![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
СОДЕРЖАНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ. |
ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯМОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
|
---|
![]() |
![]() |
Характерными чертами платьев этого стиля являются:
лаконичность формы и четкая определенность силуэта, умеренность объема и простота покроя. Все это находит выражение в прямых линиях силуэта (платье-рубашка, платье- костюм, платье-пальто), в полуприлегающих или прилегающих линиях лифа и чуть расширенной книзу юбки, в которых нет большой разницы между шириной платья по линиям груди, бедер и низа юбки (рис. 268);
цельность и строгость, что выражается в пропорциональной уравновешенности составных частей, образующих форму, в симметрии композиции, умеренном применении украшающих деталей и отделки;
сдержанные, спокойные тона. Преобладают приглушенные или мягкие, пастельные, а также белый и черный цвета, придающие платью нарядность и торжественность. Широко применяются в одежде классического стиля строгие, классические рисунки тканей — клетка, полоса, горох, елочка, с которыми хорошо согласуются четкие формы платья и деталей.
Одежда простого покроя и строгого оформления идет всем, долго не надоедает и не выходит из моды, приобретая в каждый ее период новые нюансы. В классическом стиле могут решаться модели одежды самого различного назначения.
Платья спортивного стиля. Многое в одежде этого стиля исходит от мужской моды конца ХIХ начала ХХ в. для спортивного стиля характерны:
легкость, умеренно просторная форма, рациональный и разнообразный покрой. Это хорошо проявляется в прямых или расширенных книзу линиях одежды (платье-рубашка, юбка с блузкой навыпуск, брюки с джемпером и курткой), подчеркивается своеобразным покроем рукава (втачной с погоном, реглан, цельнокроеный с кокеткой, комбинированный);
непринужденность и вместе с тем собранность, которая выражается в костюмах с мягко подпоясанными или повторяющими покрой и форму мужского пиджака жакетами; мягкие и жесткие складки формируют свободный силуэт;
ясная, лаконичная композиция, четкая конфигурация деталей. Накладные карманы, клапаны, кокетки, погоны, хлястики — все это подчеркивается отделочной строчкой, дополняется металлической и кожаной фурнитурой. Классические строгие вырезы горловины, отложные воротники, воротники- стойки, отделка трикотажем и кожей характеризуют спортивный стиль одежды (рис. 269);
усиленная декоративность, выражающаяся интенсивным цветом, комбинированием в одном изделии различных материалов (кожи и трикотажа, вельвета и кожи) или применением пестротканых материалов, в том числе клетчатых, полосатых, в «елочку», а также разнообразных видов.
Спортивный стиль также отражает ведущие тенденции моды того или иного отрезка времени.
Платья стиля фантази.
![]() |
![]() |
Этот стиль отличается необычайным разнообразием форм и покроев, оригинальными решениями пропорций составных частей одежды, декоративностью или зкстравагантностью силуэта.
Характерным для этого стиля является применение самых различных способов и видов отделки (декора), а также сочетание в одной модели материалов разных фактур, рисунков или оттенков цвета.
Основой возникновения решений моделей этого стиля являются не обобщенные типы людей, а ярко выраженная индивидуальность человеческого образа. Только определенный комплекс внешних данных женщины, ее характер и манера держаться, особое умение носить платье позволяют художнику создать модель со сложным ритмом отделки (рис. 270), либо летящего силуэта (рис. 271), или асимметрично задрапированное платье (рис. 272).
Внешние данные того, для кого создается одежда, ее назначение и окружающая среда в значительной мере предопределяют, какому из перечисленных стилей отдать предпочтение.
Домашняя одежда должна соответствовать общему характеру убранства жилища, гармонически сочетаться со всеми окружающими человека вещами. Костюм человека — это часть общего ансамбля интерьера.
Удобный, красивый, тщательно продуманный домашний костюм является не только украшением человека и дома, он способствует хорошему настроению, помогает в работе, доставляет удовольствие окружающим.
Одежда для дома может отличаться более свободным покроем, особой декоративностью, но в ней не должно быть неряшливости.
Одежда для сна, утреннего и вечернего туалета
Одежду, в которой спят или надевают, чтобы пойти умыться, принять ванну, позавтракать, моделируют не только как единичные изделия, но и в комплектах — пижамы или ночные сорочки вместе с халатами. Тогда все предметы, входящие в комплект, выполняют либо из одного и того же материала, либо из разных, но гармонирующих между собой по колориту, фактуре, рисунку.
