јЌ—јћЅЋ№ ¬ ќƒ≈∆ƒ≈

1 2

¬ насто€щее врем€ самым актуальным в искусстве моделировани€ €вл€етс€ решение одежды в ансамбле.
ј н с а м б л ь — это совокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством.
¬ ансамбле с наибольшей нагл€дностью про€вл€етс€ синтез многих видов прикладного искусства. ѕри моделировани€ ансамблей необходимым условием €вл€етс€ стилевое единство тканей и трикотажа, головных уборов и обуви, отделки и ювелирных украшений. јнсамбль, как и любой другой вид одежды, создаетс€ с учетом его назначени€ и индивидуальности человека.


—ќ—“ј¬Ќџ≈ „ј—“» јЌ—јћЅЋя, »’ ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»≈


—овременный комплекс одежды это гармоничное и логичное сочетание частей к целого по форме, материалам, цвету, декору.
¬се предметы, составл€ющие ансамбль, дел€т на две части: о с н о в н у ю, т. е. собственно одежду — платье, костюм, пальто и др.и д оп о л н и т е л ь н у ю, или аксессуары, - головные уборы, обувь, сумки, шарфы, перчатки, по€са, украшени€, зонты. ¬едущее изменение моды, ее нова€ лини€ в основной части ансамбл€ наход€т отражение в каждом предмете дополнений
–аботу над созданием ансамбл€ следует начинать с определени€ его основы, т. е. тех видов одежды, которые раскрывают основное назначение проектируемого ансамбл€.  “огда каждый дополнительный предмет будет проектироватьс€ в зависимости от основного по принципу его логической € эстетической необходимости в данной комбинации. –ассмотрим это на примере. ќснову ансамбл€ дл€ отдыха и туризма (рис. 341) составл€ют брючный комплект из полушерст€ной ткани, короткое пальто из водонепроницаемого синтетического материала и трикотажный свитер. Ёта одежда удобна дл€ транспорта и пеших прогулок. ќна легка, не мнетс€ и хорошо защищает от дожд€. √оловной убор в виде шлема, шнурованные м€гкие туфли на толстой подошве, плотные носки — дополн€ют эту одежду как утилитарно необходимые вещи и по своим внешним качествам (форме, цвету, материалу) соответствуют стилю одежды, придают ей завершенность.
¬местительна€ сумка-сакво€ж, комбинированна€ из материала костюма и пальто €вл€етс€ также необходимым и неотъемлемым дополнением в ансамбле.
¬се предметы этого ансамбл€ решены в одном стиле (спортивном). Ћогично дополн€ющие друг друга, целесообразные по форме и материалам, они образуют единое целое. ’удожественные достоинства данного ансамбл€ выражаютс€ также в гармоничности его цветового и фактурного решени€. “ак, гл€нцевитость материала пальто, имитирующего кожу и рельефность трикотажа, оттен€ет слегка ворсистую фактуру шерст€ной ткани костюма.


