ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒџ

1 2

—оздание одежды дл€ детей — область декоративно-прикладного искусства, требующа€ глубоких дополнительных знаний. ќбщие принципы современного костюма — простота, удобство и красота,— дополнены в моделировании детской одежды строгими требовани€ми, основанными на особенност€х развити€, специфики возраста и психологии ребенка. ѕри моделировании одежды дл€ детей необходимо учитывать особенности телосложени€ и психологии ребенка в разные периоды его роста, требовани€ гигиены и педагогики. ѕоэтому в этом процессе участвуют специалисты разных профессий:
художники, конструкторы, технологи, врачи, педагоги.
ƒетска€ одежда должна быть удобной и красивой, прочной и дешевой, она должна украшать детей и доставл€ть им радость, способствовать правильному физиологическому развитию детского организма, содействовать эстетическому и этическому воспитанию юных граждан.

ћќƒј » ≈≈ ќ“–ј∆≈Ќ»≈ ¬ ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒ≈

—овременна€ детска€ одежда не претерпевает существенных изменений, как это происходит в одежде взрослых. ќна подчин€етс€ своим законам. ‘орма одежды, ее силуэт и длина определ€ютс€ возрастными изменени€ми пропорций телосложени€.
художественное оформление детской одежды

—овещани€, посв€щенные вопросам моделировани€ и культуры детской одежды, ¬ таких совещани€х принимают участие не только специалисты — модельеры, конструкторы, работники легкой промышленности, но и врачи, педагоги школ, воспитатели детей в €сл€х и садах, работники различных учреждений и организаций, св€занных с воспитанием молодого поколени€.
¬едущие дома моделей страны представл€ют на методические совещани€ коллекции детской и подростковой одежды, ѕредложени€ творческих коллективов разнообразны.    
ќсновыва€сь на лучших из них, обобща€ опыт отечественного и зарубежного моделировани€, учитыва€ экономические факторы и спрос населени€ эстетическа€ комисси€ вырабатывает направление моделировани€ детской одежды.
Ёто направление становитс€ общим в работе всех специалистов союзных республик страны.  аждый творческий коллектив развивает и обогащает отдельные его стороны конкретными предложени€ми в соответствии с особенност€ми климата, национальной культуры народа и промышленным уровнем республики.
“аким образом, в детской одежде должны находить отражение ведущие тенденции современного м о д е л и р о в а н и € о д е ж д ы, черты нашего стил€: из€щна€ простота, удобство и целесообразность форм и композиции, разнообразие материалов и отделок.    
Ёти черты исключительно созвучны самой природе детской одежды; громоздкость, вычурность и мелкое дробление форм, изобилие отделок и украшений несовместимы с обликом ребенка любого возраста.


ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»я » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒџ


ѕроцесс моделировани€ детской одежды состоит из тех же этапов, что и процесс моделировани€ одежды дл€ взрослых. ќднако, если решение композиции одежды дл€ взрослых основано на стабильных пропорци€х нормально развитой фигуры, то решение композиции детской одежды — построение силуэта, выбор ткани и отделки, определение характера конструктивных и декоративных линий, цвета, размеров и формы деталей — имеет свои закономерности, продиктованные возрастными особенност€ми телосложени€, пропорци€ми фигуры и обликом ребенка.
—илуэт модели одежды дл€ взрослых определ€етс€ назначением, модой, материалом и телосложением.
¬ моделировании всех видов детской одежды действует свой основной закон: зависимость формы и силуэта одежды от возрастных особенностей  т е л о с ло ж е н и €.
Ќаиболее важными факторами в определении силуэта, формы и длины детской одежды €вл€ютс€ соотношение величины головы и всей фигуры, соотношение длины торса, рук и ног и степень вы€вленности естественной линии талии в зависимости от возраста.
»сход€ из этого, всех детей условно дел€т на п€ть возрастных групп:

I—€сельна€ до «
II — дошкольна€ —6
III — младша€ школьна€ 7 —11
IV — старша€ школьна€ (подросткова€) 2—15
V   -  юношеска€ 16—18

“–≈Ѕќ¬јЌ»я, ѕ–≈ƒЏя¬Ћя≈ћџ≈   ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒ≈


