Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Содержание
художественное вязание

ВЯЗАНЫЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ВЫКРОЙКА ДЛЯ ВЯЗАНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ПЛАТЬЯ

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВЯЗАНИИ НА СПИЦАХ

МАТЕРИАЛЫ

При вязании на спицах используют пряжу из шерсти, хлопчатобумажную, из льна, шелка или синтетических ниток. Материал подбирают в зависимости от того, какое изделие предстоит вязать.
ПОДГОТОВКА ПРЯЖИ К ВЯЗАНИЮ
Если для вязания выбирают деревенскую шерсть, то желательно скрутить вместе необходимое количество нитей и после этого простирать пряжу в мыльной пене.
Слишком туго скрученная пряжа иногда перекашивает вязание. Тщетны старания исправить косое вязание при помощи стирки или пропарки через мокрую ткань, Высушенное изделие принимает прежнее перекошенное состояние.
Шерстяную пряжу сначала сматывают в клубок, потом соединяют вместе необходимое количество нитей. Пряжу вторично перематывают в моток и стирают в мыльной пене, тогда нити после стирки не разделяются. Выстиранную пряжу нельзя сушить на солнце, у печки или на радиаторах. Шерсть после стирки становится мягкой и пушистой. Чтобы она не утратила пушистость, пряжу сматывают в мягкий клубок. Кажется, это так просто, но и здесь необходим определенный навык. Важно уже эту первую работу сделать правильно. Если сматывать пряжу туго, в твердый клубок, шерсть растягивается и частично утрачивает свои качества. Лучше всего это следует делать так: между клубком и наматываемым слоем помещают большой или указательный палец (рис. 1). Когда небольшой слой намотан, палец вынимают и наматывают новые слои в другом направлении. Работая подобным образом, получают мягкий клубок, в котором пряжа будет такой же, как в мотке
Синтетическую и импортную пряжу перед работой не надо стирать.
СТИРКА ПРЯЖИ
Чтобы постирать 500 г шерстяной пряжи, берут полкуска хозяйственного мыла, натирают на терке и заливают горячей водой. Часть мыльного раствора переливают в теплую (не горячую) воду, воду вспенивают и стирают пряжу, отжимая; тереть и выкручивать нельзя, ибо тогда шерсть сваляется. Пряжу стирают в нескольких водах, каждый раз заново добавляя мыльный раствор, пока вода, в которой находится пряжа, пенится. Потом шерсть полощут в воде той же температуры. При изменении температуры воды шерсть сваливается. В воду для полоскания добавляют немного уксуса. Не рекомендуется стирать шерсть в порошковой воде, так как остатки порошка трудно выполоскать и порой шерсть слипается.
.
ПРИМЕНЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ШЕРСТИ
Не всегда имеется возможность приобрести новую пряжу. У рукодельницы дома всегда найдутся