Ќј«Ќј„≈Ќ»≈ ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ’ ј —≈——”ј–ќ¬


 ультура одежды, хороший вкус €рче всего про€вл€ютс€ в подборе аксессуаров. ¬ ансамбле важны все дополнени€, особенно головной убор и обувь в силу своего утилитарного значени€. ’удожественна€ выразительность костюма, его завершенность в первую очередь завис€т от этих компонентов.
√оловные уборы. ћоделирование головных уборов очень сложно и ответственно, так как головной убор может украсить человека или, наоборот, ухудшить его внешний вид. Ўл€пой, как и прической, можно значительно изменить форму головы и лица. Ўл€па не только должна украшать человека, но и своей формой соответствовать прическе. ѕоэтому с изменением прически возникают новые формы головных уборов. ћожет быть и наоборот — новое направление моды, новые пропорции и композиционные решени€ ансамбл€ одежды влекут за собой существенные изменени€ причесок.
‘ормой шл€пы, ее размерам можно зрительно увеличить или уменьшить рост, придать фигуре легкость или, наоборот, т€желовесность. ¬оспри€тие гармоничности сочетани€ головного убора с основной одеждой зависит от мощной схемы построени€ всего ансамбл€, прин€того в то или иное врем€. ѕри этом шл€па имеет большое значение дл€ силуэтного выражени€ костюма и фигуры человека: от ее формы и размера завис€т образна€ выразительность силуэта и острота пропорций. ¬ этом можно убедитьс€ па примерах моды конца 50-х годов прошлого столети€.
         онусообразна€ форма силуэта (рис. 342, а) нар€дного пальто завершена шл€пой подобной же формы. —илуэт фигуры приобретает четкую определенность выт€нутого конуса. Ќа рис. 342, 6 изображен почти квадратной формы силуэт одежды, который подчеркиваетс€ маленькой цилиндрической шапочкой. Ќадета€ высоко, она способствует сохранению пропорциональности фигуры и нейтрализует зрительное ощущение ее т€желовесности. Ќебольша€ округла€ шл€па, глубоко надета€ на голову (рис. 342, в), создает спокойные, уравновешенные пропорции с одеждой умеренной объемности овального силуэта.
явл€€сь одним из основных компонентов ансамбл€, головной убор в р€де случаев €вл€етс€ акцентом всего ансамбл€. “ак, шл€па делает простой шерст€ной костюм одеждой дл€ улицы, а шелковое платье — элегантным выходным туалетом;строгое пальто в сочетании с шапочкой из ценного меха становитс€ нар€дным ансамблем.
           ’арактер головного убора, его стиль вли€ет на стиль костюма и весь облик человека. Ќа рис. 343 представлены два костюма. ѕервый (рис. 343, фигура слева),— классического стил€. „еткость и выразительность формы костюма прекрасно сочетаетс€ с такой же четкой формой шл€пы, отчего весь ансамбль приобретает строгий, завершенный вид. ¬торой костюм (рис. 343, фигура справа) отличаетс€ от первого м€гкостью формы, наличием элементов спортивного стил€. Ќебольша€ бела€ шл€па типа панамы, надета€ немного набок, подчеркивает непринужденный, весенний характер этого костюма. ј така€ деталь, как букетик ландышей в кармане жакета, усиливает нар€дность ансамбл€.

 

 