Одежда для сна. Пижамы и сорочки должны быть свободного покроя, со свободным вырезом горловины, просторными рукавами, с удобной и простой застежкой.
Решая ту или иную форму, одежды для сна, необходимо применять минимум швов. Как пижамы, так и сорочки делают с воротниками или без них, е длинными рукавами, короткими либо совсем безрукавные. Покрой рукавов различен, но более распространены втачные и цельнокроеные. Внизу рукава оформляют манжетами, собирают резинкой, обтачивают бейкой и т. д.
В решении ночного платья часто применяют такой конструктивный элемент, как кокетку, с помощью разнообразных конфигураций которой можно придать форме необходимую свободу, найти гармоничные пропорции и определить ритмичное размещение отделочных элементов (рис. 273).
Форма и длина пижамных брюк всегда связаны с характером решения пижамной блузы. Логично и красиво смотрятся объемные и короткие шаровары, собранные резинкой, в сочетании с очень свободной кофточкой на кокетке (рис. 274). Длинные или укороченные брюки могут быть разной ширины, но если они умеренны в объеме, то не должны оканчиваться на сгибе колена — это неудобно. Оформление нижней части шаровар очень разнообразно и нередко сочетается е оформлением рукавов.
Традиционными элементами в их оформлении являются воланы и оборки.
Ткани, из которых изготавливают одежду для сна, должны отвечать гигиеническим требованиям: обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, легко стираться. Этими качествами обладают хлопчатобумажный батист, муслин, шифон, мадаполам, ситец, поплин, фланель, льняное тонкое полотно и некоторые искусственные шелковые ткани, а также хлопчатобумажные и шелковые трикотажные полотна. Одежда для сна, утреннего и вечернего туалета
Одежду, в которой спят или надевают, чтобы пойти умыться, принять ванну, позавтракать, моделируют не только как единичные изделия, но и в комплектах — пижамы или ночные сорочки вместе с халатами. Тогда все предметы, входящие в комплект, выполняют либо из одного и того же материала, либо из разных, но гармонирующих между собой по колориту, фактуре, рисунку.
Одежда для сна. Пижамы и сорочки должны быть свободного покроя, со свободным вырезом горловины, просторными рукавами, с удобной и простой застежкой.
Решая ту или иную форму, одежды для сна, необходимо применять минимум швов. Как пижамы, так и сорочки делают с воротниками или без них, е длинными рукавами, короткими либо совсем безрукавные. Покрой рукавов различен, но более распространены втачные и цельнокроеные. Внизу рукава оформляют манжетами, собирают резинкой, обтачивают бейкой и т. д.
В решении ночного платья часто применяют такой конструктивный элемент, как кокетку, с помощью разнообразных конфигураций которой можно придать форме необходимую свободу, найти гармоничные пропорции и определить ритмичное размещение отделочных элементов (рис. 273).
Форма и длина пижамных брюк всегда связаны с характером решения пижамной блузы. Логично и красиво смотрятся объемные и короткие шаровары, собранные резинкой, в сочетании с очень свободной кофточкой на кокетке (рис. 274). Длинные или укороченные брюки могут быть разной ширины, но если они умеренны в объеме, то не должны оканчиваться на сгибе колена — это неудобно. Оформление нижней части шаровар очень разнообразно и нередко сочетается е оформлением рукавов.
Традиционными элементами в их оформлении являются воланы и оборки.
Ткани, из которых изготавливают одежду для сна, должны отвечать гигиеническим требованиям: обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, легко стираться. Этими качествами обладают хлопчатобумажный батист, муслин, шифон, мадаполам, ситец, поплин, фланель, льняное тонкое полотно и некоторые искусственные шелковые ткани, а также хлопчатобумажные и шелковые трикотажные полотна.
Одежду для сна лучше всего изготавливать из тканей светлых, малонасыщенных, нежных тонов. Особенно подходит белый цвет. Рисунок тканей должен быть легким, небольших форм, растительного или геометрического характера (мелкие цветочки, веточки, горошек, тонкие полоски, клетки и т. п.). Пестрота и яркость не вяжутся с одеждой этого назначения.