¬се виды одежды дл€ детей должны отвечать целому комплексу современных требований утилитарно-практического, гигиенического и художественного пор€дка.
–ассмотрим каждое из перечисленных требований.
—овершенно очевидно, что одежда должна быть полезной:
она согревает в холод, создает прохладу в жару, защищает от дожд€ и непогоды. ѕоэтому одежда должна быть многообразной по ассортименту, формам, ћатериалам, цвету, чтобы быть всегда удобной, практичной в той или иной обстановке — дома, в учебном заведении, пионерском лагере, театре, т. е. одежда должна быть целесообразной.
Ё к о н о м и ч е с к а € сторона детской одежды важна в св€зи с тем, что дети быстро изнашивают одежду и быстро из нее вырастают. ѕоэтому рекомендуетс€ использовать недорогие ткани и отделочные ћатериалы. ѕ р о ч н о с т ь одежды, т. е. максимальный срок носки обеспечиваетс€, с одной стороны, стойкостью ткани к выгоранию, стирке, чистке и утюжке, с другой,— правильной конструкцией и точным технологическим изготовлением издели€.
√ и г и е н и ч е с к и е свойства детской одежды могут быть обеспечены применением теплопроводных, гигроскопичных, воздухопроницаемых, легких материалов, а также совершенной ее конструкцией.
“еплопроводность одежды достигаетс€ благодар€ воздуху, наход€щемус€ между волокнами ткани и образующему воздушную прослойку. „ем больше эта прослойка, тем выше теплозащитные свойства одежды. ¬ зимнее врем€, к примеру, одежда покрывает поверхность тела ребенка на 90—95%, создава€ воздушную прослойку, котора€ и задерживает тепло. ћногослойность зимней одежды (белье, платье, пальто) способствует более медленной и равномерной потере тепла с поверхности тела.
Ќе менее важно, чтобы слой воздуха, соприкасающийс€ с телом, равномерно вентилировалс€, иначе тело ребенка будет влажным, что может вызвать заболевание. ѕоэтому воздухопроницаемость и гигроскопичность — об€зательные свойства ткани, предназначенной дл€ детской одежды.
ќчень нежна€ кожа детей быстро раздражаетс€ и даже воспал€етс€ от соприкосновени€ с некоторыми жесткими ткан€ми. ѕоэтому необходимо, чтобы ткани, из которых шьют детскую одежду, были м€гкими и при€тными дл€ кожи ребенка.
Ќе менее важны форма и покрой одежды. Ќичто в конструкции не должно мешать ребенку, раздражать его, затрудн€ть свободу движений, дыхани€, кровообращени€. Ќе рекомендуютс€ разного рода тугие по€са и резинки, ст€гивающие тело, высокие тугие воротники, подпирающие шею и мешающие нормальному кровообращению. ќдежда должна быть легкой и держатьс€ главным образом на плечах.
¬ажным требованием гигиены €вл€етс€ также чистота одежды; поэтому необходимо, чтобы она легко стиралась и гладилась.
¬ различные периоды роста и развити€ ребенка утилитарно-практические и гигиенические требовани€ имеют неравноценную значимость: в одежде детей одного возраста преобладают требовани€ гигиены и экономики, в одежде другого — требовани€ удобства и практичности.
  художественным, или эстетическим, требовани€м относ€т красоту колорита и рисунка материалов новизну и из€щество композиционного решени€, соответствующего возрасту и телосложению ребенка; стилевое единство в решении отдельных предметов, из которых можно составить гармоничный комплект и целый ансамбль одежды.
“–≈Ѕќ¬јЌ»я   ќ“ƒ≈Ћ№Ќџћ ЁЋ≈ћ≈Ќ“јћ » ƒ≈“јЋяћ ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒџ
“кани, их колорит и рисунок. ¬ыбору т к а ни при моделировании детской одежды следует удел€ть основное внимание. ќт свойств, колорита, рисунка и фактуры материалов завис€т практические и эстетические достоинства любого вида детской одежды.
“ребовани€м гигиены лучше всего отвечают трикотажные полотна и хлопчатобумажные ткани: они воздухопроницаемы, гигроскопичны, теплопроводны и легки. ƒл€ летней детской одежды чаще всего используют ситец, пике, майю, б€зь, поплин, вуаль, рогожку и другие хлопчатобумажные и льн€ные ткани и тонкие трикотажные полотна.
ќдежду дл€ зимы проектируют из фланели, сатина, шотландки, вельвета, шерст€нки, кашемира, плотных трикотажных полотен, легких и рыхлых шерст€ных и полушерст€ных тканей с повышенной теплопроводностью.
Ёстетическим требовани€м отвечают ткани €рких, насыщенных или нежных цветовых тонов.