Ќа базе нескольких основных видов классических форм головных уборов создаетс€ модный ассортимент. —юда относ€тс€: 1) шл€пы с пол€ми (отогнутыми вверх — типа болеро, опущенными вниз — типа клеш, опущенными впереди и приподн€тые с боков и сзади— типа мужской или панамы) — рис. 344; 2) шл€пы без полей (типа ток) — рис. 345; 3) береты и беретообразные — рис. 346; 4) шлемы и шлемообразные — рис. 347.
ѕо технологии формообразовани€ головные уборы подраздел€ют на четыре группы: формованные (рис. 345, а); кроеные и шитые (рис. 348); свободно уложенные (рис. 349); в€заные (рис. 350).
“радиционными материалами, употребл€емыми дл€ головных уборов, €вл€ютс€ фетр, натуральный мех, ткани, соломка. ¬ насто€щее врем€ примен€ют новые материалы: искусственные меха, трикотаж, заменители замши и кожи, моноволокно.
ќбувь. ќбувь €вл€етс€ предметом первой необходимости. ¬ зависимости от сезона она делитс€ на обувь дл€ зимы, дл€ лета, дл€ весны и осени; по н а з н а ч е н и ю обувь может быть повседневной и нар€дной.
—уществуют основные типы конструкции женской обуви:
1) типа лодочки (в том числе с закрытым носком и открытой п€ткой); 2) полуботинки (двух видов—конверт и с накладной союзкой); 3) ботинки; 4) сапожки; 5) открытые, так называемые пантолеты,— конструкции из ремней и беек.
ѕо высоте каблука женска€ обувь бывает: на низком каблуке—с высотой каблука от 5 до 25; на среднем—от 30 до 50 и на высоком — от 50 и выше мм.
¬ обуви существует гармонична€ св€зь между шириной носочной части и высотой и толщиной каблука: чем уже носочна€ часть обуви, тем выше и тоньше каблук. ¬ысота каблука оказывает вли€ние на пропорции костюма и фигуры в целом. ќт нее завис€т постановка корпуса, осанка фигуры, походка человека.
ќбувь повседневного назначени€ дл€ весны и о с е н и очень разнообразна по видам, конструкции и материалам. Ёто открытые и закрытые туфли с €зыками на подъеме, полуботинки на шнурках и резинках, башмаки и сапожки дл€ глубокой осени и ранней весны на тонкой шерст€ной подкладке.  аблуки низкие, маленькие, средние. Ўироко используют дл€ этой обуви натуральные и искусственные кожи различной выделки: с м€гкими, бархатистыми поверхност€ми — велюр, замша, лакова€ кожа — гладка€, мелкого и крупного тиснени€, текстильные материалы фактурной и гладкой выделки. ƒл€ повседневной обуви характерны нейтральные цвета: различные оттенки коричневого и серого, цвет натуральной кожи, черный.
–азличные способы художественного оформлени€ придают обуви определенную выразительность: так, применение хольнитенов и декоративных фигурных блочек сообщают обуви спортивность; пр€жки и металлическа€ фурнитура, имитирующие чеканку и литые с тонированием под старую бронзу и серебро, вызывают ассоциации с классическими образцами обуви далекого прошлого.
ƒл€ повседневной носки зимой наиболее удобны высокие и полувысокие сапожки и ботинки со шнуровкой, утепленные, с широкой колодкой, на среднем или низком каблуке.
Ќар€ду с классическим решением дл€ зимней обуви характерны спортивный и национальный стили оформлени€.
ќсновными материалами верха зимней обуви служат различные кожи, велюр, шерст€ной текстиль, натуральный мех с низким волос€ным покровом (мех склизка, нерпы).
Ћетн€€ повседневна€ обувь отличаетс€ легкостью, гибкостью, светлым колоритом, который легко соедин€етс€ с летней одеждой из гладких и набивных полотен.
Ќар€дные (выходные) туфли составл€ют ансамбль с элегантными костюмами и нар€дными дневными и вечерними плать€ми. »х отличает изысканность формы, цвета, материала и отделки. Ёлегантные туфли типа лодочки на высоком каблуке подход€т к любому нар€дному выходному туалету. ¬арианты моделей туфель из беек различной ширины, с закрытым носком и открытой п€точной частью, туфель с открытыми переймами (боковой частью) — €вл€ютс€ традиционными видами выходной обуви.
јссортимент материалов, примен€емых дл€ нар€дной обуви, очень разнообразен. Ќар€ду с гладкой кожей примен€ютс€ лак, велюр, замша. Ѕольшую нар€дность этой обуви сообщает шевро металлизированное или с перламутровым эффектом. »спользуютс€ также плотные ткани — атлас, парча, люрекс в сочетании с плать€ми из этих же материалов.
ƒ о м а ш н € € о б у в ь должна быть удобной, легкой, декоративной, теплой зимой и прохладной летом. Ётого достигают, примен€€ м€гкие, эластичные материалы и гибкие конструкции.
ќсновными конструкци€ми €вл€ютс€ модели типа лодочки, деленка, шлепанцы (с открытой п€точной частью).
ƒомашн€€ обувь изготавливаетс€ из различных шерст€ных, хлопчатобумажных и льн€ных тканей, нетканых материалов, цветного шеврета. ќсобенно нар€дна обувь из шелковых тканей и бархата.
