–≈јЋ»«ј÷»я ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ «јћџ—Ћј — –јЅќ“ј Ќјƒ  ќћѕќ«»÷»≈… ¬ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»» ќƒ≈∆ƒџ

1 2


ќсновные направлени€ развити€ силуэта (наиболее характерные этапы). ¬ течение предыдущих столетий и в начале ’’ в. (до 1938 г.) в моде определенного конкретного отрезка времени преобладал один силуэт (см. рис. 42). –ассмотрим несколько примеров.
Ќа рис. 44, а изображены три различные модели из журнала мод 1918 г. ќднако у всех моделей одинаковый силуэт:форма линии плеча, положение линии талии, форма и длина юбки.
¬торой пример— силуэт одежды моды 1927 г. (рис. 44,6). ¬о всех модел€х отсутствует лини€ талии, юбка пр€мой формы, рукава узкие вверху и расширенные книзу. ’арактерным в этих примерах €вл€етс€ и то, что силуэтам свойственна одна и та же форма шл€п и их одинакова€ посадка на голове.

 ринолин — широка€ юбка, изнутри поддерживаема€ каркасом, обычно из китового уса. “урнюр принадлежность женского плать€ в виде подушечки, подкладывающейс€ под платье сзади ниже линии талии. ‘ижма — широка€ юбка с обилием драпировок на бедрах   


¬ моде 1938 г. (рис. 44, в) основным мотивом €вл€етс€ лини€ плеча — искусственно пр€молинейна€ почти горизонтальна€. Ётому силуэту свойствен рукав типа окорока («жиго»), с ватными прокладками, пышный у оката и узкий у кисти.
Ќачина€ с 1935 г., силуэт стал развиватьс€ в новом направлении. Ќа рис. 45 изображены модные в то врем€ силуэты легкого плать€, ќдно платье с юбкой, зауженной книзу, другое с сильно расклешенной. Ёти силуэты были характерны и дл€ верхней одежды. Ќа рис. 46 изображено три одновременно модных силуэта пальто, построенных на ’-образных лини€х с резко выраженной талией и расширенной юбкой, или на плавных лини€х, сход€щихс€ книзу, или на лини€х, сужающихс€ к плечам и расшир€ющихс€ к низу издели€. Ёто направление развиваетс€ и дальше, приобрета€ разнообразные формы. Ќа рис. 47 показаны силуэты легкого плать€ моды 1956—1960 гг. различной формы, но объединенных единой линией длины издели€.
Ќаиболее значительный этап в развитии силуэта наступил в середине б0—70-х годов ’’ в., выразившийс€ в стремлении создать молодежную моду. ¬первые за всю историю моды происходит в о з р а с т н о е деление силуэта, основанное на р а з н и ц е   в    д л и н е издели€, происходит предельное упрощение формы, которое сводитс€ к платью-рубашке без вы€влени€ линий талии, груди и бедер. ѕутем изменени€ пропорций, достигаемого различной длиной плать€, каждый силуэт воспринимаетс€ по-разному (рис. 48). Ќа рис. 48, а изображен силуэт одежды девушки-подростка, на рис. 48, 6— молодой женщины, на рис. 48, в — женщины пожилого возраста.
–аспространенна€ тогда форма рубашки со временем надоела, вызвав так называемое зрительное утомление; силуэт снова стал измен€тьс€, сохран€€ при этом три варианта длины издели€ в зависимости от возраста женщины. ћодными стали силуэт пр€мой или расширенный книзу от проймы (форма трапеции); так называемое скольжение линии талии — от линии бедер до ее естественного месторасположени€; юбки разнообразных форм — в складку, клеш; различные рукава — пр€мые узкие, расширенные книзу (с раструбом), на манжете (широкой или узкой), с большим количеством сборок у кисти (пышный) и с буфами и т. д.

