’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ќƒ≈∆ƒџ
 ќћѕќ«»÷»я
—”ўЌќ—“№  ќћѕќ«»÷»»

1 2

¬ моделировании одежды художественным о ф о р м л е н и е м называетс€ создание по определенным законам красоты как отдельных предметов одежды, так и гармоничного сочетани€ различных предметов, составл€ющих костюм.
¬ обоих случа€х художественное оформление св€зано с к о м п о з и ц и е й.
 омпозици€ (от латинского compositio- составление, расположение, соединение) — построение произведени€ искусства.
ѕон€тие «композици€» первоначально примен€лось только в архитектуре (еще древним зодчим принадлежали первые трактаты о законах построени€ различных сооружений). Ёто пон€тие затем распространилось на живопись и музыку (отсюда композитор — создатель музыкального произведени€), а позднее—на литературу и другие виды искусства.
¬ архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и декоративно-прикладном искусстве пон€тие «композици€» имеет дво€кое значение.  омпозицией называют действие: творение архитектурного проекта или картины, сочинение музыкального произведени€, создание модели одежды или орнаментального рисунка на ткани.  омпозицией называют и то, что возникает в результате этого действи€, т. е. само произведение.
Ћюбое художественное произведение — от простого натюрморта до сложного архитектурного ансамбл€, включающего многочисленные сооружени€,— имеет определенное построение, определенную композицию.  аждому виду искусства, в том числе и искусству моделировани€ одежды, свойственны свои собственные композиционные принципы.
»звестно, что наиболее близким, родственным искусству создани€ костюма €вл€етс€ искусство архитектуры, так как в основе того и другого лежат три основных требовани€:
польза, прочность и красота. Ёти требовани€ включают в себ€ весь круг вопросов, св€занных с искусством моделировани€ костюма и строительством. ’удожник-модельер, как и архитектор, пользуетс€ определенными художественными средствами и приемами при построении композиции своего произведени€. ќдним из таких художественных средств €вл€етс€ оформление здани€, костюма различными украшающими элементами и детал€ми с целью придани€ произведению большей привлекательности и выразительности. ¬ архитектуре это полуколонны, пил€стры (плоские колонны), орнаментальные фризы и т. д. ¬ костюме роль элементов, средств художественного оформлени€ играют различные накладные отделки, вышивка, кружево, шнур, фурнитура и др.
√лавным художественным средством и архитектора, и модельера €вл€ютс€ геометрические объемы, составл€ющие основу любого здани€ и одежды. ќднако в отличие от архитектора, использующего эти формы свободно, модельер в своем творчестве относительно ограничен, так как он св€зан с фигурой человека. Ёто непременное условие отличает созидательную работу художника-модельера от архитектора-проектировщика.
ќснову композиции одежды составл€ет совокупность основных образующих одежду объемов (частей), соотношени€ этих объемов, общие пропорции одежды, ее силуэт. —тепень выразительности формы костюма зависит прежде всего от того, насколько удачно решена композици€ в целом. ≈сли не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции в костюме, никакие приемы украшени€ не сделают костюм красивым и привлекательным. Ёта закономерность искусства композиции точно и убедительно выражена словами гениального поэта и мыслител€ √ете: «”довлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведени€ искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношени€, чувство удовольстви€ обуславливаетс€ только пропорци€ми. ≈сли они нарушены, то никакими внешними украшени€ми нельз€ заменить красоту и привлекательность, которых им не хватает по существу. ћожно даже сказать, что их безобразие делаетс€ еще отвратительнее и невыносимее по мере увеличени€ изысканности отделки и богатства материалов украшений».
ѕропорции и их соотношени€ с фигурой играют в одежде решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно и силуэту определенный характер. Ќапример, вертикально выт€нутые формы одежды придают легкость и стройность фигуре; линии, имеющие прот€женность в горизонтальном направлении, производ€т впечатление приземистости и т€желовесности фигуры и т. д.
‘ормообразование частей одежды осуществл€етс€ главным образом конструкцией. „ем сложнее форма, тем многообразнее могут быть конструктивные линии, выражающие ее. ѕримен€ют линии пр€мые и кривые, вертикальные, горизонтальные и наклонные, короткие и длинные. Ѕудучи необходимыми дл€ построени€ формы, эти линии неотъемлемы от нее и €вл€ютс€ важным средством не только конструктивного, но и эстетического решени€ модели.
¬ каждом виде одежды различают два вида форм:
1) формы, которые составл€ют основу одежды, например лиф, юбка, рукава; 2) формы, которые служат дл€ внешнего обогащени€ модели.   ним относ€тс€ декоративные элементы, такие как вышивка, кружево, банты, рюши, мех, а также детали одежды — воротники, клапаны, хл€стики, погоны и др. ‘ормы первого вида называют главными, формы второго вида — декоративно—костюмными. ќсобенностью декоративно-костюмных форм €вл€етс€ то, что они не могут существовать самосто€тельно, вне главных, образующих одежду форм (объемов). ѕоэтому такие формы, €вл€€сь компонентами композиции одежды, должны подчин€тьс€ главным формам.
ћноговековой опыт искусства костюма доказывает, что включенные в основные формы одежды декоративные элементы и различные детали станов€тс€ естественно необходимыми, если они способствуют художественной выразительности, развивают и дополн€ют художественный образ одежды.
’удожественный образ одежды — это общий облик модели, выражающий ее конкретное назначение и основную идею, отражающую действительность.  омпозици€ любого художественного произведени€ подчинена задаче наиболее полного и €ркого раскрыти€ этого образа. ќбраз каждой модели одежды, созданной художником, должен быть эмоциональным и впечатл€ющим, способным оказывать воздействие на человека. ќдежда сопутствует человеку всюду и посто€нно, она вли€ет на его настроение, работоспособность, может вселить в него чувство уверенности, достоинства, оптимизма или, наоборот, ввести в угнетенное, подавленное состо€ние. ’удожественные образы создаютс€ в процессе творчества, поэтому они €вл€ютс€ результатом отражени€ и осмысливани€ действительности, котора€ воспринимаетс€ художниками с различных точек зрени€ и по-разному отображаетс€ в модели. ќдин и тот же жизненный материал (€вление) как исток образа может быть по-разному преобразован фантазией художника и представлен в виде совершенно различных, иногда противоположных по своему характеру образов, даже в том случае, когда одежда имеет одно и то же назначение, ¬ качестве примера приведено решение двум€ художниками туалета дл€ праздничного торжества под впечатлением одного и того же выдающегос€ достижени€ нашей эпохи космических полетов.
ќдин художник выразил идею величи€ человеческой мысли и могущества науки в монументальной форме длинного (до пола) плать€ из ткани с холодным блеском серебристого металла; четкие облегающие тело вертикальные линии покро€ сообщают фигуре устремленность ввысь, котора€ подчеркиваетс€ выт€нутой конусообразной прической, оформленной мерцающими звездами.
ƒругой художник воплощает ту же идею в ином образе и иными средствами. ќгненный вихрь оранжево-пунцово-синих красок, динамичность лет€щих форм многослойной юбки короткого плать€, волны бронзовых волос стремительно движущейс€ манекенщицы ассоциируютс€ в сознании с картиной старта космического корабл€, сопровождаемого мощным шквалом пламени и звуков.
ќба костюма вызывают различные эмоции при их зрительном воспри€тии, по-разному воздействуют на человека, вызыва€ различные ассоциации и настроени€.
—ила образной выразительности костюма достигаетс€ при помощи определенного его построени€, т. е. при помощи композиции.
—ледовательно, образна€ выразительность одежды достигаетс€ посредством искусства к о м по з и ц и и, т. е. соединени€ образующих одежду объемов, формы, цвета, конструктивных и декоративных линий, деталей и украшающих элементов в единое гармоничное целое.
—ледует, однако, помнить, что работа модельера над образом одежды и всего костюма всегда должна быть подчинена главному — созданию удобной в функциональном отношении, жизненно оправданной одежды и костюма.
»скусство композиции состоит в умении художника увидеть интересное и существенное и организовать отдельные, разрозненные компоненты в единое целое. ’удожник  рамской выразил эту мысль так:  омпозиции... нельз€ научитьс€ до тех пор, пока художник не научитс€ наблюдать и сам замечать интересное и важное. — этого только момента начинаетс€ дл€ него возможность выражени€ подмеченного по существу; и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остаетс€ формулировать и композици€ €вл€етс€ сама собой…»
÷еленаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатл€ющим.
 омпонентами композиции одежды (как произведени€) €вл€ютс€: форма и силуэт; линии (конструктивные и декоративные) и цвет; отдельные детали одежды и украшающие ее элементы (декор).
 омпозиционными средствами, или приемами композиции (как творческого действи€), €вл€ютс€: пропорции; статика и динамика; симметри€ и асимметри€; ритм, контраст.
÷елевое назначение одежды и замысел художника определ€ют и выбор компонентов композиции, и выбор композиционных средств. »ными словами, композици€ в одежде — это составление всех ее компонентов средствами построени€ единства дл€ выражени€ ее содержани€.
—оздать композицию одежды — значит найти характер всех компонентов, добитьс€ их соподчинени€ и дополнени€ одного другим, добитьс€ общей гармонии, вы€влени€ художественной образности. √армони€ как основа понимани€ красоты вообще означает согласованность частей одного целого.

