√–јћћј“» ј ћј –јћ≈

1 2 3 4 5

¬сем известно при€тное чувство, которое испытываешь при виде рукотворных вещей, сделанных искусными мастерами. ќсобенно радуют вещи из природного материала: дерева, шерст€ной пр€жи, веревок.
„то касаетс€ серых невзрачных веревок, то издели€ из них не только радуют, но и удивл€ют своей своеобразной фактурой, причудливым переплетением нитей и оригинальными дополнени€ми из другого материала (дерево, керамика). ќпыный мастер знает не только правила зав€зывани€ узлов, но и другие тонкости ремесла, которые примен€ет в работе. ќн умеет вплести между узлами разнообразные декоративные элементы, украсить вещь бахромой или кист€ми, незаметно расширить или сузить полотно.
‘≈—“ќЌџ. ‘естонами, как правило, украшают верхний край издели€ Ч наборный р€д. »ногда фестонами заканчивают низ издели€, а такке выплетают с боковых краев. —делайте несколько различных фестонов. ƒл€ этого приготовьте нити длиной
по 25 - 30 см.
фестон-пико. —ложите нить вдвое, подложите петлей вверх под основу (высота петли 1,5 Ч 2 см) и заколите булавкой (рис. 96, а). «атем каждым концом зав€жите на основе по 1 горизонтальному репсовому узлу (рис. 96, 6) Ч под булавкой получилс€ фестон.
‘естон-пико можно расширить, закрел€в под ним на основе (способом 2) 1 Ч 2 дополнительные нити (рис. 96, в).
‘естон Ч двойное пико. ѕриготовьте 2 нити и одной из них выполните пико высотой 0,5 Ч 1 см. «аколите булавкой сложенную вдвое 2-ю нить выше 1-й на « Ч 5 мм, закрепите концы 2-й нити на основе горизонтальными репсовыми узлами по обе стороны от 1-го пико (рис. 97).
‘естон Ч тройное пико (рис. 98). —начала выложите нижний фестон Ч самый маленький, затем средний и верхний. »нтервалы между дугами фестонов « Ч 5 мм. ‘естон легко сделать более широким, навесив под ним на основу дополнительные киты.
‘естон Ч Ђфриволитеї (рис. 99). «акрепите на основе 2 нити репсовым узлом, оставив 1-й верхний конец немного длиннее верхнего 2-го. ¬ерхним 1-м концом оплетите узлами Ђфриволитеї верхний 2-й, оставл€€ пико после каждого узла или между парами узлов, и закрепите оба конца на основе репсовыми узлами.
‘естоны-лепестки из двойных плоских узлов. ѕриготовьте 2 нити, сложите пополам и приколите к подушке каждую в отдельности одна над другой через 5 мм. «ав€жите по 1 Ч 2 плоских двойных узла на 4 концах и закрепите их на основе (рис. 100).
ƒругой вариант подобного фестона: сложите пополам 2 нити, приколите к подушке, расположив их р€дом на одном уровне, зав€жите 1 двойлой плоский узел Ч получилс€ фестон с двум€ лепестками (рис. 101).
‘естон с трем€ лепестками. ≈го выполн€ют из трех нитей: каждую сложите пополам и закрепите булавками так, чтобы средн€€ петл€ была выше крайних. ƒалее выполните общий двойной плоский узел (1-4-1) и закрепите концы на основе, начина€ от середины к кра€м (рис. 102).
Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ѕЋ≈“≈Ќ»я. ¬ы познакомились пока только с одним способом изготовлени€ плетеного полотна: от булавки или наборного р€да вниз. ¬ зависимости от формы и размера издели€ используют и другие приемы. Ќапример, по€с удобнее ллести от его средней линии в обе стороны, если он заканчиваетс€ зав€зками, или от уголка, если он с пр€жкой; салфетку можно плести от центра вкруговую. ѕрежде чем приступать к выполнению вещи, необходимо продумать наиболее удобный и простой способ ее изготовлени€.
ѕлетение сверху вниз от наборного р€да в форме угла. “ак начинают по€с, клапан сумки, тесьму, а также панно с декоративным верхним краем.
ќдну или две нити, согнув углом, закрепл€ют булавками на подушке Ч это основа дл€ креплени€ нитей. »х навешивают способом 1, если нужен плотный наборный р€д (рис. 103, а), или способом 2 (рис. 103, 6), если необходим более жесткий край. ¬ любом случае нитги навешивают от вершины угла и начинают плетение сверху вниз от средних нитей.
”голок из вертикальных брид. —ложите петлей нить и приколите новую нить (1-ю) средней частью к
петле и как рабочей зав€жите 2 вертикальных репсовых узла на оба конца петли (рис. 104). —ледующей новой нитью (2-й) зав€жите 4 репсовых узла. „исло новых нитей зависит от высоты уголка. Ётот прием нередко используют при изготовлении листиков дл€ плетеных цветов.
јжурный уголок (рис. 105). ƒл€ его выполнени€ сложенные пополам 2 нити приколите булавками на одном уровне и зав€жите двойной плоский узел. ѕо обе стороны от узла немного ниже приколите еще по 1 сложенной пополам нити, зав€жите на каждых 4 нит€х по двойному плоскому узлу.

