√ќ“ќ¬»ћ—я ¬џЎ»¬ј“№

готовимс€ вышивать

Ќитки бывают натуральные (из хлопка, шелка, шерсти, льна, конопли и даже крапивы) и искусственные (из химических волокон). Ќередко натуральные смешивают с искусственными и получают нитки, совершенно новые по качеству. »спользуют также нити, выдернутые из лент, тесьмы, ткани, старых погон.
¬ древности умудр€лись вышивать жилами животных, волосом, украша€ одежду и предметы быта.
ѕеред вышиванием все нитки подбирают заранее (приклад). ≈сли среди них окажутс€ впервые по€вившиес€ в продаже или выдернутые из подсобного материала, то их необходимо проверить на прочность окраски. ƒл€ этого есть весьма простой способ: намочите нить, заложите в белую ткань и прогладьте гор€чим утюгом. ≈сли ткань окрасилась, нитки необходимо дополнительно обработать. ƒелаетс€ это так: нитки, смотанньхе в мотки, намыльте хоз€йственным мылом и залейте крутым кип€тком (налейте его побольше, нитки должны свободно плавать в воде).
ѕосто€нно помешива€, чтобы не образовалось п€тен, подержите мотки в воде 10-15 минут. ѕосле этого прополощите несколько раз в холодной воде и последний раз — в растворе воды с уксусом (на 1 стакан воды — 1 столова€ ложка уксуса). ¬ыньте нитки из раствора (его пока не выливайте), отожмите и проверьте прочность окраски. ≈сли нитки все же лин€ют, попробуйте следующее: добавьте в старый остывший раствор еще уксуса (норма та же), опустите в него мотки и, непрерывно помешива€, доведите до кипени€.  ип€тите в течение 5-6 минут.
ќсталось еще раз проверить окраску на прочность, и если нитки продолжают лин€ть, вышивать ими нельз€: они быстро выцветут, нарушив цветовую гамму узора, и, кроме того, стирать вьшитую вещь будет невозможно.
Ќадо сказать, что до изобретени€ химических красителей люди пользовались красками, которые получали из листьев, трав, цветов, коры, ботвы и даже хвороста.
Ќекоторые рецепты дошли до нашего времени. ¬ деревн€х до сих пор крас€т листь€ми березы (зеленовато-желтый цвет), шелухой лука (беж), цветками календулы или ноготков (оранжевый), лепестками васильков (синий), стебл€ми травы душицы (черный), корой лиственницы или травой (зеленый), желтой кувшинкой (желтый), болотной торф€ной гр€зью (коричневый цвет).
—охранившиес€ старинные вышивки и остатки истлевших, найденных при археологических раскопках, удивл€ют не только изысканностью и разнообразием цветовой гаммы, но и прочностью окраски: «прожив» долгую жизнь, они всего-навсего только слегка поблекли.
ѕодсказка. 1. Ќить дл€ работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы): отрезайте ее ножницами не поперек), а под острым углом — такой конец легче вдеть в иглу.