В одежде для сна широко применяют самые разнообразные отделки: кружево, шитье, машинную вышивку, бейки и канты, оборки и рюши, тесьму, вьюнчик, ленты — все это придает одежде нарядность и уютность.
Одежда для утреннего и вечернего туалета.
![]() |
![]() |
Халаты, надеваемые поверх сорочки или пижамы, должны быть относительно свободной формы и покроя. Если они решаются в комплекте с одеждой для сна, то их длина и форма (иногда и покрой), вырез горловины, форма воротника, длина рукавов согласовываются с ночной сорочкой и пижамой (см. рис. 273, 275, 276). Другими словами, композиция каждой модели комплекта взаимно обуславливается.
Халаты могут не иметь застежки на пуговицы, ее заменяет пояс, который завязывается разными способами — узлом, бантом, вперекидку. Карманы делают эту одежду более удобной.
Определенное настроение создает человеку расцветка его утренней одежды. Светлые тона, красивый колорит тканей способствуют хорошему настроению, бодрому состоянию. Поэтому ткани сумрачных расцветок не следует употреблять для утренних халатов.
Ассортимент материалов, используемых для утренних халатов, очень разнообразен. Самыми распространенными являются ситец, бязь, сатин, вуаль, фланель, штапельное полотно. Различные ткани с начесом, махровые, а также специальные халатные шелковые ткани, оформление которых напоминает стежку, с начесом на изнаночной стороне, имеют более индивидуальное применение. Универсальными и долговечными являются халаты из стеганого капрона на нейлоновой ватке или тонком поролоне (рис. 277).
Отделывают утренние халаты кантами и бейками, шитьем или кружевом, рисунчатой и гладкой тесьмой, другой тканью.
Удобным, а порой необходимым дополнением к одежде для сна или утреннему халату являются шапочки-чепцы или подкройные косынки. Они помогают женщине сохранить прическу или скрыть еще не прибранные волосы.
Одежда для домашней работы
Для выполнения различной домашней работы удобна и гигиенична одежда в комплекте с фартуком (передником): платье или платье-халат, юбка с блузкой. Передник (как правило, не один) — обязательная принадлежность одежды для домашней работы. Сняв передник, женщина остается в чистом, опрятном платье.
Форма и размеры передника очень разнообразны: в виде небольшого куска ткани на пояске (приложение 9, фигура справа) или на бретелях, с на]рудной частью и хомутиком вокруг шеи (приложение 8), передники в виде разъемной юбки, полы которой сходятся сзади или сбоку: закрытые фартуки, похожие на безрукавный халат (приложение 9, фигура слева).
Домашняя одежда, как правило, не должна быть сложного покроя, ее детали имеют незамысловатые формы.
Гармония комплекта достигается взаимной обусловленностью композиции каждой части: согласованностью формы, линий и пропорций, единым колористическим решением, общей отделкой (если она имеется и на платье, и на переднике).
Наиболее пригодными для изготовления одежды рассматриваемой группы являются такие легкостирающиеся ткани, как ситец, сатин, бязь, пике, поплин, фланель, льняное суровое полотно и другие льняные ткани (гладкие, с фактурной выработкой, с набивным и ткацким рисунком), а также штапельные и полушерстяные ткани.
По цвету одежда для домашней работы, как уже говорилось выше, должна гармонично сочетаться с общим колоритом интерьера. IIоэтому, разрабатывая комплекты, состоящие из основного платья и дополнительного элемента — передника, следует в первую очередь решать цвет основного платья и уже с ним сочетать цвет передника и других деталей. Причем здесь следует различать два основных приема:
1) сочетание спокойных, мягких оттенков одежды, с каким- либо тоном интерьера (цвет стен, общий тон мебельной или драпировочной ткани);
2) цветовой контраст костюма с общим колоритом интерьера: если в интерьере преобладает мягкий сдержанный колорит, то уместен яркий, красочный колорит костюма; если же, наоборот, в интерьере много декоративных ярких пятен, то мягкий, тонкий по цветовым отношениям колорит костюма будет не менее гармоничным и уместным.