— целью декоративного оформлени€ домашней обуви примен€ютс€ €ркие обтачки краев деталей, вышивка, фурнитура, накладные отделки в виде бантов, цветов и помпонов. ¬ли€ние национального искусства расширило ассортимент материалов дл€ домашней обуви за счет применени€ трикотажа, натурального и искусственного мехов.
         „улочные издели€. „улки, гольфы, носки, колготки, рейтузы €вл€ютс€ важным дополнением современного ансамбл€ одежды. ѕри короткой длине одежды ноги остаютс€ незакрытыми и составл€ют значительную часть фигуры, поэтому чулочные издели€ требуют определенного художественного оформлени€, сочетающегос€ и с одеждой, и с обувью. “ак, в ансамбле спортивного типа дл€ улицы логичным дополнением к юбке-брюкам и м€гким шнурованным туфл€м-мокасинам €вл€ютс€ гольфы рельефной в€зки. “акие гольфы состав€т хорошую комбинацию.
—езонность (врем€ года), назначение костюма (городской, туристический, домашний), стиль его художественного решени€ (классический, спортивный, национальный) — определ€ют ассортимент и внешний вид чулочных дополнений.
’арактер и способ оформлени€ чулочных изделий различен и зависит от направлени€ моды. ќни могут быть гладкими и ажурными, с геометрическим и растительным рисунком, однотонными и пестрыми; рисунок (набивной или вышитый) может равномерно заполн€ть поверхность издели€ или располагатьс€ в виде монораппорта на различных част€х голени.
        —умки. Ќеобходимые в нашем быту сумки стали заметным предметом в современном ансамбле. ќбъем и размеры, конструкци€ и оформление, наконец, материал и цвет — определ€ют функциональные и художественные качества сумок. ѕо назначению сумки дел€т на повседневные, нар€дные, дорожные и пл€жные. ¬се они отличаютс€ большим разнообразием форм и конструкций.
ѕ о в с е д н е в н ы е сумки имеют средние размеры и спокойные пропорции. ќсновными материалами €вл€ютс€ преимущественно натуральна€ и искусственна€ кожа. ѕреобладающие цвета — различные оттенки коричневого, черный, темно-синий и сливовый. ќтделка повседневных сумок разнообразна€, но отличаетс€ строгой элегантностью: отделочна€ строчка, подчеркивающа€ конструкцию деталей, перфораци€, металлическа€ фурнитура.
¬ комплекте с по€сом из того же материала такие сумки придают женскому костюму особую элегантность и завершенность.
  группе повседневных сумок относ€тс€ так называемые деловые сумки дл€ женщин-служащих. –азмер их больше среднего, преобладающие формы типа портфел€, папки, баула, часто с двум€ ручками. ¬ оформлении деловых сумок мода не отражаетс€ слишком €вно, но присущие им строгость и элегантность формы прекрасно сочетаютс€ с классическим стилем деловой, повседневной одежды.
–азмеры и формы н а р € д н ы х сумок, предназначенных дл€ выходных туалетов, еще более разнообразны. ќни могут быть в форме небольшого чемоданчика из лака или замши или м€гкого кошелька из ткани вечерней одежды — золотой и серебр€ной парчи, бархата, кружева на рамочных замках, иметь ручки-цепочки. ќтделка и фурнитура вечерних сумок особенно нар€дны и изысканны. Ќекоторые детали по внешнему виду напоминают ювелирные издели€. “акие сумки вместе с ювелирными украшени€ми, дополн€ющими вечернее платье, €вл€ютс€ неотъемлемой частью всего ансамбл€.
ƒл€ д о р о ж н ы х сумок характерны большие размеры. ќсновные материалы — искусственна€ кожа и специальные ткани. ѕрименение декоративных клетчатых материалов в комбинации с кожами, наличие крупных деталей, отделочных кантов, замков с ремн€ми и замков-молний придают этим сумкам спортивный стиль. ¬ таком оформлении сумки хорошо сочетаютс€ с одеждой дл€ свободного времени (см. рис. 341).
ѕ л € ж н ы е сумки отличает декоративность оформлени€, €ркость колорита, разнообразие размеров, отделок и используемых материалов. ќдним из основных приемов художественного решени€ пл€жных сумок €вл€етс€ создание цветовых и фактурных комбинаций по принципу контрастности.
ѕлетеные сумки из растительных и синтетических материалов четких форм в виде разнообразных корзинок, ларцов составл€ют ассортимент дополнений летних и пл€жных ансамблей одежды.
ѕерчатки. ѕомимо утилитарной функции эта деталь ансамбл€ имеет большое эстетическое значение. ÷вет, материал, оформление и длина перчаток во многих случа€х определ€ют художественную выразительность туалета. “ак, удачно подобранные перчатки могут оживить темное скромное пальто или костюм; красивые в€заные рукавички с национальным орнаментом служат украшением спортивного комплекта или зимнего пальто.