ѕо    к о л о р и т у ткани детского ассортимента должны быть чистых и нежных оттенков. дл€ детей (особенно младшего возраста) характерно стремление к контрастным, €рким цветам, так как звучное, красочное сочетание запоминаетс€ им быстрее. ѕоэтому ткани, в которых рисунок и поле наход€тс€ в контрастных цветовых сочетани€х, наиболее распространены в ассортименте тканей дл€ детской одежды. ќднако следует помнить, что чрезмерно €ркие, насыщенные тона, такие как оранжевый и €рко-красный отрицательно, возбуждающе воздействуют на нервную систему ребенка, поэтому их необходимо употребл€ть в небольших количествах (кокетки, воротнички и манжеты, головные уборы и рукавички, аппликации, бейки, по€са и т. д.).
– и с у н о к ткани его содержание (тематика), ритм, масштаб и заполненность ткани — диктуетс€ возрастом ребенка, особенност€ми его телосложени€, обликом и умственным развитием. ¬едь каждому возрасту свойственно определенное воспри€тие окружающего мира вещей, животных и растений. ѕоэтому ткань дл€ детей определенного возраста необходимо выбирать с таким рисунком, который будет пон€тен ребенку, так как рисунок не только служит красивым оформлением ткани, но и несет воспитательную нагрузку, помогает ребенку в познавании действительности, привитии вкуса к красивому, любви к природе и животным.
ƒл€ детей младшего возраста надо выбирать ткани с простым, €сным и красочным рисунком полевых цветов (ромашки, васильки, незабудки), домашних животных и птиц, лесных обитателей и персонажей сказок и басен (мишка, зайчик, белка, лисичка), любимых игрушек, €год и плодов, стрекоз, бабочек и т. п.
–исунок на ткани костюма дл€ детей старшего возраста имеет более сложное содержание и форму.
–исунки геометрических форм (полоски, клетки, горох, кольца, ромбы, треугольники), а также рисунки по народным мотивам, имитирующие вышивку, ткацкий или кружевной узоры, приемлемы в одежде детей разных возрастов. ѕростота и красочность народных орнаментов органически сочетаютс€ с простотой кро€ и формы детской одежды. Ќаиболее выразительно передаетс€ характер народного рисунка в каймовых ткан€х.
–азмер рисунка должен быть небольшим, пропорционально соответствующим размерам издели€ и всей детской фигуре, так как слишком крупный рисунок может зрительно исказить фигуру.
ѕростота и €сность рисунка на ткани подчеркиваетс€ и закрепл€етс€ его четким ритмическим построением. Ќаиболее простым и приемлемым ритмом рисунка (особенно дл€ детей младшего возраста) €вл€етс€ шахматный. –итмическа€ повтор€емость рисунка на ткани способствует закреплению его образа в пам€ти ребенка. –исунки, особенно тематические, не должны плотно заполн€ть фон ткани, иначе будет затруднено его воспри€тие ребенком.
ƒлина. ќдежда может придать фигуре зрительную пропорциональность, т. е. наиболее гармоничные соотношени€ между размерами торса, головы, ног и рук, сделать ребенка более стройным. Ѕольшую роль в этом играет длина, котора€ определ€етс€ в соответствии с возрастной группой. ¬ детской одежде длина относительно посто€нна в отличие от измен€ющейс€ под вли€нием моды длины одежды взрослых.
ƒлину платьев девочек и брюк мальчиков определ€ют пропорции фигуры, характерные каждой возрастной группе. “ак, длина плать€ и брюк детей €сельного и дошкольного возраста очень коротка€: нижний край плать€ приходитс€ на уровне лобка, длина брюк доходит чуть ниже. ≈сли увеличить длину, торс станет зрительно т€желым, длинным, а ноги — более короткими.
¬ группе младшего школьного возраста плать€ и брюки станов€тс€ несколько длиннее, доход€ до середины бедра. Ќоги детей этой возрастной группы значительно длиннее, отчего соотношение длины ног и туловища изменилось. ѕоэтому необходимо удлинить одежду в цел€х более гармоничного сочетани€ длины издели€ и видимой части ног.
ƒлина одежды подростков и детей старшего школьного возраста соответственно увеличиваетс€ и достигает верхней границы колена у первых, и нижней — у вторых. ќднако на длине одежды детей этих возрастных групп значительно сказываетс€ вли€ние моды, отсюда возможны отклонени€ длины в ту или иную сторону.
      окетка. Ѕольшое значение в построении формы и в поисках пропорционального членени€ детской фигуры имеет кокетка — плечева€ часть лифа. ќна может иметь разнообразную конфигурацию и величину и подсказывать соответствующие силуэтные решени€. “ак, лини€ короткой кокетки членит одежду в контрастном соотношении, лини€ удлиненной кокетки — в сближенном соотношении. ¬ таких же соотношени€х происходит и членение фигуры. ¬ысока€ (коротка€) кокетка делает зрительно фигуру дошкольника стройнее, а присборенна€ по краю кокетки нижн€€ часть плать€ скрывает выпуклость живота.
