ее расположение на плечевом срезе (примерно середина линии плеча), надо точно направить вытачку на выступающую точку груди. ƒаже небольшое отклонение может привести к тем или иным зрительным изменени€м фигуры: к сужЄнию, если вытачки расположены чрезмерно близко к линии середины переда, и, наоборот, к кажущемус€ расширению и увеличению фигуры, если рассто€ние между вершинами растворов вытачек слишком большое (см. рис. 166, в, г). Ќа рис. 166, д указано правильное направление вытачки, которое не вызывает тех или иных зрительных изменений фигуры (дл€ большей нагл€дности линии вытачек даны с обеих сторон манекена). ѕравда, в общем решении модели основные конструктивные швы и вытачки малозаметны, однако, это лишь в случае, если они правильно расположены.
‘орма прилегающего лифа зависит также от величины раствора, длины и расположени€ вытачек по линии талии. ѕоследние могут слегка или резко вы€вить талию, подчеркнуть ее или сделать менее выраженной.
„тобы тали€ была четко выражена, вытачки должны иметь резкие очертани€ (рис. 167, а). ƒл€ меньшего выражени€ талии контуры вытачек делают более плавными (рис. 167, 6).
¬ытачки по линии талии могут зрительно сузить или расширить талию, повысить или понизить ее.
¬ лифе прилегающей формы контуры фигуры должны быть четко вы€влены. ѕоэтому очень важно наметить боковой шов, который должен быть правильно направлен и плотно пригнан по манекену. „тобы определить направление бокового шва, по линии плечевого шва прикалывают тесьму, к концу которой прив€зывают небольшой груз (например, ножницы). “есьма, нат€гива€сь, дает строго вертикальное направление бокового шва (рис. 168, а), который должен быть несколько смещен к спинке.
¬ процессе закалывани€ вытачек по линии талии надо следить не только за соблюдением их правильного раствора, но и за правильным расположением их на фигуре. Ћегче всего этого добитьс€ при вы€вленной линии бокового шва. ≈сли она скрыта макетной тканью, вытачки закалывать не следует, так как могут быть допущены неточности. ¬ этом случае полочку лифа временно закалывают по линии бокового шва. ѕосле этого на лифе надо точно наметить линию талии (это можно сделать булавками или с помощью тесьмы, шнура). ¬ыше линии талии, между линией середины переда к боковым швом, ткань правильно распредел€ют, след€ за положением нитей основы и утка. ¬ этом месте лифа нити ткани должны располагатьс€ под пр€мым углом одна к другой. “очно установив соотношение нитей, ткань закрепл€ют булавками (рис. 168, 6). ќставшиес€ излишки ткани забирают в вытачки по линии талии, закалыва€ их от линии талии вверх до выступающей точки груди. ≈сли вытачки сделать глубже, чем следует, то получатс€ перекосы, так как нити смест€тс€. ≈сли же раствор вытачек меньше положенного, то по€витс€ слабина, лиф не будет плотно прилегать к фигуре. —ледовательно, при создании лифа прилегающей формы вытачки по линии талии необходимо делать такими, чтобы соотношение нитей ткани не нарушалось.


Ѕольшое значение имеют правильное расположение и направление вытачек. ¬ противном случае весь лиф тер€ет форму (рис. 169). „резмерно близкое расположение вытачек к линии середины переда (рис. 169, а) создает впечатление непропорциональности соотношений частей фигуры. ≈сли вытачку отодвинуть ближе к боковому шву, то фигура будет казатьс€ шире, а тали€ совсем исчезнет (рис. 169, 6). Ќа рис. 169, в показаны правильное расположение и направление вытачки в соответствии с контурными лини€ми лифа.
Ќа полочке прилегающего лифа вместо одной вытачки† можно делать по две.

Ќаколку с п и н к и начинают, прикалыва€ ткань по линии середины спины манекена по кромке или нити основы, оставл€л запас на скалывание плечевого шва. ѕервую булавку закалывают в области седьмого шейного позвонка, вторую Ч на линии лопаток и третью Ч на линии талии. „етвертой булавкой закалывают ткань у вершины горловины, п€тойЧна линии лопаток между линией середины спины манекена и проймой,