фестоны в макраме

 

”голок из горизонтальных брид. ѕри колите булавками 2 сложенные пополам нити и зав€жите на их концах двойной плоский узел. ѕод узлом закрепите горизонтально новую нить и зав€жите на нее все концы от узла горизонтальными репсовыми узлами. “очно так же приколите еще новую нить и закрепите на нее все верхние концы Ч уголок готов (рис. 106)
ѕлетение вкруговую. Ётот прием используют дл€ выполнени€ круглых или объемных полотен (салфетки, дно корзин и сосудов, кашпо). Ќаиболее просто и удобно начать плетение от небольшого жесткого кольца: на него навешивают нити (любым способом), закрепл€ют кольцо на подушке и плетут по кругу.  ольцо делают и по-другому. Ќарезают нити дл€ издели€ и одну из них используют как основу: на ее среднюю часть навешивают нити, концы от основы накладывают друг на друга и закрепл€ют на последний узел (рис. 107) и подт€гивают оба конца, пока основа с навешенными нит€ми не примет форму круга.
¬круговую можно плести и от квадратной основы: нарезают 8 нитей (1-€ Ч 4-€ Ч рабочие, 5-€ Ч 8-€ Чузелковые). –абочими нит€ми выполн€ют 4 горизонтальные бриды вплотную друг к другу (рис. 108) и далее плетуг по кругу
ѕлетение в обе стороны от средней линии полотна. ѕри таком способе работы каждую нить на подушке закрепл€ют или за середину (рис. 109, а), или способом 1, сложив каждую пополам (рис. 109, б), и затем разложив концы по обе стороны основы. ƒалее плетуг в обе стороны от креплени€, то есть выпон€ют вещь в два приема: закончив одну половину издели€, поворачивают подушку противоположной стороной и начинают другую половину издели€. “акое плетение удобно тем, что работают нит€ми, которые в два раза короче необходимой длины.

ѕлетена€ петл€ (рис. 110). — нее начинают выплетать кашпо, абажур, ошейник дл€ собаки. ѕодготовленные нити укладывают во всю длину и отмер€ют 20 см в средней части пучка нитей. ƒополнительную нить длиной 1,5 Ч 2 м складывают пополам, завод€т под пучок нитей в средней части и сплетают его концами нити как рабочими двойными плоскими узлами на длину 20 см. ќбразовавшуюс€ плоскую цепочку складывают пополам, соедин€ют все нити в пучок и сплетают его 2 Ч « двойными плоскими узлами, продолжа€ работать дополнительной нитью
Ќа рис. 111 показан еще один способ выполненют плетеной петли. ”кладывают вертикально поперек подушки все нити, подготовленные дл€ плетени€, и по кра€м располагают по одной метровой. ¬ обе стороны от креплени€ плетут короткими нит€ми как рабочими по 10 см цепочки из двойных плоских узлов. «атем пропускают цепочку сквозь прочное кольцо, перегибают петлей и закрепл€ют приемом Ђоплеткаї.
Ђќплеткаї. Ёто 5 Ч 10 горизонтальных витков. плотно обхватывающих пучок нитей. ќплетку можно сделать из дополнительной нити (тогда она может быть и цветной). ѕознакомьтесь с двум€ способами выполнени€ Ђоплеткиї.
I. ƒополнительную нить длиной 50 см сложите вдвое, перепустив концы на 10 см и 40 см ѕриложие ее к пучку нитей петлей
вверх, обмотайте пучок вместе с петлей длинным концом снизу вверх и проденьте этот конец в петлю. “еперь пот€ните за короткий конец, торчащий из-под Ђоплеткиї Ч верхний спр€четс€ под нее (рис. 112).
2 ѕриготовьте дополнительные нити: длино 20 см (тонкую, скольз€щую) и более толстую длиной 50 см. —ложите пополам тонкую нить и уложите петлей вниз на пучек нитей. ќдин конец толстой нити наложите на петлю так, чтобы концы ее тор-

чали сверху, и начинайте обматывать пучок сверху вниз. —делав 6 Ч 8 витков вплотную друг к другу, второй конец толстой нити опустите в петлю и выдерните тонкую нить за верхние концы (рис. 113). ≈сли толста€ нить не скрылась под Ђоплеткойї, подрежьте ее. »ногда вместо скольз€щей спицы используют шпильку дл€ волос.
—овет. ѕрежде чем выполн€ть Ђоплеткойї на толстом пучке нитей, перев€жите его тонкой нитью Ч работать удобнее, и нитки ровнее.
јжурное панно (рис. 114) выполнено с помощью уже знакомых вам приемов (см. рис. 107, 109, 110, 111)

√–јћћј“» ј ћј –јћ≈

1 2 3 4 5