             


  концу 1970 г. лини€ низа—длина издели€—становитс€ решающей в развитии силуэта, при этом возрастной принцип тер€ет силу. ѕо€вл€ютс€ три характеристики длины издели€: мини, макси и миди. ƒлине мини противопоставл€ют длину макси (до щиколотки, рис. 49, а, б). ћодно сочетание мини—плать€ с максипальто. Ќар€ду с этим возникает и развиваетс€ силуэт брючных комплектов (см. рис. 37). ƒлина макси оказалась менее попул€рной, ее заменила длина миди, при которой изделие закрывает ноги до середины икр (рис. 49, в).
“аким образом, каждому периоду моды свойствен свой, присущий ему модный силуэт. ћногообразие же вариантов одного и того же силуэта подтверждает богатство и сложность искусства костюма. ѕри этом в основе создани€ любой модели лежит определенный силуэт, диктуемый модой и творческой фантазией художника с учетом назначени€ модели и всегда ограниченный конкретным масштабом — фигурой человека.
Ћинии
—илуэт — это рамка (площадь), в пределах которой разрабатывают форму и создают фасон (рис. 50).


—опоставление пон€тий «фасон» и «форма». Ќа рис. 51 (рисунок из журнала мод 1916 г.) €сно видно, как в проделах одного и того же силуэта (формы) разработаны различные фасоны платьев. –азнообразие моды при этом решалось на принципе «обыгрывани€» силуэта, на разработке нарочито усложненных фасонов, совмещении различных линий, деталей, отделки, прин€тых в пределах установившейс€ на известный отрезок времени формы. ¬се внимание сосредоточивалось на ф а с о н е. Ћинии же конструкции как бы отходили на второй план.
ƒл€ моды второй половины ’’ в. характерно сосуществование разных силуэтов при более лаконичных фасонах. ¬следствие этого пон€тие ф о р м ы в современной одежде имеет большее значение по сравнению с пон€тием фасона. ‘асон не всегда определ€ет форму. Ќапример, платье с оборками (фасон) может иметь множество вариантов конструкции (форма).
ћодели второй половины ’’ в. освобождены от излишних линий, деталей и отделок, благодар€ чему линии стали решающим, более действенным средством в создании модели. Ћинии не маскируютс€, а наоборот, подчеркиваютс€, иногда усиливаютс€ строчкой (рис. 52).  онструктивность один из ведущих факторов современного моделировани€. ак уже известно, силуэты бывают структурные (см. рис. 39, а) и декоративные (см. рис. 39, 6). ¬ зависимости от характера силуэта решаетс€ его внутренн€€ разработка — конструкци€.
    ќдин и тот же силуэт, служа фоном, может иметь несколько решений — разработок. –азберем это подробнее.
      1-й пример—структурный силуэт (рис. 53,а).  онтурные линии силуэта сдержанные, подчеркивающие и вы€вл€ющие естественные линии фигуры, в какой-то мере раскрывающие и определ€ющие форму и конструкцию издели€. ƒостаточно посмотреть на такой силуэт, чтобы убедитьс€: юбка пр€мой формы, с одним или двум€ швами. ¬ силуэте, показанном на рис. 53, 6, юбка, расширенна€ книзу, либо покро€ клеш, либо состо€ща€ из какого-то количества клиньев.  онструкци€ лифа данного силуэта тоже может быть решена по- разному в зависимости от различных вариантов сочетани€ линий, диктуемых модой.
      2-й пример—декоративный силуэт (рис. 53, в). ќн эмоционален, экстравагантен. Ћинии силуэта настолько выразительны, что они определ€ют решение форм — конструкцию. ѕричем количество вариантов конструктивного решени€ этого силуэта более ограничено. ¬ его основе — покрой клеш (солнце, «полусолнце» и т. д.).
         лассификаци€ и характеристика линий.  омпозици€ одежды строитс€ на пр€мых, кривых и ломаных лини€х.
       ¬ одежде различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.
      1. — и л у э т н ы е    л и н и и. ’арактеристика силуэтных линий была дана при изложении вопроса развити€ силуэта одежды (см. стр. 65).
      2.  онструктивные линии. Ћюбую форму образуют посредством линий, создаваемых швами. Ћинии эти условно можно разделить на основные конструктивные (рабочие) и конструктивно-декоративные.
      ќсновными конструктивными лини€ми €вл€ютс€: плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов по линии талии, швы втачивани€ рукавов и нижние швы рукавов (рис. 54, а).
      ѕри создании формы издели€ помимо конструктивных швов примен€ют вытачки, которые также могут быть конструктивными и конструктивно-декоративными.   конструктивным относ€т верхнюю вытачку, расположенную от линии плечевого или бокового срезов или от линии проймы, а также вытачку по линии талии (рис. 54, 6) и вытачку от локтевого среза рукава.
     ¬ большинстве случаев конструктивные линии (швы), участву€ в решении формы, малозаметны в готовом изделии.