Для отделки домашних комплектов используют разнообразные средства и приемы. Прежде всего сами ткани, их рисунок или цвет. Так, декоративный мотив узора блузки или платья украшает карманы фартука, одновременно создавая художественное единство (рис. 278); полоса гладкой ткани насыщенного цвета, окаймляющая подол юбки и края маленького передника и косынки, украшает весь комплект (см. приложение 9, фигура справа). Широко применяется настрачивание узорной или гладкой тесьмы, вьюнчика, прошивок.
Множество мотивов для художественного решения домашней одежды, и особенно передников, дает народное искусство. Ведь именно из народного костюма в современное домашнее платье перешел этот элемент женской одежды. Формы женских передников по народным мотивам очень разнообразны. Это не только утилитарный элемент, но и украшение. Передник надевали обычно поверх рубахи или сарафана, он всегда был на виду и поэтому украшался особенно старательно и тщательно всевозможными вышивками, ткацким узором, кружевом, складочками, тесьмой, позументом.
В настоящее время при моделировании красочных декоративных передников, которые действительно становятся украшением хозяйки дома, используют простые средства и материалы: купонные и полукупонные набивные ткани с национальным орнаментом, мотивами росписей народных игрушек, прялок, деревянной и металлической утвари; материалы, оформленные тематическими рисунками, изображающими фрукты, овощи или предметы кухонной принадлежности (см. приложение 9). Фартуки, выполненные из таких тканей, в сочетании с традиционными народными материалами — льном, суровым полотном, ситцем — образуют практичные и нарядные комплекты, подчеркивающие свое назначение и прекрасно гармонирующие с окружающей обстановкой.
Одежда для занятий дома или отдыха
Более длительное пребывание дома, когда по роду своей профессии приходится выполнять часть работы в домашних условиях, а также отдых после трудового дня требуют одежды иного характера, чем та, в которой делают домашние хозяйственные дела. Это могут быть брюки и юбки (различных длин) в сочетании с различными блузками, тупиками, жилетами и безрукавками, халат или простое платье. При моделировании этих видов одежды следует добиваться красивого сочетания форм и цвета, внешнего разнообразия, удобства и практичности в носке. Этим требованиям отвечают комплекты, создаваемые с учетом взаимозаменяемости частей, что позволяет придать большое разнообразие костюму. Таков, например, комплект из брюк, блузы и жилета, утепляющего по необходимости костюм (рис. 279). Теплый комплект представляет халат из плотной ткани или стеганого капрона, дополненный брюками (рис. 280).
В ассортимент материалов рассматриваемой группы одежды помимо тех, которые применяют для изготовления одежды предыдущей группы, входят вельвет-рубчик, шотландка, нетканые материалы.
Из однотонного и набивного вельвета моделируют все виды домашней одежды. Этот материал хорошо сохраняет форму, имеет приятную бархатистую фактуру и легко стирается.
Удобны и хорошо выглядят теплые халаты и безрукавки из двусторонних шерстяных тканей (обе стороны отличаются цветом, фактурой и рисунком—рис. 281). Изделия из таких материалов можно носить на одну и на другую сторону.
Моделируя одежду осенне-зимнего сезона или для применения ее в прохладных квартирах, используют мягкие, рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани, трикотажное полотно или искусственных мех (см. рис. 282).
Удобными и распространенными видами домашней одежды являются брюки и длинная юбка из теплых тканей традиционного рисунка в клетку или полоску, дополненные блузкой, пушистым свитером или шалью (приложение 2, фигура внизу). Основными видами отделки являются: шнур, тесьма, репсовая лента, трикотаж (ручной и машинной вязки), вышивка, стежка, бахрома.
Индивидуальный облик человека, специфика его занятий, характер проведения домашнего досуга, а также колорит интерьера должны находить отражение в домашней одежде. Поэтому художник, разрабатывая модели, решает их как в сдержанно строгом стиле, так и в более вольном, индивидуальном. При этом основным источником творчества художника-модельера является фольклер. Использование элементов народного искусства в домашней одежде отличается большим разнообразием. Само назначение одежды и окружающая предметно-бытовая среда допускают оригинальность и необычность форм и пропорций костюма, своеобразие декора и дополнений (приложение 2). Поэтому, например, обувь домашнего назначения всегда отличается от остальной. Она моделируется, как правило, с использованием тех же материалов, из которых создается одежда, ее оформление сочетается с теми же художественно-стилевыми принципами, что и в решении моделей домашней одежды.