материалы и инструменты, применяемые при вязании на спицах

Рис. 1

какая-нибудь немодная поношенная кофта или свитер с потертыми локтями, порванными петлями и прочими повреждениями. Распустив их, получают материал, пригодный для вязания. Сначала изделие осторожно распускают и пряжу мотают в клубок. Свалявшееся шерстяное изделие трудно распускать, поэтому рекомендуется подержать его сутки в мыльном растворе, к которому на 1 литр воды добавлены З столовых ложки нашатырного спирта, по ложке скипидара и винного спирта. После этого его полощут в теплой воде, к которой добавлен уксус. Изделие сушат и потом распускают.
Распуская очень поношенное изделие, разделяют отдельно прочную пряжу от менее прочной.
При необходимости распущенную пряжу заново скручивают, потом перематывают в моток и стирают в мыльной пене. Чтобы шерстяной пряже придать блеск, в полоскаемую воду для цветной пряжи добавляют глицерин, а к белой пряже — немного нашатырного спирта. Чтобы распущенная пряжа стала такой же прямой, как новая, при сушке к концу мотка подвешивают груз, меняя время от времени места его подвешивания.
КРАШЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Иногда нелегко приобрести нитки нужной расцветки, но если научиться красить, отбеливать или перекрашивать, то без особых затруднений можно найти выход из положения. Крашение — очень увлекательное и интересное занятие.
Химическими красителями можно красить как натуральные, так и искусственные волокна. Для каждого волокна используются свои соответствующие красители.
ПОДГОТОВКА ПРЯЖИ К КРАШЕНИЮ
Пряжу мотают в моток и белыми (чтобы не линяли) нитками свободно перевязывают в трех местах. Вес каждого мотка не должен превышать 100 г. Подготовленную таким образом пряжу стирают в теплой мыльной воде.
Если пряжа, предназначенная для окраски, чистая, перед крашением ее замачивают в теплой воде на 30—40 мин, чтобы до момента крашения она равномерно намокла.
КРАШЕНИЕ ПРЯЖИ
Перед крашением надо внимательно прочитать и запомнить инструкцию, отпечатанную на пачке красителя.
Чтобы добиться желаемой расцветки и материал не получился пятнистым, надо соблюдать следующие правила.
Вода для крашения должна быть мягкой (жесткую воду можно смягчить содой) и в достаточном количестве, чтобы она покрывала весь материал. Если пряжу красят в маленькой посуде и в небольшом количестве воды, окраска получается неравномерной.
В процессе окрашивания пряжу надо переворачивать и приподнимать, чтобы она равномерно впитывала краску.
Перед окраской пачку с красящим веществом растворяют в горячей воде, влитой в стеклянную посуду (чтобы видеть тон красителя). После этого в полученном концентрате красят маленький образец. Если цвет устраивает, концентрат процеживают через марлю или капроновый чулок. Часть концентрата добавляют к воде, затем добав- ляют соль или уксус.
Температура воды должна быть около +30С. Мокрую пряжу кладут в красящую жидкость сразу, потом поднимают двумя деревянными палочками. Пряжу нельзя класть в концентрированный и горячий раствор, чтобы не появились пятна. Жидкость для крашения должна быть светлой и в том случае, если вы желаете красить пряжу в темный оттенок. Если нужно получить пряжу потемнее, красящее вещество добавляется к раствору по частям. добавляя концентрат к раствору, пряжу из котла надо вынуть, затем хорошо перемешать воду с красителем, положить пряжу обратно и красить дальше, пока не будет получен нужный цвет.
Красящую жидкость с пряжей греют на медленном огне. После крашения материал тщательно прополаскивают. Пряжу нельзя сушить на солнце, вблизи печи или на радиаторах, потому что она может стать пятнистой.
КРАШЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ
В последнее время рукодельницы опять возвращаются к растительным красителям. Почти все растения содержат красящие вещества. Растительные вещества с волокном прямо не связываются. Поэтому их заранее надо обработать солью. Раньше для протравления использовали натуральные средства, сейчас — химикаты.
Имеются такие протравители:
АIК(SО4)2 — используется для получения светлых тонов; CrS04— для более темных тонов; FеSО1. 7Н20 — для темных тонов. Еще можно пользоваться протравителями К2СrO7, SnСl2 и другими. Упомянутые протравители можно применять каждый отдельно или смешивая в разных пропорциях. Если предмет хотят окрасить в оранжевый или желтый цвет, советуем протравить потравителем АIК(SОч)2 и добавить какую-нибудь кислоту (уксусную, лимонную). Тогда тон получится ярче.
На 100 г волокна берут 10 г протравителя, растворяют его в маленькой посуде с горячей водой, потом добавляют к воде, в которой предусмотрено протравить материал. Чистое, равномерно мокрое волокно кладут в жидкость протравителя, нагретого до + 30°, и волокно вместе с жидкостью нагревают до температуры кипения и кипятят 30—40 мин. Волокно во время протравления приподнимают и переворачивают как при крашении, чтобы протравитель равномерно впитался в него, потом вынимают из протравителя и, не полоская, опускают в жидкость красителя. Из одного растения, пользуясь разными протравителями, можно получить от 10 до 20 тонов красителей. Красителями растений лучше всего красить шерстяное волокно.