√лаз вообще привыкает к конструктивным швам и вытачкам, поскольку они повтор€ютс€ в большинстве композиционных разработок, воспринимает их не как линии фасона, а как неизбежную закономерность построени€ основы формы.
    3.  онструктивно-декоративные линии. ѕоскольку одежда должна отвечать не только утилитарным, но и эстетическим требовани€м, композицию ее решают посредством как конструктивных, так и конструктивно-декоративных линий, несущих двойную нагрузку. ѕоследние могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными, плавными кривыми. “ак, на рис. 55, а показана модель с вертикальной линией середины спинки, на рис. 55, 6— с горизонтальными лини€ми кокетки и бедер, на рис. 55, е диагональными лини€ми, а на рис. 55, г — с плавными кривыми лини€ми рельефных швов.
       онструктивность всех этих линий заключаетс€ в том, что они дополн€ют конструктивное построение внутри самой формы, замен€€ отчасти соответствующие вытачки. ƒекоративность их в том, что они обогащают форму, участвуют в решении фасона.
       онструктивно-декоративные линии (швы) могут быть оформлены складками, бейкой, кантом или декоративной строчкой.
4. ƒекоративные линии €вл€ютс€ решающими при разработке фасона.   ним относ€т линии, образуемые различными элементами отделок: мережкой, бейкой, вышивкой, кружевом, защипами и т. д. ƒекоративными можно считать и контурные линии деталей: воротника, лацкана, манжеты, кармана, хл€стиков, по€сов и т. д.

           


Ѕольшинство композиционных решений выполн€ют по принципу обогащени€ основы (формы) без нарушени€ основных линий, швов и вытачек. »зображенна€ на рис. 55, г полуприлегающа€ форма с рельефными швами незначительно видоизменена и может 6iть дополнена декоративными лини€ми воротника, планки, кармана и т. д. (рис. 56).
ѕример другого решени€ показан на рис. 57. Ћинии заданной основы (рис. 57, а) построены на пр€мом силуэте; конструктивные швы и вытачки изображены на рис. 57, 6. ƒальнейша€ композиционна€ разработка этой формы — основы видна на рис. 57, в. Ќа рис. 58, а изображен один из вариантов русской народной одежды, в котором дЄкоративные линии, образуемые вышивкой, бейками, кантом, €вл€ютс€ одновременно и конструктивными. “ака€ двойна€ нагрузка линий была вызвана малой шириной домотканой ткани. Ќеобходимо было большое количество конструктивных соединительных швов, которые затем замаскировывались. ¬ народной одежде декоративные и конструктивные линии чаще всего совпадают, что €вл€етс€ идеальным конструктивным решением модели.
        ак видно из рис. 58, 6; конструктивные швы можно сделать более выразительными и заметными, использу€ вышивку или цветную строчку вдоль этих швов.
      ¬ отдельных случа€х об€зательные конструктивные швы, не участвующие обычно в решении фасона, приобретают особую выразительность и имеют декоративное значение, например, когда плечевой шов перенесен в сторону переда и декоративно оформлен складками, бейкой, декоративной строчкой; боковой шов пальто наложен широкой складкой и отделан декоративной строчкой; линии проймы, верхние швы рукавов и швы юбки также отделаны декоративной строчкой.
      “о же самое относитс€ и к вытачкам. ¬ерхн€€ вытачка, например, может быть оформлена в виде м€гкой встречной складки, оборок, подрезов, защипов и т. д.