Повседневную одежду человек носит большую часть дня. Повседневная одежда является и рабочей служебной.
Для современного образа жизни характерна так называемая деловая одежда, отвечающая определенным требованиям:
удобству, рациональности и практичности.
Основными чертами деловой одежды являются:
умеренность объема, простой, незамысловатый покрой; четкие, строгие пропорции;
сдержанные, не яркие цвета;
минимум декоративных средств;
умеренное отражение моды.
![]() |
![]() |
Как следует понимать умеренность отражения моды в повседневной деловой одежде? Прежде всего это относится к ее форме и длине — не слишком широкое или узкое, не слишком короткое или длинное. Такие модные детали, как банты, мягко завязывающиеся галстуки-шарфы, воланы или драпировки либо совсем не применяются в композиции деловой одежды (воланы, оборки, драпировка), либо употребляются в умеренной форме. Примером могут служить основные черты модного силуэта 1959—1960 гг.: плечи расширенные, округлые и слегка покатые, лиф свободный, линия талии на естественном месте, подчеркнута поясом, рукава неширокие, длиной 3/4, юбка прямая, широкая, длиной 40 см от пола. Следуя этому силуэту, сделаем очень пышную юбку, а талию затянем широким поясом, чтобы подчеркнуть объемность юбки и зрительно расширить линию плеча. Платье будет выглядеть очень нарядным и эффектным благодаря остроте силуэта (рис. 283, а). Но платье такой формы для повседневной носки неудобно, оно излишне обращает на себя внимание и к тому же сильно мнется. Придерживаясь этого же силуэта, можно сделать другое платье (рис. 283, 6): лиф чуть свободной формы, слегка расширенная юбка, платье по линии талии с поясом, но не затянуто, линия плеча расширяется благодаря соответствующему
покрою рукава (на рукаве делают короткую вытачку, переходящую в плечевой шов). Это платье также отражает все основные черты моды, и в то же время оно достаточно удобно для повседневного употребления.
Другой пример. Один из модных силуэтов 1962—1963 гг. характерен следующими чертами: плечи расширенные, слегка покатые, лиф свободный, с напуском, линия талии слегка занижена, юбка узкая прямая. Модные детали сезона — встречные складки на юбке, галстуки и шарфы, оформляющие горловину. На рис. 284 изображены два костюма. В одном (рис. 284, а) модные линии силуэта и детали отображены слишком подчеркнуто, в другом (рис. 284, 6) — более умеренно:
лиф свободный с небольшим напуском, линия талии с выкройным поясом слегка занижена, юбка прямая, но не слишком узкая, складки застрочены не слишком низко (что обеспечивает большую свободу при движении), неширокий строгий галстук придает костюму деловой оттенок и элегантность.
Моде 1966—1970 гг. была характерна очень короткая длина изделия (особенно нарядной одежды и одежды для отдыха и спорта). В деловых же платьях и костюмах линия низа никогда не поднималась более чем на 5—10 см выше колена. В деловой одежде сезона 1971—1972 гг. юбка закрывает колено, доходя до икры.
Остановимся на отдельных видах повседневной одежды.
Платья. Этот вид одежды идет женщинам любого возраста и с любой фигурой. Платья никогда не выходят из моды, особенно платья классического рубашечного покроя, которые по-разному варьируются конструктивными элементами и как нельзя лучше соответствуют деловому назначению одежды. Эти платья могут быть прямыми цельнокроенными или отрезными по линии талии, иметь лиф с напуском и юбку, расширенную книзу или заложенную в складки. Платья-рубашки могут быть без рукавов и иметь рукава различной длины, кончая длинными, напоминающими по оформлению рукава мужской сорочки. Воротники также различны по форме и покрою: плосколежащий, на стойке, мягкие хомутики и т. д. (рис. 285, 286).
Постоянными деталями делового платья являются: застежка спереди (однобортная или двубортная) на пуговицах или молнией, накладные карманы и клапаны (размещаемые по-разному), белые воротники, строгие галстуки или банты.
Для отделки используются строчки в тон платью или контрастного цвета, канты и бейки гармонирующего цвета. Платья, отрезные по талии, дополняются поясами из этой же ткани или кожаными натуральных оттенков. Платья могут дополнять платок или небольшой шарфик, повязанные на шее.