   «ј ќЌџ » ѕ–ј¬»Ћј  ќћѕќ«»÷»»


 аждому виду искусства свойственны свои законы и правила композиции. ¬ искусстве композиции одежды основными законами €вл€ютс€ следующие:
1. ѕодчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.
2. Ќаличие композиционного центра.
3. —оразмерность всех частей и компонентов композиции между собой и фигурой человека.
4. ÷ельность композиции.
ѕодчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды. ¬се в композиции должно быть подчинено назначению одежды и выражать его. »наче говор€, практическое назначение одежды всегда должно €вл€тьс€ содержанием ее художественной формы. —уществует три правила, выражающие этот закон.
1. ќрганическое единство назначени€ одежды и ее формы. ‘орма любой вещи должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной. “ак, форма купального костюма (купальник и шапочка) точно повтор€ет форму тела и головы, так как благодар€ плотному облеганию костюм не мешает человеку двигатьс€ в воде, а при намокании не деформируетс€. ѕлать€ дл€ бальных танцев делают внизу объемнее, чем вверху. ѕлащи бывают преимущественно свободной или полуприлегающей формы, поскольку их надевают поверх другой одежды.
2. —оответствие материала назначению и форме одежды. ’удожественна€ и практическа€ ценность одежды обеспечиваетс€ применением такого материала или сочетани€ материалов, которые вы€вл€ют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме. Ќапример, те же плащи, чтобы они отвечали своему пр€мому назначению, выполн€ют из тканей с водоотталкивающей пропиткой, из прорезиненных или специальных синтетических материалов, которые не пропускают влагу и хорошо сохран€ют форму. »з легкосминающихс€ тканей нельз€ делать одежду узких форм, драпированные плать€ или плиссированные юбки.
3. ≈динство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды. ¬ключа€ любую отделку в композицию одежды, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнени€. Ќеобходимо, чтобы она не противоречила не только утилитарным свойствам материала, структурно-фактурным его качествам, но и назначению одежды и ее форме. “ак, в цел€х создани€ одежды, в которой было бы прохладно в жару, используют, например, льн€ные или хлопчатобумажные ткани. — €рко выраженным полотн€ным переплетением льна органически сочетаютс€ такие виды вышивки, как «мережка», «перевить» или мерное и штучное кружево, введенные в само полотно и подчеркивающие ту или иную форму издели€. ѕодобна€ отделка одновременно украшает платье и создает максимальную прохладу.  огда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел вещи, оно становитс€ активным и выразительным элементом в композиции (к примеру, изображение €кор€ и паруса на костюмах дл€ путешествий по воде). » наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению костюма. “ак, просто нелепо на костюме дл€ лыжного спорта давать аппликацию цветов подсолнечника или мака.
Ќаличие композиционного центра. ¬се компоненты, составл€ющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели, раздел€ютс€ на два вида: главные, к которым относитс€ все то, что образует объемную форму определенного вида одежды (объемна€ форма с контурными очертани€ми лифа, рукавов, юбки, брюк и т. д.) и декоративно-конструктивные компоненты, покрой или лини€ покро€, а также различные детали, декоративные отделки, фурнитура и украшени€.