—огласованность и соподчинение конструктивных и декоративных линий в композиции одежды. ¬ большинстве композиционных решений одновременно примен€ют конструктивные и декоративные линии, которые взаимно ув€зываютс€ и соподчин€ютс€. ѕри этом декоративные линии, выполн€ющие роль основы композиционного замысла, €вл€ютс€ ведущими, зачастую маскируют и подчин€ют себе конструктивные линии.
       Ќа рис. 59, а показано платье, в котором основными по замыслу €вл€ютс€ контурные линии воротника, карманов и по€са. ¬ерхн€€ вытачка расположена от линии проймы, она незаметна и не нарушает всей композиции в целом.
       Ќа рис. 59, б изображен лиф того же плать€ с вытачкой от линии плечевого среза. ѕри таком решении вытачка, «вреза€сь» в линию воротника, нарушает плавность линии отлета и не ув€зываетс€ с декоративными лини€ми композиции.
       ƒругой пример модель блузки (рис. 59, в). ¬ основе композиционного замысла лежит лини€ кружевной прошивки, красиво выдел€ющейс€ на гладкой поверхности блузки. ¬ерхние вытачки совмещены с линией кружевной прошивки.
        Ќа рис. 59, г показан пример неправильного соподчинени€ линий. ¬ытачка, расположенна€ от середины линии плеча, представл€ет собой ненужную дополнительную линию, член€щую верхнюю часть блузки. ¬ытачка от бокового среза образует некрасивый угол с линией отделки и поэтому также нарушает целостность композиционного замысла.
       √лавные и второстепенные линии композиции. √ л а в н ы е линии композиции как бы организуют силуэт и форму, выражают назначение, стиль, характер, замысел этой композиции.
       Ќа рис. 60, а главными лини€ми композиции €вл€ютс€ контурные линии силууэта, определ€ющие конструкцию модели.

ѕлотно прилегающа€ спинка предопредел€ет конструкцию расположение швов, вытачек, наличие подрезного бочка. ѕодрез ниже линии талии, закрытый хл€стиком, создает пышную форму юбки.
      √лавной линией силуэта могут быть также линии плеча и рукава, если на них сосредоточен акцент моды (см. рис. 42, силуэт 1895 г.).
     ¬ платье, изображенном на рис. 60, 6, главной линией композиции €вл€етс€ лини€ горловины (внутреннее решение силуэта). јсимметрична€ форма и глубина выреза свидетельствуют о специальном назначении плать€ (эстрадное, концертное, бальное) и определ€ют его конструкцию. –асположение вытачек подчинено форме линии выреза. ¬ытачки, расположенные в любом другом направлении (рис. 60, в), разбивают, нарушают четкость линии горловины.
      Ќар€ду с главными лини€ми в композиции существуют в т о р о с т е п е н н ы е (дополнительные) линии, которые должны быть согласованы и ув€заны с главными.

         


Ёта зависимость видна из рис. 61. √лавной линией изображенной на нем модели костюма €вл€етс€ плавна€ лини€ застежки, подчеркнута€ строчкой. ≈й подчин€ютс€ второстепенные линии деталей (карманов и клапанов).
Ќа рисунке показано два различных решени€ композиции: закрыв бумагой правую сторону модели, можно убедитьс€ в том, что детали, помещенные на левой ее стороне, плохо ув€занью с общей композицией модели.
Ћинии, св€занные с естественными очертани€ми фигуры. в некоторых случа€х исходным моментом в решении композиции одежды €вл€етс€ л и н и €   г о р л о в и н ы. ‘ормы ее могут выражатьс€ пр€мыми ломаными или плавными кривыми лини€ми в самых разнообразных сочетани€х, что видно из рис. 62:
а — вырез каре, образуемый сочетанием вертикальных и горизонтальных линий;
б — вырез мысом (мысообразный), выраженный диагональными лини€ми;
в — овальный вырез, выраженный плавной кривой;
г — вырез лодочкой, характеризуемый плавной, но менее вогнутой линией;
д — вырез трапециевидной формы, сочетающий горизонтальную и наклонные линии.