нить обрезают под острым углом

Ќить отрезают под острым углом

2. ƒлина рабочей нити не должна более 50 см, иначе она пугаетс€, лохматитс€ и замедл€ет темп работы.  стати, в старину говорили: «длинна€ нить — ленива€ девка»
3. ѕодбирайте нити дл€ вышивани€ при дневном освещении, так как электрический свет искажает цвета, особенно те, где присутствуют желтый и его оттенки.
»так, все нитки дл€ узора подобраны и проверены на прочность окраски — теперь нужно найти подход€щую ткань.
 ак выбрать ткань дл€ вышивки. ѕрежде несколько слов о внутреннем строении ткани — ее структуре, так как это имеет немаловажное значение при вышивании
≈сли внимательно рассмотреть любой кусочек ткани, то можно увидеть переплетени€ продольных и поперечных нитей (исключение составл€ют нетканые материалы). ѕродольные нити, идущие вдоль кромки, — это нити основы, поперечные — уток. ¬ одних ткан€х переплетени€ нитей основы и утка видны отчетливо, в других — еле заметны.
—амое простое переплетение — полотн€ное. ¬ таких ткан€х нити основы и утка чередуютс€ в шахматном пор€дке, лицева€ и изночна€ стороны — одинаковые.   ним относ€тс€ холст, полотно, рогожка, канва. “кани с полотн€ным переплетением используют дл€ вышивани€ по счету нитей, так называемыми счетными и строчевыми швами. Ёто швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «россыпь», крест и др.
 анва. ќ канве необходимо сказать особо. ќна бывает проста€ и двойна€. ѕроста€ — как сетка, у второй — нити основы и утка расположены парами двойна€ канва удобна дл€ вьшгивки крестом и его всевозможными разновидност€ми.
ѕеред началом работы канву накладывают на ткань, предназначенную дл€ вышивки, и пришивают швом «вперед иголку» сначала по долевой, а затем 3-4 раза по поперечным лини€м. “кань может быть с любым переплетением нитей. ”зор на закрепленной канве следует располагать вдоль нитей основы. ѕосле завершени€ работы канву удал€ют.
 анву нетрудно сделать самому. Ѕерут любую ткань полотн€ного переллетени€ и приблизительно отмечают на ней размер будущего узора. ќтсчитывают каждую третью долевую нить, приподнимают ее иглой, подрезают ножницами и выдергивают. “очно так же поступают с каждой третьей поперечной нитью. ¬ результате получаетс€ сетка из спаренных нитей, кажда€ клеточка которой соответствует одному крестику.
ѕодсказка 1. “щательно подбирайте цветной фон дл€ вышивки. ”читывайте все: какой цвет преобладает в узоре, будет ли он сочетатьс€ с цветом ткани, не сольетс€ ли цветной контур узора с фоном.
2. ƒл€ вьишивки по ранее намеченному рисунку (без счета нитей) год€тс€ все однотонные ткани, имеющие гладкую поверхность (сукно, драп, шерсть, шелк, батист, маркизет и т.п.).
ѕ€льцы. Ёто специальное приспособление дл€ нат€гивани€ ткани. ѕ€льцы бывают круглые, квадратные, пр€моугольные, из дерева, пластмассы или металла. добротно сделанные, они удобны в работе и надежно удерживают туго нат€нугую ткань.
ѕрежде чем заправить ткань в п€льцы, нужно найти в ней долевое направление нитей. ≈сли сохранилась кромка, то это сделать легко: кромка и есть показатель долевой. ¬ том случае, если кромка отсутствует, ткань необходимо пот€муть в разных направлени€х и определить, где она меньше всего т€нетс€ — вдоль этой линии и проход€т нити основы. ѕосле этого очень туго нат€гивают ткань в п€льцах: сначала по долевой, а затем поперек (по утку) и внимательно провер€ют, нет ли перекосов.
ѕодсказка1. »ногда заправл€ют в п€льцы мокрую, слегка накрахмаленную ткань; высыха€, она сжимаетс€ и сильно нат€гиваетс€.
2. ≈сли ткань во врем€ работы провисает или выскальзывает из п€лец, то узор может исказитьс€; поэтому врем€ от времени аккуратно подт€гивайте ее, стара€сь неперекосить.
«. Ќебольшой кусочек ткани, дл€ которого п€льцы оказались велики, нарастите любой другой тканью, приметав ее мелкими стежками. «акончив вышивку, вспомогательную ткань отпорите.
¬ышивание без п€лец. Ќекоторые швы удобнее вышивать без п€лец, такие, как «вперед иголку», «строчка», тамбурный и другие. “кань зажммают между большим и указательным пальцами, затем свободно кладут на указательный, средний и безым€нный и пропускают под мизинец. –абота€, ткань не нат€гивают слишком туго: большим пальцем ее придерживают посильнее, а мизинцем — слегка, тогда не будет перекосов в узоре.