провер€€ направление нити утка, котора€ должна в этом месте располагатьс€ горизонтально (рис. 170, а). »злишки ткани по плечевому срезу и горловине срезают. ¬есь излишек ткани распредел€ют по плечевому срезу спинки, создавал посадку ткани и закладывал маленькую вытачку глубиной 1Ч1,5 см. Ќа рис. 170, 6 показана также последовательность закалывани€ булавок при посадке среза спинки. ƒалее плечевой шов скалывают, сохран€€ равномерную посадку.
ѕравильное направление плечевого шва показано на рис. 170, в. —мещение плечевого шва в сторону спилки (рис. 170, а) недопустимо.
Ќа спинке лифа прилегающей формы закалывают вытачку по линии талии. –аствор ее, так же как и на полочке, определ€ют правильным соотношением нитей основы и утка, которые должны располагатьс€ между вытачкой и боковым швом под пр€мым углом одна к другой (см. рис. 170, 6). –асположение и направление вытачки на спинке такие же, как на полочке.
«атем приступают к скалыванию бокового шва (временные булавки вынимают и полочку соедин€ют со спинкой).
 онтур линии проймы определ€ют по четырем конечным точкам: линий плечевого и бокового срезов и линий груди и лопаток (рис. 171). ѕо намеченным точкам пройму очерчивают и вырезают, оставив припуск ткани в 1,5Ч2 см дл€ присоединени€ рукава.
ƒалее выравнивают общую длину низа (спинки и полочек).
ѕосле этого провер€ют весь лиф целиком, отойд€ на рассто€ние 3Ч4 шагов. ѕри проверке надо следить не только за правильным направлением вытачек, но и за взаимосв€зью вытачек и бокового шва.
ѕоследующее уточнение наколки лифа осуществл€ют на столе. Ћиф снимают с манекена и по булавкам намечают (прокладыванием ниток или карандашом) контуры горловиньт, боковых, плечевых срезов и вытачек. “кань расправл€ют или проутюживают, линии выравнивают по линейке. ѕолочку и спинку кладут на стол так, чтобы линии их середин были параллельны. —антиметровой лентой провер€ют длину переда, спинки, плеча, обхват груди, ширину спинки и полочки, величину раствора вытачек и линии горловины и проймы (рис. 172).
Ќаколку перевод€т на бумагу резцом дл€ получени€ выкройки основы.
Ћиф полуприлегающей формы. ¬ этом лифе грудь и тали€ выражены слабо (см. рис. 163, 6). ѕолуприлегающий лиф создаетс€ на основе лифа плотноприлегающего. ћакет перевод€т на новую ткань с припуском на свободное облегание по линии бокового среза. Ќа манекене лифу придают требуемую форму. ѕерекалывают боковой шов, иногда перемеща€ его ближе к переду; линии срезов делают более плавными. ¬ытачки по линии талии также перекалывают. »х положение сохран€ют, но раствор делают меньше, а очертани€ Ч более плавными (см. рис. 167, 6).
Ћиф пр€мой свободной формы. Ётот лиф облегает плечи, верхнюю часть груди и бедра, но не вы€вл€ет ни форму груди, ни талию (см. рис. 163, в). —оздают лиф указанной формы на основе лифа полуприлегающей формы: на манекене закалывают полочку и спинку лифа полуприлегающей формы с большим припуском на свободное облегание по линии бокового среза. —пинку по линии бокового среза расшир€ют, а полочку соответственно уменьшают, отчего пр€ма€ лини€ бокового шва расположена ближе к переду.
ƒл€ лифа пр€мой свободной формы характерна только верхн€€ вытачка, вытачки по линии талии отсутствуют.
Ћиф м€гкой формы (см. рис. 163, г). “акой лиф создаетс€ на основе лифа пр€мой свободной формы, который, если требуетс€, удлин€ют, затем прикалывают к манекену и оформл€ют по эскизу или по рисунку журнала мод. ѕо линии талии или ниже ткань может быть оформлена в виде м€гких защипов, присборена и т. д.
Ћиф усложненной формы (см. рис. 163, д). ƒл€ такого лифа характерно отсутствие открытой видимой верхней вытачки, так как она совмещена с рельефными лини€миЧподрезами, сборками, защипами, кокеткой.
≈сли вытачка носит чисто конструктивный характер и не участвует в композиционном решении, она должна быть незаметной и только выполн€ть свое функциональное назначение Ч создавать требуемую объемную форму.
ѕеревод€т вытачки и совмещают их с различными лини€ми вторым (комбинированным) способом наколки (см. стр. 168).


–јЅќ“ј Ќјƒ ‘ќ–ћќ… ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ „ј—“≈… ќƒ≈∆ƒџ. Ћ»‘, ¬ќ–ќ“Ќ» »

1 2