Ћини€ горловины различно вли€ет на общую форму костюма, увеличива€ или уменьша€ общую массу, создава€ те или иные воспри€ти€ фигуры. “ак, лини€ мысом, глубоко вреза€сь в торс, зрительно делает фигуру более стройной. ќвальный вырез и вырез лодочкой зрительно расшир€ют лиф.
¬ некоторых композиционных решени€х форма линии горловины сочетаетс€ с формой застежки. √орловина может быть оформлена воротником различной формы, вы€вл€ющей стиль и назначение модели (рис. 63, а, б).
Ћ и н и € г р у д и может быть подчеркнута различными лини€ми кокеток, складок, манишек и отдельных деталей. Ёти линии могут располагатьс€ в различных направлени€х: горизонтальных, диагональных и др.
 окетки могут быть выражены пр€мыми или плавными кривыми лини€ми. Ћини€ кокетки придает одежде спортивный, деловой, иногда нар€дный характер. ќна может быть декоративно оформлена в виде канта, подчеркнута строчкой, бейкой, заканчиватьс€ бантом и т. д.
ћанишка также может быть выражена как пр€мыми, так и плавными лини€ми, которые создают более м€гкую, женственную форму издели€.
Ќа рис. 64 показаны характерные разработки линии груди.
Ћ и н и €   т а л и и. Ёту линию можно выразить пр€мыми, ломаными или плавными кривыми лини€ми (рис. 65). —оедин€€ лиф с юбкой, эта лини€ €вл€етс€ сугубо конструктивной и ее, как правило, закрывают по€сом различной формы и ширины. ѕо€с с пр€жкой, переброской, зав€зками, бантом €вл€етс€ элементом, оформл€ющим и маскирующим конструктивную линию соединени€ лифа с юбкой. ≈сли же линию оставл€ют открытой, ее декоративно оформл€ют, примен€€ машинную строчку, кант, бейку, сборки, придава€ ей различную форму.
Ћ и н и ю б е д е р   не всегда вы€вл€ют и подчеркивают в одежде, но иногда эта лини€ €вл€етс€ главной в композиции. ¬ этом случае она вли€ет на всю форму модели, как показано, например, на рис. 66, а. ¬с€ форма строитс€ на расширенной книзу юбке, создающей силуэт трапеции. Ћини€, соедин€юща€ лиф с юбкой и подчеркнута€ строчкой, кантом или по€сом, может носить характер конструктивно-декоративной линии. Ёта лини€ может быть смещена ниже естественного расположени€, т. е. может скользить, измен€€ пропорции всей модели.
¬ р€де композиционных решений линию бедер подчеркивают различными декоративными элементами: складками, подрезами, хл€стиками, бейками, бантами, патами, отделочной строчкой и т. д. (рис. 66, 6).
—ледует иметь в виду, что членение формы по лини€м груди, талии и бедер сплошными конструктивными или конструктивно-декоративными лини€ми зрительно расшир€ет фигуру, делает ее более массивной; прерывистое членение различными клапанами, патами, хл€стиками, подрезами как бы уменьшает объем фигуры.
Ћ и н и €    н и з а — одна из наиболее существенных линий в композиции, определ€ющих пропорции одежды.
Ћини€ низа вли€ет на вид всего костюма в целом, так как она ограничивает силуэт снизу и эмоционально воздействует на воспри€тие всего образа. ”словно эта лини€ может быть выражена пр€мой, ломаной, плавной кривой или зигзагообразной лини€ми (рис. 67).
