»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ÷¬≈“ј ѕ–» Ў»“№≈ »« Ћќ— ”“ ќ¬

использование цвета при шитье из лоскутковгармоничное сочетание контрастных цветов

–ис. 2

Ќа вкус и цвет товарищей нет.„то касаетс€ «на вкус» — это бесспорно: один любит недосоленное, а другой — переперченное. ј вот про цвет — разговор особый. «а многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником ѕриродой, и открыли дл€ себ€ законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники.
“ех, кто работает с лоскутами, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. “ак же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, котора€ поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи». ќсобенно эти знани€ нужны тем, кто, к сожалению, обделен чувством цвета. ¬едь не секрет, что некоторые чугь ли не с €сельного возраста интуитивно чувствуют сочетание цветов, а другие до старости не могут вникнуть в эту сложную и непостюкимуiо дл€ них науку.
—лышали вы когда-нибудь о том, что, увидев неземной красоты радугу на небе, кто-то воскликнул: « ака€ некрасива€ дуга!» “акого человека на всем белом свете не сыщешь. Ќедаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетани€ цветов прин€ли цветовой р€д, состо€щий, как и в радуге, из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые плавно, через множество опенков, переливаютс€ один в другой. »х последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: « аждьй ќхотник ∆елает «нать, √де —идит ‘азан».
÷вета условно распределили на две группы; «теплые» и «холодные». «“еплые» — красный, оранжевый, желтый напомикают о солнце и тепле. «’олодные» — зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета воды и льда) — о холоде. »нтересно, что «тепло» и «холод» любого цвета завис€т от того, какой оттенок в нем преобладает. Ќапример, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестает быть «холодным», а становитс€ «теплым».
—уществует также нейтральна€ группа цветов — черный, белый и серый.
ќднако вернемс€ к нашим лоскутам и посмотрим, как ведут себ€ «теплые» и «холодные» цвета в кусочках тканей. ѕроведите такой опыт: внимательно рассмотрите лоскутик, на котором есть хот€ бы маленькое п€тнышко красного цвета, и вы убедитесь, насколько оно бросаетс€ в глаза и кажетс€ обманчиво большим в сравнении, например, с соседним фиолетовым п€тном, хот€ по размеру оно больше красного. Ёту способность «теплых» цветов выдел€тьс€ необходимо учитывать, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию каким-либо «теплым» цветом.
—оедин€€ различные цвета, используют в основном два приема; сочетают контрастньие цвета или родственные. ¬от здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.
 руг иногда дел€т дл€ удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветова€ последовательность всегда одна и та же. ћы дл€ первого знакомства воспользуемс€ шестисекторным кругом (рис. 1).
ѕримером родственного сочетани€ цветов могуг служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. ќттенков — множество: от €рко-красного до светло- розового. ¬се они прекрасно смотр€тс€, плавно переход€ один в другой («раскат» цвета).
÷вета секторов, расположенных напротив друг друга, считаютс€ контрастными и при этом гармоничными:
красный - зеленый; оранжевый — синий; желтый — фиолетовый. ќни, оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), станов€тс€ более насыщенными и усиливают €ркость друг друга (рис 2). Ќадо сказать, что
шите рыбки из лоскутков-уголков рыбки сшиты из €рких цветных уголков

контрастными сочетани€ми в издели€х нужно пользоватьс€ с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавл€ть друг друга, особенно это свойственно красному, желтому и оранжевому. Ќедаром ткани таких цветов нередко используют как отделку, всего лишь, чтобы подчеркнуть основной цвет издели€ (рис. 3).
Ѕолее изысканным и сложным цветовым сочетанием прин€то считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный — желтый — синий; зеленый — фиолетовый — оранжевый и т. д. »менно подобные сочетани€ часто встречаютс€ на крыль€х бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.
÷вета соседних секторов внос€т дисгармонию, и не стоит их соедин€ть вместе, к примеру, красный с оранжевым. ƒисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет, скажем, между красным и оранжевым ввести немного черного, а между желтым и оранжевым — серый.
ј теперь несколько рекомендаций, к которым следует прислушатьс€.
1. ѕри электрическом свете под желтыми лучами лампочки цвета станов€тс€ «теплее». ѕоэтому подбирать все лоскуты дл€ издели€ нужно при одинаковом освещении, лучше дневном.
2. Ќаиболее удачный вариант сочетани€ пестрой и однотонной ткани, если гладкокралiена€ ткань повтор€ет одну из красок пестрой.
3. «–аст€жка» или «раскат» цвета — это его плавный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например, от светлого к темному или наоборот. ѕользу€сь этим приемом в лоскутном шитье, используют гладкокрашеные ткани, а также с мелким рисунком.
4. Ќе следует располагать р€дом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, скажем, зеленый с желтизной и зеленый с синеватым опенком.
5. Ѕудьте внимательны, «сочин€€» широкий волан или кайму дл€ покрывала. —ледите, чтобы слишком €рка€ отделка не «убила» основной цветовой узор — такое бывает.
6. ќсторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Ѕелый цвет в изделии буквально «кричит», за€вл€€ о себе, черный же, наоборот, «проваливаетс€» среди пестроты. »спользуйте эти цвета в отделках: бейках, шнурках, узких кантиках.

 

Ћќ— ”“Ќјя  ј–“ќ“≈ ј

ѕеструю клумбу из отутюженных лоскутиков необходимо рассортировать по цвету. ѕроще всего это сделать, если вз€ть за основу шестисекторный цветовой круг.
¬се лоскутики разложите по цвету на шесть групп, соответственно секторам круга: красные (всех оттенков) — должны оказатьс€ в одной группе, лоскуты оранжевых оттенков в другой и т. д.
Ѕелые, черные и серые (нейтральные цвета) — соедините в отдельную группу.
»з тканей в горох, клетку и полоску образуйте еще три группы.
“еперь наведите пор€док внутри групп: от каждого лоскута отрежьте по небольшому кусочку и нанижите на булавку в определенном пор€дке: сначала лоскутики темных тонов, затем — все более и более светлых. ѕолучалась красочна€ весела€ картотека (рис. 4).
ќсталось лоскутики каждой группы поместить в свой полиэтиленовый пакет (лучше прозрачный), а картотеку приколоть на картон, чтобы всегда была под рукой. ≈ще лучше, если она будет в двух экземпл€рах, тогда одну булавку прикалывают на картон, а вторую с таким же точно набором лоскутиков — к пакету, где они хран€тс€.
ѕон€тно, что содержимое картотеки непосто€нно: в ней по€вл€ютс€ новые кусочки ткани, а образцы израсходованной — удал€ют. –ачительные хоз€йки собирают их в отдельный мешочек — в дальнейшем даже небольшой лоскутак может пригодитьс€, в чем вы скоро убедитесь.
—реди тех, кто занимаетс€ лоскутньтм шитьем — назовем их уважительно «лоскутниць», — практикуетс€ обмен лоскутами. “ак вот, нужный лоскутик можно легко и быстро найти в чужой картотеке и предложить взамен ознакомитьс€ со своей.

шитье из лоскутов