–ис. 10


 аждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или же быть объединенным с другими компонентами.  ак правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.
Ќапример, идею монументальности женского образа художник выражает в длинном вечернем платье, реша€ его силуэтную форму монолитно, в виде колокола (рис. 10, а). ÷ентром композиции этого плать€ €вл€ютс€ рукава — их форма, повтор€юща€ форму стана. ¬ поисках более выразительных средств решени€ своего замысла художник располагает на внешней части рукава декор — выразительный монолитный узор, образующий четкое по форме п€тно (рис. 10, б). декоративный узор, объединенный с рукавом единой, общей формой, усиливает звучание главного акцента плать€.
¬ зависимости от существующего направлени€ моды устанавливаетс€ условна€ схема построени€ композиции, предусматривающа€ расположение главных акцентов. “ак, дл€ одного направлени€ моды характерно акцентирование верхней части костюма; в период господства другой моды композиционный центр переноситс€ на нижнюю или среднюю части костюма. ¬ соответствии с этим модельер, работающий над композицией одежды, сосредоточивает свое внимание на тех компонентах, которые могут наиболее четко вы€вить ведущие тенденции и характерные черты данного направлени€ моды.
—ущественную роль в выборе компонентов в качестве главного акцента в композиции играет стиль художественного решени€ костюма (спортивный, классический, национальный), а также особенности творческой индивидуальности модельера.
 роме того, большое вли€ние на выбор тех или иных компонентов в качестве центра композиции оказывает конкретна€ целенаправленность моделировани€. “ак, разработка моделей перспективной моды, как правило, св€зана с поисками новых силуэтных форм и их объемных выражений, новых способов формообразовани€ (покро€) из качественно новых материалов, с определением изменений пропорций отдельных предметов одежды и всего костюма. ¬ этих случа€х внимание художника направлено на соответствующие компоненты, €вл€ющиес€ главным образом компонентами первого вида. –азработка моделей дл€ промышленного производства осуществл€етс€ на основе уже найденных силуэтных форм, объемов и установившихс€ пропорций; создание промышленных образцов одежды преимущественно св€зано с разработкой различных вариантов деталей, отделок и их расположени€ в одежде.
ќсновными правилами второго закона композиции €вл€ютс€: 1) вы€вление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов, 2) уравновешенность ком- позиции.
Ёто значит, что характерна€ особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, определ€ет форму, размеры и стиль оформлени€ второстепенных, т. е. декоративно-костюмных, компонентов.
–ассмотрим оба правила на примерах.

 