ќформление линии низа может носить самый различный характер. »ногда по низу изделий прокладывают машинную строчку (рис. 67, а). Ўирока€ бейка может подчеркнуть и сделать эту линию более выразительной. ёбка в складку носит спортивный, деловой характер. Ћини€ низа такой юбки — ломана€, зигзагообразна€, она очень динамична и выразительна (рис. 67, 6). Ўирокий волан в пышную сборку, широка€ полоса цветов или перьев, мехова€ опушь по линии низа пальто придают одежде остроту и нар€дность и €вл€ютс€ ведущим моментом в создании модели (рис. 67, в, з, д). ¬о всех этих примерах лини€ низа волнообразна€.
¬ пр€мых и расширенных книзу юбках любой длины по лини€м среднего или бокового швов иногда делают разрез. ¬ нар€дных, например эстрадных, плать€х разрез может быть очень глубоким, что вли€ет на форму юбки (рис. 67, е).
         Ёстетическое значение линий в композиции одежды. ¬ моде наблюдаютс€ периодические увлечени€ той или иной линией. Ёто относитс€ как к силуэтным, контурным лини€м, так и к тем, с помощью которых осуществл€етс€ внутренн€€ композиционна€ разработка модели.
¬ е р т и к а л ь н а €    лини€ - выражает строгость, лаконичность. ќна определ€ет масштабы одежды, пропорциональное членение одежды на части (лиф, кокетка, баска, юбка и т. д.). ¬ертикаль способствует зрительному удлинению фигуры. ”влечение этой линией как ведущей в композиции характерно дл€ начала ’I’ века (стиль ампир). ¬ертикально падающие м€гкие драпировки создавали главные линии в одежде (рис. 68, а). Ќа рис. 68, 6, в, г приведены примеры современной одежды, где композиции построены прежде всего на вертикал€х.
√ о р и з о н т а л ь н а € лини€ определ€ет устойчивость, статичность модели. ќна способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали. ¬ ’I’ веке можно отметить много периодов увлечени€ горизонталью как основной линией в композиции (рис. 69, а). ¬ современной одежде горизонтальна€ лини€ также находит применение: это линии кокетки и другие конструктивно-декоративные линии (рис. 69, 6, в, г).
ƒ и а г о н а л ь н а € лини€ выражает движение, динамику. ƒиагональ типична дл€ построени€ одежды с асимметричными формами деталей. ѕодобные композиционные решени€ были характерны дл€ 80-х годов ’I’ в. (рис. 70, а). ¬ современной одежде эта лини€ примен€етс€ в м€гких и жестких драпировках, запахах и т. п. (рис. 70, 6, в, г).
ѕ л а в н а € крива€ характерна своей м€гкостью, «текучестью». ¬ конце ’I’ в. в период увлечени€ усложненными фасонами посредством плавных линий строили форму многослойных юбок (рис. 71, а). ѕлавную линию используют и в современной одежде (м€гкие драпировки, круглые кокетки, баски, плавные рельефы; рис. 71, 6, в, г).
—очетание линий в одежде. ‘асон обычно разрабатывают, использу€ вертикали, горизонтали, диагонали и плавные кривые в самых различных композиционных соподчинени€х.
–ассмотрим несколько примеров:
рис. 68, а, г — сочетание двух линий — вертикальной (драпировки) и горизонтальной (линии по€са). «десь в е р т и к а л ь €вл€етс€ главной линией композиции. √оризонтальна€ лини€ €вл€етс€ дополнительной, она обозначает положение линии талии и определ€ет пропорции в модели;
рис. 69,6, г—в сочетании вертикали и горизонтали ведущей линией €вл€етс€ горизонталь, вертикальна€ же лини€ — дополнительна€;
рис. 70, а, в, г — сочетание двух линий диагонали (ведуща€ лини€) и горизонтали (дополнительна€ лини€);
рис. 71, 6— сочетание трех линий — плавной кривой (ведуща€ лини€), вертикали и горизонтали (дополнительные линии).