 окетка €вл€етс€ конструктивной, а иногда и декоративной деталью. — ее помощью создаетс€ необходима€ объемность формы, об€зательна€ дл€ ребенка. ‘ормообразование осуществл€етс€ формированием ткани сборками, защипами, складками непосредственно от нижнего среза кокетки. „асто по кокетке платье отделывают вышивкой, аппликацией, строчкой; иногда ее выполн€ют из разных по цвету и фактуре материалов.
       ¬оротники. ѕроста€ и четка€ форма воротника €вл€етс€ неизменным требованием любого вида детской одежды. ¬ычурные и сложные воротники не в€жутс€ с детским обликом. ¬озрастные особенности телосложени€ определ€ют степень прилегани€ воротников к шее, т. е. их покрой, размеры и форму. ¬ одежде детей младшего возраста, имеющих короткую шею, воротники плосколежащие, без стойки, совсем не прилегают к шее. „ем больше размер воротника, тем меньше его прилегаемость к шее. Ѕольшие по плечам (выкройные) воротники типа матросских хорошо сочетаютс€ с детским платьем всех возрастов: у малышей такой воротник соответствует размеру головы, расшир€ет узкие плечи и зрительно измен€ет соотношение горизонтальных и вертикальных осей фигуры; платью детей среднЄго и старшего возраста большие воротники придают особую нар€дность.
ѕо мере удлинени€ шеи с возрастом увеличиваетс€ и степень прилегани€ воротника, т. е. увеличиваетс€ его высота (стойка) и соответственно уменьшаютс€ его размеры.
Ќеотъемлемой деталью детской одежды €вл€ютс€ белые воротники, которые не только украшают и освежают ее, но и прививают дет€м гигиенические навыки (с этой целью их
нередко делают съемными). –азличными воротниками можно добитьс€ значительного изменени€ внешнего вида одного и того же плать€ или костюма. Ќапример, большой кружевной воротник придает одежде торжественность и нар€дность, а скромный небольшой воротник — собранность и опр€тность.
–укава. —ложные формы рукавов, их расчлененность не соответствуют детскому облику и телосложению, также как и сложные воротники. ‘орма и длина рукавов в детской одежде мен€ютс€ с изменением пропорций фигуры: у детей младшего возраста руки очень короткие и пухлые, а среднего и старшего возраста — длинные и тонкие с большими кист€ми. ѕоэтому в детской одежде преобладают длинный и короткий рукава. ѕолудлинные рукава менее распространены, так как в одном случае они создают впечатление того, что ребенок вырос из плать€, в другом — подчеркивают несоразмерность длины и объема руки.
ƒлинные рукава любой конструкции (втачной, цельнокроеный, реглан) чаще всего оформл€ют манжетами в виде пр€мой планки, образу€ небольшой напуск. ѕо мере роста и удлинени€ руки, рукав опускаетс€ за счет этого напуска. ”зкие рукава, плотно облегающие руку, неудобны дл€ детей, так как они затрудн€ют движени€.
ќтделка. ¬ моделировании детской одежды отделкам должно удел€тьс€ большое внимание.
’арактер отделки, ее количество, тематика и приемы технологического выполнени€ различны в зависимости от возраста. ќтделкой могут служить: ручна€ и машинна€ вышивка, кружево, аппликаци€, тесьма, шнур, бахрома, сутаж, строчка, трикотаж, кожа, мех. ќформлением одежды €вл€ютс€ также канты, оборки, воланы, складки, плиссе, белые воротники и манжеты. ќсобенно широко примен€ют отделку в одежде детей €сельной и дошкольной групп. Ёто чаще всего тематическа€ аппликаци€ или вышивка по мотивам народных сказок, животного и растительного мира.
ќтделками в плать€х и костюмах детей школьного возраста служат декоративные строчки, цветные бейки, узорна€ тесьма и вьюнчик, вертикально и горизонтально застроченные складочки и защипки, оборки и воланы. ¬ышивка носит иной характер, чем в дошкольной одежде. Ёто геометрический и растительный орнамент, часто заимствованный из народных мотивов.
¬ одежде детей школьного возраста аппликацию и вышивку примен€ют в основном в спортивных костюмах или в костюмах дл€ труда (в виде эмблемы).
ќдним из приемов художественного оформлени€ одежды из тканей в рисунок клеток и полос €вл€етс€ игра самого рисунка, т. е. различное его расположение на детал€х одежды.
Ќар€дной отделкой платьев дл€ девочек всех возрастов €вл€етс€ оборка. ќна обогащает композиционную разработку модели, придает силуэту легкость, динамичность и выразительность.
’арактер отделки верхней одежды отличаетс€ от декоративного оформлени€ легкого плать€. ¬ верхней одежде примен€ют отделку кожей, бархатом, шнуром, сутажем с вышивкой, шерст€ной тесьмой, мехом с вышивкой (что дает плавный переход от меха к ткани). „аще всего отделку располагают на дополнени€х одежды: шапке, шарфе, сумке, варежках.
—ледует помнить, что детскую одежду нельз€ перегружать украшающими отделками. Ќеобходимо соблюдать пропорциональность между ее размером и количеством отделки
в ней.


ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ќƒ≈∆ƒџ ƒ≈“≈… я—≈Ћ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј (ƒќ 3 Ћ≈“)


ћладенческий период (до 1 года).

                 

¬ этой группе выдел€ют детей младенческого возраста. ’арактерной особенностью телосложени€ в этот период €вл€етс€ больша€ голова, коротка€ ше€, очень короткие ноги и относительно длинные руки. ¬еличина головы младенца составл€ет 1/4 часть всей фигуры. ќбхват головы новорожденного приблизительно равен обхвату грудной клетки, ширина плеч почти равна полуобхвату бедер. ÷ентром фигуры €вл€етс€ пупок (рис. 370). ¬ первый год жизни ребенок растет очень быстро.
ƒо б—8 мес€цев ребенок почти все врем€ проводит в кроватке. √ардероб младенца составл€ют пеленки, распашонки, сорочки, кофты, чепчики, ползунки, удлиненные плать€ (рис. 371).
ѕо гигиеническим соображени€м длина распашонок и кофточек делаетс€ очень короткой, едва доход€щей до низа живота. ¬месте с пеленками и оде€лом они €вл€ютс€ основной одеждой ребенка до 5—б мес€цев.  огда ребенок начинает самосто€тельно сидеть и передвигатьс€, самыми удобными дл€ него станов€тс€ ползунки — вид одежды, соедин€ющий в себе рубашку, штаны, чулки и обувь.
—вободна€ форма, простой покрой, минимальное количество швов, несложна€
отделка — необходимые качества одежды младенца. –азъемность одежды обеспечивает быстрое и легкое переодевание ребенка.
ѕерва€ верхн€€ одежда младенцев — это легкий, утепленный, достаточно просторный спальный мешок без рукавов и пальто-конверт с капюшоном. ¬ зависимости от сезона пальто- конверты делают из различных тканей, на теплой стеганой подкладке или на подстежке из искусственного меха. ƒл€ холодного времени рукава соедин€ют с рукавчиками или выкраивают вместе с ними. »зготовленные покро€ реглан или с цельнокроеными рукавами, они легко формируют обтекаемую форму одежды дл€ младенца.
√игиенические свойства одежды детей младенческого возраста имеют особенно большое значение. Ќежна€ и восприимчива€ кожа младенца в значительной мере выполн€ет роль органов дыхани€ и выделени€. ¬ св€зи с этим необходимо примен€ть гигроскопичные, пористые и легкие трикотажные полотна, хлопчатобумажные ткани — батист, ситец, которые хорошо стираютс€ и легко глад€тс€.
 олорит тканей должен быть м€гким и нежным, с преобладанием белого цвета и пастельных тонов: разбеленных розовых .голубых, фисташковых, абрикосово-желтых.    
Ќасыщенные, €ркие тона вообще не приемлемы в бельевом ассортименте, а дл€ детей младенческого возраста исключены вовсе.
ясельный период (от 1 до 3 лет).