÷ентром композиции плать€-рубашки (рис. 11, а) €вл€етс€ воротник с планкой-застежкой. ќсобенность этих деталей — их форма, образованна€ крутыми дугообразными и пр€мыми лини€ми и подчеркнута€ отделочной строчкой. Ёта характерна€ особенность главного композиционного акцента вы€влена формой клапанов карманов и манжет. ќднотонный материал воротника, планки, клапанов и манжет выдел€ет эти компоненты, способствует более четкому выражению ведущей тенденции моды периода 1965—1969 гг. (спортивный стиль, подчеркнуто молодежный облик; коротка€ длина издели€, четкость геометрических форм и немногочисленность деталей в композиции одежды).
¬ пределах уплощенной пр€моугольной формы стана плать€ крупные накладные карманы располагаютс€ низко; только такое их расположение создает уравновешенность всей композиции.
 омпозиционный центр плаща спортивного стил€ (см. рис. 11, б)— отлетна€ кокетка. ≈е расположение, размер и конфигураци€ определили характер и расположение остальных деталей: небольшой воротник своими закругленными углами совпадает с отстроченным краем кокетки; листочки карманов формой и расположением подчинены главному акценту композиции; шлевки вместе с по€сом фиксируют высокую талию — все эти компоненты, характеризующие черты моды 1970—1971 гг., создают равновесие композиций верхней и нижней частей одежды.
—тройность фигуры можно подчеркнуть значительным удлинением одежды и изменением ее пропорций путем введени€ в нее в качестве центра композиции высокого по€са-корсажа (рис. 11, в). Ёта деталь — новинка моды 1970—1971 гг.— определ€ет весь строй композиции, подчин€ет и объедин€ет остальные компоненты, придающие определенную устойчивость композиции: линии силуэта и покро€, оформление горловины, форму и размер карманов.
«начительное удлинение, фиксированна€ по€сом высока€ тали€, изменившиес€ пропорции, обилие разнообразных деталей — все эти признаки моды начала 1970-х годов отличают схему построени€ композиции костюма этого периода от композиционной схемы предшествующего периода моды. Ќо правило вы€влени€ главного в композиции и подчинение ему второстепенного, равно как и правило уравновешенности, остаютс€ посто€нными. “ак, модел€м, изображенным на рис. 11 и 12, характерно то, что определенна€ устойчивость, равновесие каждой композиции достигнуты распределением различных по величине деталей на соответствующих част€х одежды по принципу подчинени€ их главному акценту, соподчинени€ друг другу и фигуре человека. ≈сли карманы короткого плать€-рубашки расположить ниже, то уравновешенность композиции нарушитс€, пользоватьс€ ими будет неудобно. ≈сли бы рукава удлиненных плаща и плать€ не были оформлены листочками и манжетами, по€вилось бы ощущение перегрузки детал€ми лифа изделий. ¬ свою очередь, наличие карманов и клапанов на трапециевидных юбках этих изделий уравновешивает верхнюю и нижнюю части фигуры.
«рительного равновеси€ композиции одежды можно достигнуть и другими средствами, например введением одной какой-либо детали (накладною кармана в платье-пальто, изображенном на рис. 12, а), сочетанием различных направлений клетчатого рисунка ткани (рис. 6) и др.
—оразмерность частей и элементов композиции. —о вторым законом тесно св€зан третий — соразмерность всех частей и элементов композиции между собой и фигурой человека. —оразмерность в композиции достигаетс€ количественным соотношением следующих факторов и элементов одежды:
ќ б ъ е м о в    о д е ж д ы (лифа, рукавов, юбки);
ц в е т а   и   ф а к т у р ы материалов (блузки с юбкой, отделочного воротника и по€са с платьем, меховых манжет и воротника с пальто);
д е т а л е й одежды (воротника, карманов, клапанов, хл€стиков и т. д.);
о т д ел к и (строчки, вышивки, фурнитуры и пр.).
 оличество, величина и форма деталей одежды, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны об€зательно уточн€тьс€ в процессе моделировани€, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение либо его расположени€, либо формы и объема той части одежды, на которой этот компонент располагаетс€.
÷ельность композиции.  омпозици€ может быть цельной, если при ее создании соблюдались все названные выше законы и правила, ибо цельность композиции — это подчиненность второстепенного главному, взаимосв€зь всех компонентов, уравновешенность. ÷ельность, в свою очередь, способствует четкости выражени€ замысла и его воспри€тию. „тобы убедитьс€ в непреложности этой закономерности, обратимс€ снова к модел€м, которые были рассмотрены выше (см. рис. 10, 11, а, 6).
»де€ создани€ монументального величественного образа (см. рис. 10) выражена как монолитностью всего силуэта, так и монолитностью крупного декора.
ѕредельна€ геометризаци€ — способ раскрыти€ св€зи стил€ одежды 60-х годов со стилем современной архитектуры — подчеркнута не только геометрическими формами модели (см. рис. 11, а); она раскрываетс€ в математически точной св€зи размера и формы деталей с масштабом полос ткани.
ѕростой замысел — создать удобное, надежно защищающее от непогоды плащ-пальто как нельз€ лучше выражен в модели, изображенной на рис. 11, 6, где цельность композиции €вл€етс€ результатом соблюдени€ всех законов и правил искусства композиции.  ак бы ни была композици€ проста или сложна по своим компонентам, чем цельнее, монолитнее она будет построена, тем €снее будет восприниматьс€ и ее замысел. ÷ельность композиции зависит и от умени€ отказатьс€ от лишнего.

1 2