      “аким образом, в основе композиции всегда лежит кака€-нибудь о д н а    л и н и €, с которой согласуютс€ все остальные.

        


       Ќеправильное сочетание линий в композиции. ≈сли основными в композиции €вл€ютс€ линии, €вно н е в з а и м о с в €  з а н н ы е, модель тер€ет свою художественную ценность. ѕримером может служить спинка пальто с диагональными лини€ми, усиленными отделочной строчкой (рис. 72, а): лини€ проймы втачного рукава не сочетаетс€ с диагональными лини€ми рельефов. Ѕолее уместным здесь был бы цельнокроеный рукав.
ƒругой пример — спинка пальто покро€ реглан (рис. 72, 6). ¬ этом случае линии проймы соединены линией кокетки, образу€ угол в центральной части спинки, в результате чего нарушаетс€ плавность линий проймы.
Ќа рис. 72, в показана еще одна спинка пальто реглан с пр€мыми рельефными лини€ми, как бы врезающимис€ в плавные линии проймы; это приводит к нелогичности и нарушению композиционного замысла.
ѕримером неправильного сочетани€ линий может служить полочка пальто, изображенна€ на рис. 72, г. «десь одна вытачка оформлена в виде м€гких защипов, идущих от линии плеча, а друга€ — в виде подреза со сборками — от линии проймы. “акое соединение в одной модели разнохарактерных линий недопустимо.
≈ще более недопустимым €вл€етс€ композиционное решение, при котором модель перегружена различными по характеру, «спор€щими» между собой лини€ми.
¬ любой период моды наблюдаетс€ ее утрирование и вульгаризаци€. ¬едь одежду шьют не только опытные специалисты, но и малоквалифицированные люди, с дурным вкусом, стрем€щиес€ к созданию нарочито усложненных фасонов.
Ќа рис. 73, а изображена модель плать€. ¬ основе композиции лежит вертикаль, усиленна€ застежкой с пуговицами. Ћиф и юбка стро€тс€ посредством диагональных линий рельефов. “али€ подчеркнута горизонтальной линией. Ќа юбке — овальные линии кокетки (баски).
ƒругой пример — спинка пальто (рис. 73, 6), €вно перегруженна€ разнохарактерными лини€ми. “акое нагромождение конструктивных и декоративных линий снижает качество модели.

Ќа рис. 73, в показана спинка пальто, также перегруженна€ конструктивными и декоративными лини€ми (защипы, декоративна€ строчка, рельефы). ¬ таком композиционном решении обнаруживаетс€ отсутствие чувства меры и эстетического начала.  роме того, в средней части спинки созданы очень сложные узлы обработки.

      ѕерегрузка модели ќднородными лини€ми также свидетельствует о неправильном композиционном решении модели. –ассмотрим это на примерах:
рис. 74, а назойливое повторение рельефных овальных Ћ»Ќ»… в модели пальто. Ёти рельефные линии в верхних вытачках стали бы значительно выразительнее если сн€ть рельефные линии с карманов и низа рукавов;
рис. 74, 6.— на рукавах и спинке пальто »спользованы однородные встречные складочки — защипы и декоративна€ строчка;
рис. 74, в — многократное повторение овальной линии в лини€х воротника, манжет, клапанов и низа жакета.
¬о всех указанных примерах единство композиции нарушаетс€, она как бы распадаетс€ па отдельные узлы. “акие модели можно исправить, снима€ с них излишние линии, закрыва€ по очереди отдельные элементы, линии.

1 2

   –≈јЋ»«ј÷»я ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ «јћџ—Ћј — –јЅќ“ј Ќјƒ  ќћѕќ«»÷»≈… ¬ ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»» ќƒ≈∆ƒџ