¬ зависимости от оформлени€ перчатки дел€тс€ на элегантные и спортивного стил€.
ƒл€ э л е г а н т н ы х перчаток примен€етс€ высококачественна€ кожа с шелковистой отделкой или замша. Ёти перчатки, как правило, удлиненные, не€рких цветов, однотонные, с из€щной отделкой.
ѕерчатки спортивного стил€—более короткие; материалом дл€ них служат натуральные и искусственные кожи, часто комбинированные с трикотажем. ќтделкой служат:
крупна€ перфораци€ (просечной рисунок), строчка, хольнитены, решетки и пр€жки.
ќсобую группу составл€ют н а р € д н ы е перчатки, предназначенные дополн€ть одежду дл€ торжественных случаев. –азличной длины, из очень тонкой эластичной кожи (типа лайки) или текстильных и трикотажных материалов, часто из тех же, что и платье. ƒл€ свадебного нар€да перчатки всегда белого цвета.
”крашени€. ¬ комплексе вещей, составл€ющих ансамбль одежды, украшени€м принадлежит определенна€ роль. ќрганично сочета€сь с костюмом, они придают ему особую эмоциональную окраску.
ћатериалы, характер украшений, их количество и расположение мен€ютс€ в зависимости от изменений в костюме. “ак, проста€ по покрою и лаконична€ по форме одежда привела к тому, что украшени€ стали очень разнообразными, количественное применение их значительно возросло. ¬ тот период, когда в одежде преобладали гладкокрашеные ткани спокойных тонов, украшени€ были более декоративными, красочными. ¬ошедшие в моду большие воротники (в легкой и верхней одежде) определили новое место расположени€ брошей: сбоку на воротниках.
”крашени€ создают и примен€ют с учетом назначени€ костюма. ќжерель€, браслеты, серьги и другие украшени€ дл€ каждого дн€ отличаютс€ от тех, которые используют в нар€дных, выходных туалетах.
¬ комплекте с повседневным костюмом уместны такие украшени€, как броши, различные бусы и цепочки, брелоки из недорогих материалов, причем об€зательно простых форм и в небольшом количестве.
ƒл€ нар€дной и особенно вечерней одежды примен€ют сверкающие украшени€ из стекла и хрустал€, из €нтар€ и самоцветов. ƒл€ летней одежды используют €ркие и декоративные украшени€ из пластических масс, керамики, дерева и других разнообразных растительных материалов.
”крашени€ в современном ансамбле одежды играют большую роль. ёвелирные издели€ дел€тс€ на драгоценные и бижутерию. »скусно выполненные, имеющие большие художественные достоинства,   д р а г о ц е н н ы е украшени€ предназначены дл€ долговременного использовани€; они не отражают скоропроход€щих течений моды.      
ƒорогие украшени€ — принадлежность вечерних туалетов.
Ѕ и ж у т е р и €, имитирующа€ драгоценные ювелирные издели€, имеет свой характер оформлени€. Ёти издели€ производ€т на фабриках; по форме, ассортименту, материалу они должны следовать определенной линии моды. “ак, вошедшие в широкое употребление во второй половине 60-х годов цепочки станов€тс€ универсальным украшением одежды любого назначени€, а также фурнитурой в обуви и сумках.
ќсобое место среди современных украшений занимают произведени€ народных мастеров. Ќациональные ювелирные издели€ исключительно самобытны по формам и конструкци€м, неповторимы в своих художественных решени€х. ѕримен€емые в этих издели€х материалы и способы их оформлени€ весьма разнообразны. Ќациональные украшени€ органично ув€зываютс€ с современной одеждой. Ѕрошь или ожерелье из металла с чеканным орнаментом или филигранным, кружевным рисунком способны превратить скромное шерст€ное платье в оригинальный выходной туалет.
“акие украшени€ примен€ютс€ в костюме в небольшом количестве в виде гарнитура, часто как единичный комплект ансамбл€.
— тех пор, как в моду вошли по€са, заметной деталью костюма и часто единственным украшением и даже акцентом ансамбл€ станов€тс€ п р € ж к и. ”крашени€, органично включенные в одежду и в дополнени€ (пр€жки, пуговицы, замки сумок), оформл€ют в едином художественном стиле, составл€€ из них различные гарнитуры дл€ одежды разного назначени€. “аковы, например, гарнитуры, имитирующие драгоценности — с жемчужными бусинками к зеркального блеска камн€ми; выполненные в традици€х национального искусства штампованные металлические издели€ с чеканным или просечным узором; украшени€  из дерева с росписью, инкрустацией или обжигом, а также из кожи с эффектом рельефного и цветного тиснени€.
  украшени€м относ€тс€ также и с к у с е т в е н н ы е ц в е т ы, которые по форме, размеру, цвету должны стилизованно, то есть условно, отображать живые цветы. Ёти украшени€ выполн€ют, как правило, из тех же материалов, что и одежду.
Ќезаменимым украшением €вл€ютс€ цветы в свадебном нар€де.

1 2