 

¬ этот период ребенок растет еще довольно быстро (1/3 всего роста падает на возраст до 2 лет). “ело принимает вертикальное положение, что вызывает изгиб позвоночника и характерную постановку с отклонением назад. √олова еще очень велика и относитс€ к длине всего тела, как 1: 4,5. Ўе€ несколько удлин€етс€
(2 % от длины всей фигуры), благодар€ чему плечи станов€тс€ ниже и шире. ∆ивот довольно большой, лопатки выпуклые. “уловище длинное, ноги короткие (рис. 372, а). ќсобенностью детей этой возрастной группы €вл€етс€ также нежна€, розова€ кожа и интенсивна€ окраска губ и глаз. ѕеречисленные особенности сложени€ и внешности малышей обуславливают конструктивные и художественные особенности их одежды.
ƒети после года начинают ходить, а в 2—3 года включаютс€ в жизнь более активно: играют, гул€ют на воздухе и очень много двигаютс€, хот€ их движени€ еще недостаточно координированы. ѕоэтому одежда дл€ них должна быть особенно удобной и свободной и держатьс€ лишь на плечевом по€се.
√ардероб детей этой группы состоит кроме бель€ из легкого и верхнего плать€: платьев, халатов, сарафанов, блузок, рубашек и штанов, песочников, фартуков, комбинезонов, курток, пальто.
ќсновна€ форма одежды дл€ девочек — расширенна€ книзу (форма колокольчик, рис. 372, 6). “ака€ форма скрадывает выпуклость живота и зрительно уменьшает величину головы, дела€ фигуру более пропорциональной.
–асширение формы должно начинатьс€ от плечевого по€са и может быть достигнуто двум€ способами: от линии плеча (цельнокроеные полочки и спинка) и от линии кокетки. (–ис. 372, 6, в). –асширенную книзу форму можно осуществить различным покроем: цельные полочки и спинка со скошенными боковыми швами, перед и спинка, состо€щие из нескольких долевых частей, расширенных книзу, формирование ткани от линии кокетки сборками, складками или м€гкими защипами (рис. 373).


 окетки могут быть различной формы, но короткие. “акое членение одежды зрительно удлин€ет нижнюю часть фигуры и уравновешивает большой размер головы.
ќдежде дл€ мальчиков характерен свободный пр€мой силуэт (рис. 372, г, д).
Ѕрюки (в основном короткие) имеют пр€мую или чуть суженную форму. ќни хорошо сочетаютс€ с рубашками, блузами и куртками, надетыми поверх брюк или заправленными в брюки с нагрудной частью (рис. 374).

ѕри моделировании одежды дл€ детей €сельной группы следует по возможности соедин€ть части одежды в единое целое. Ќапример, моделиру€ пальто вместе с головным убором, получают очень удобную верхнюю одежду. ѕреимущество такого решени€ верхней одежды очевидно при сравнении двух моделей (рис. 375, а). ѕальто, соединенное по линии горловины со шлемом, делает фигуру более легкой и цельной, вы€вл€ет шею ребенка. ќчень удобным видом верхней одежды €вл€етс€ комбинезон; целиком закрыва€ тело   ребенка, он хорошо защищает его от различных внешних воздействий и делает ребенка более стройным и подвижным (рис. 375, 6).
ƒл€ детей €сельной группы не всегда предусматриваетс€ различие в одежде девочек и мальчиков, так как фигуры детей этого возраста почти одинаковы.

ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈
ќƒ≈∆ƒџ ƒ≈“≈… ƒќЎ ќЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј (ќ“ 4 ƒќ  7 Ћ≈“)