Для крашения можно использовать различные части растения: цветы, листья, корни, ягоды, шелуху, иногда и все растение. Их можно употреблать в свежем и в сушеном виде. Свежие растения дают тона ярче и чище.
Растения нельзя сушить на солнце, так как при этом часть красителей пропадает. Их сушат на сквозняке, в тенистом месте,
Нужное для крашения количество растений подсчитывают по весу волокна. На 100 г волокна берут 100—150 г сушеных растений или 250—300 г свежих. Жидкость красителя приготавливают так: растения размельчают, заливают теплой водой и замачивают на 6—12 часов. Потом их вместе со всей жидкостью варят 30—50 мин. Жидкость процеживают, сливают обратно в котел и красят протравленную пряжу. Отвар растений в начале крашения должен быть теплым, не горячим. Его вместе с материалом согревают до температуры кипения 45—60 минут. Прокрашенное волокно оставляют остывать в жидкости красителя, потом стирают в мыльной пене и сушат.
После крашения оттенок краски можно менять. Если волокно после окраски не полоскать, а поместить в щелочную жидкость, оно станет темнее, если в слабый раствор уксусной или винной кислоты — светлее. Если волокно 10—15 минут подержать в растворе К2Сг2О7, оттенок станет темнее, теплее (но это надо проверять на образце). Более темный оттенок можно получить при повторном крашении волокна.
Приводим перечень некоторых красителей, из которых получают желтый, зеленый, коричневый, серый, черный и песочный цвета.
Желтый цвет получают из шелухи лука, свежих ростков богульника, желтых листьев клена, свежего чистотела, желтого поповника, ромашки, цветов "Ноготков", коры рябины, ботвы помидоров и др.
Зеленый цвет получают из ектьев березы, ботвы картофе7я, моркови и помидоров, красной свеклы, коры дикой яблони.
Коричневый цвет получают из шиповника, зеленого и черного чая, ромашки, коры дуба, брусничника.
Черный цвет получают из коры черной ольхи, зеленого чая (если красить несколько раз), щавеля, пользуясь протравлением FЕSО4 7Н2О вместе с СгS04.
Песочный цвет получают из сушеных цветов липы, сушеных ягод шиповника, зеленого чая, грузинского чая, сушеной перечной мяты, листьев и коры орешника.
ПЕРЕКРАШИВАНИЕ ПРЯЖИ
При необходимости распущенную, выстиранную пряжу можно и перекрасить, чтобы получить более яркий или другой тон расцветки.
В зависимости от того, светел или темен основной цвет, перекраской можно добиться тона такой же силы или темнее.
Можно попробовать основной тон до перекрашивания немного высветлить. Мотки кладут в теплую мыльную воду, которую постепенно нагревают (примерно 20 минут). Мотки непрерывно переворачивают как при крашении. Если мыльная вода окрашивается, ее меняют на чистую и продолжают нагревать. Потом мотки тщательно прополаскивают и только после этого перекрашивают.
При перекраске следует учесть, каков основной тон и в какой краске необходимо красить, чтобы добиться желаемого оттенка.
Черную пряжу можно получить из всех основных тонов, но все же она будет иметь синий или коричневый оттенок. Если основной цвет белый, то можно перекрасить в любой тон, но если пряжа немного желтовата, то никак не удастся получить чистый светло- голубой оттенок, тон всегда будет зеленоватым.
Из трех основных цветов — синего, красного и желтого — можно получить все желаемые тона.
Смешав желтый с синим, всегда получают зеленый, зеленый может быть желтее или голубее в зависимости от того, в каких соотношениях соединены красители.
Смешав синий с красным, получают фиолетовый с синеватым или красноватым оттенком.
Смешав желтый с красным, получают оранжевый.
В свою очередь эти промежуточные цвета можно соединить с основными тонами и получить новые цветовые оттенки. Например, смешав зеленый с красным, получают теплый коричневый, а смешав синий с оранжевым, получают холодный коричневый оттенок. Если добавить к любому оттенку немного черной краски, он становится сероватым и темнеет.
Сначала в горячей воде растворяют краситель, макают туда образец перекрашиваемой пряжи, выжимают и проверяют оттенок окраски. Если оттенок устраивает, то в эмалированную посуду наливают воду (на 100 г пряжи 2,5 л воды). Добавляют соль, уксус и подливают немного растворенного, процеженного красителя. Когда красящий раствор нагрет до 37°, в него кладут сразу всю чистую влажную пряжу и на медленном огне греют от 30 до 40 минут. Если пряжа еще слишком светлая, ее вынимают из раствора и добавляют краситель. Пряжу кладут обратно и продолжают крашение (рис. 2).

крашение пряжи

Рис. 2

Номера вязальных спиц

Рис. 3

МЕЛАНЖЕВАЯ ПРЯЖА

Пряжу из распущенного изделия можно вязать вместе с новой пряжей другого цвета. При этом она станет прочнее, а соединив нити разных цветов, получают интересные цветовые сочетания — меланж. Меланж выгодно скрывает ((курчавосты) (это зависит от примеси синтетического волокна) распущенной пряжи, вязание будет выглядеть ровным. Такую меланжевую пряжу можно вязать вместе с однотонной, провязывая ее полосами или вывязывая ор-
намент.

ОРУДИЯ ТРУДА
Одним из главных орудий труда являются вязальные спицы. Их изготавливают из металла, пластмассы, дерева или кости, они должны быть легкими, хорошо отполированными или никелированными. Концы спиц не должны быть слишком острыми, иначе можно поранить пальцы, но и не слишком тупыми. Даже малейшие шероховатости на вязальных спицах мешают скольжению нити и осложняют вязание.
В цилиндрических вязаниях: носках, варежках и прочих изделиях используют 5 вязальных спиц длиной от 20 до 25 см (рис. 3 А). При плоскостных вязаниях используют две длинные прямые спицы (рис. 3 Б) или короткие прямые вязальные спицы с капроновой леской, которые при вязании прямых изделий удобнее и выгоднее, чем длинные прямые спицы, — руки не так устают, держа связанное полотно, ибо оно мягко складывается на капроновой леске, и к тому же вязание занимает меньше места. Для вязания юбок и кофт от горловины необходимы кольцевые спицы с капроновой леской (рис. 3 В).
НОМЕРА ВЯЗАЛЬНЫХ спиц
У каждой вязальной спицы свой номер. Он соответствует ее диаметру в миллиметрах (например, диаметр спицы № 2 равен 2 мм, диаметр вязальной спицы №8 равен 8 мм и т. д.).
Номер вязальных спиц подбирают исходя из толщины пряжи; диаметр вязальной спицы должен почти в два раза превышать толщину нити пряжи. Номер вязальных спиц можно определить следующим образом: сложить нить вдвое и слегка скрутить — толщина этой нити должна равняться диаметру необходимых вязальных спиц.
У каждой вязальщицы со временем вырабатывается индивидуальная манера исполнения работы — вязать немного туже или слабее средней плотности, в связи с этим следует менять номера спиц в соответствии с умением вязальщицы. Неправильно подобранные спицы делают вязание слишком плотным, жестким или, наоборот, слишком рыхлым, и в том и в другом случае не получают эластичного вязаного полотна средней плотности.

!-- 728*90 Advertur.ru start -->