¬ пропорци€х детей этой возрастной группы наблюдаютс€ изменени€ — ребенок заметно вырастает и худеет. √олова по отношению ко всей фигуре становитс€ меньше, ноги значительно удлин€ютс€. √рудна€ клетка становитс€ более плоской и широкой, живот — менее выпуклым.
¬ пределах данной возрастной группы между детьми существуют некоторые отличи€ как по сложению, так и по всему облику (рис. 376, а).
ƒл€ одежды девочек этой группы характерны два основных силуэта: 1) расширенный книзу от плечевого или грудного по€сов (ј-образный); 2) свободный пр€мой лиф с расширением книзу (ƒ-образный).
ѕервую форму решают при помощи удлиненной кокетки, лини€ которой как бы образует завышенную линию талии (рис. 376, 6). ¬торую форму осуществл€ют с помощью удлиненного лифа, образующего как бы заниженную линию талии этот силуэт характерен дл€ матросок, рис. 376, в).
„ленение плать€ с помощью завышенной или заниженной линий талии придает фигурке девочки пропорциональность и одинаково хорошо скрывает еще заметную выпуклость живота.
 онструкци€ основных форм одежды дл€ младших детей (девочек) этой возрастной группы почти така€ же, как дл€ детей €сельного возраста. ‘ормы одежды старших детей (5—7 лет) имеют некоторые отличи€. Ћиф с завышенной линией талии чуть сужен книзу за счет скоса боковых швов и маленьких вытачек или складок на переде и спинке, как бы уменьшающих обхват талии. ¬ сочетании с расширенной книзу юбкой така€ форма лифа образует новый силуэт.
—илуэт одежды мальчиков тот же, что и в €сельной группе:
свободна€, пр€ма€ форма курток и коротка€ длина брюк с нагрудной частью или на бретел€х.

ƒл€ фигуры мальчиков этой группы также наиболее приемлемы завышенное или заниженное членение одежды путем соединени€ рубашек или курток с брюками. –убашки и брюки чаще всего делают из разных по цвету и фактуре тканей, поэтому ношение рубашки поверх брюк или заправленной в них создает различные соотношени€ частей одежды. «авышенное членение создаетс€ с помощью брюк с нагрудной частью, заниженное — курткой или рубашкой, надетыми поверх брюк.
–убашки и куртки дл€ старших мальчиков часто делаютс€ на кокетке, создающей дополнительное членение и новые пропорциональные соотношени€ в одежде (рис. 376, г).


∆изнь дошкольников становитс€ еще разнообразней. Ѕольшинство из них посещают детские сады, в которых начинаетс€ их первое общение с коллективом. ѕо€вл€ютс€ новые игры и зан€ти€. ¬ св€зи с изменением образа жизни дошкольников (посещение детских садов, по€вление новых игр, первые шаги в спорте: катание на лыжах и коньках) их гардероб пополн€етс€ новыми видами одежды.  омплекты дл€ детского сада могут состо€ть из плать€ или блузки с сарафаном — дл€ девочки и коротких брюк или открытого комбинезона с рубашкой — дл€ мальчиков. ќсобенно удобны дл€ детей, приобщающихс€ к самосто€тельности, комплекты, в которых все издели€ разъемны  сверху донизу с застежкой спереди (рис. 377).
ƒл€ детского сада и дома удобен также комплект, состо€щий из блузы или рубашки и длинных брюк с грудкой, украшенных аппликацией. Ќа рис. 378 показан комплект, где дл€ аппликации использована ткань рубашки. Ётот приЄм отделки объедин€ет части комплекта и облегчает подбор отделочных материалов. “акое решение комплекта по одной конструктивной основе дл€ девочки и мальчика, но с подбором различных материалов вносит большое цветовое разнообразие в одежду детей.
Ќеотъемлемой принадлежностью гардероба дошкольника €вл€ютс€ закрытые фартуки из легко стирающихс€ тканей (льн€ного полотна, б€зи, сатина, ситца). »х украшают аппликацией или декоративной тесьмой. “ематические рисунки украшений помогают дет€м, наход€щимс€ в коллективе, отличить свой фартук.
 омплект дл€ зимнего спорта и прогулок чаще состоит из  длинных брюк или плотных колготок и куртки с капюшоном из водоотталкивающей ткани, синтетических материалов или вельвета (рис. 379, а, б). ”тепленные и отделанные мехом куртки могут заменить пальто. Ёффективной отделкой таких курток, как правило, €вл€етс€ строчка, делающа€ ее нар€дной и прочной (см. рис. 379, 6).
Ѕольшое внимание в одежде дошкольников удел€ют комплектам и ансамбл€м.  омплектом могут служить кофта и юбка или рубашка и брюки из красивых, контрастных по цвету и фактуре материалов. Ћетние комплекты хорошо сочетаютс€ с легкими, светлыми куртками и шапочками из одной и той же ткани (рис. 380).

1 2

ћќƒ≈Ћ»–ќ¬јЌ»≈ » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ≈ ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ƒ≈“— ќ… ќƒ≈∆ƒџ