положение рук при вышивании без п€лец

ѕоложение рук при вышивании без п€лец

ѕостарайтесь с первых шагов обучени€ правильно держать ткань в руках — вам будет намного удобнее работать, чем вышивальщицам, которые привыкли располагать ткань на одном пальце (указательном), туго нат€гива€ ее.
»голки. ƒл€ вьшивани€ нужны иголки разной толщины и длины. ” каждой иглы есть свой «личный» номер от 0 до 12. „ем толще игла, тем больше ее номер.
ќчень тонкими иголочками є 0—1 пришивают бусины, бисер — мелкие сплюснутые бусинки, стекл€рус — небольшие отрезки тонкой стекл€нной трубочки, маленькие пуговички с крошечными отверсти€ми.
»голки є 2—« используют, работа€ на тонких ткан€х: батисте, маркизете, шелке.
»голки є 4—5 (средн€€ толщина) необходимы дл€ вышивани€ на льн€ных ткан€х.
“олстые иглы є 6—12 с большим ушком — «цыганские» — незаменимых при вышивании толстыми шерст€ными и синтетическими нит€ми, а также ирисом и тесьмой.
ѕодсказка. 1. —амый лучший способ хранени€ иголок — «душиста€» игольница. »з сукна или другой прочной ткани сшейте небольшой мешочек (к примеру 7х7 см), туго набейте его опилками и сухими листь€ми м€ты или другой душистой травой, котора€ вам больше нравитс€. ¬ качестве игольницы можно также использовать школьный ластик, поролон, пористую резину.
2. –жавчвму с иглы можно устранить, воткнув ее несколько раз в игольницу с опилками.
3. Ќа плотно ткани легче вышивать «намыленной» иглой.
4. ≈сли в работе несколько игл, будьте очень осторожны: потер€нна€ игла может принести немало бед. —оветуем до и после работы пересчитывать иглы.
5. Ѕыстрее вдеть нить в иглу помогает нитковдеватель — специальное приспособление дл€ рукодели€, как правило, его
продают вместе с набором игл.
Ќаперсток. ѕро него так и хочетс€ сказать: «ћал золотиик, да дорог». ≈сли наперсток правильно подобран и удобно сидит на среднем пальце, то становитс€ незаменимым помощником при шитье и вышивании: люба€ плотна€ толста€ ткань прошиваетс€ иглой безболезненно дл€ пальца.
Ќаши бабушки предпочитали наперстки кост€ные, золотые или серебр€ные с позолотой внутри. “еперь наперстки изготавливают из металла и пластмассы, самые прочные — из стали.
ќпытные рукодельницы с уважением относ€тс€ к этому маленькому предмету, привыкают к нему и пользуютс€, пока наперсток совсем не «изрешетитс€» от уколов иголки.
ѕодсказка. 1. ≈сли наперсток велик, чуть сдавите его ободок, превратив из круглого в слегка овальный, и тогда он удобно с€дет на палец. ≈сли наперсток мал, сжимает палец, им пользоватьс€ нельз€.
2. Ѕолее удобен дл€ вышивки наперсток с закрытым донцем, на котором, как и с боков, размещены вдавленные €чейки.
Ќожницы, шило и другие нужные вещи. ќпытные вьшивальщицы, усажива€сь за работу, кладуг по правую руку острые маленькие ножницы с загнутыми кра€ми и обычные — средней величины.  ольца ножниц «смотр€т» на мастерицу, чтобы их можно было быстро, не гл€д€, вз€ть в руки, не наткнувш€сь на острые концы.
ћаленькими ножницами отрезают «хвосгики» агработатшых нтлей, надрезают шли внутри ткани при строчевых работах.
Ќожницами средней величины разрезают мотк€, подраваивают кра€ ткани.
≈ще необходимо иметь большие ножницы дл€ раскро€ и ножницы «зиг-заг» дл€ обработки краев ткани зубчикам€.
Ўило пригодитс€ тем, кто захочет вышивать на коже, войлоке и других очень толстых, плотных материалах.
 роме того, необходимо иметь: папку дл€ хранени€ рисунков, простые и цветные карандаши, авторучку, фломастеры, кальку, миллиметровую и копировальную бумагу, линейку и сантиметровую ленту.
 ак перенести рисунок на бумагу. ѕроще всего перевести его с бумаги через кальку или копировальную бумагу, потруднее — скопировать узор с готовой вышивки.
1.  альку накладывают на рисунок, изображенный на бумаге, закрепл€ют по кра€м булавками или скрепками, чтобы не сдвинуть, и обвод€т твердо-м€гким карандашом (“ћ) или фломастером.
2. Ќебольшие рисунки (размером не более листа копировальной бумаги) перевод€т через «копирку», приколов кнопками к фанерке: вверху — рисунок, в середине — копировальна€ бумага «гр€зной» стороной вниз и снизу — чистый лист бумаги.
3. ¬ышитый узор переснимают так:
готовое изделие накрывают стеклом, на него кладут прозрачную бумагу, фиксируют кра€ кле€щей лентой или грузиками и обвод€т контуры узора карандашом или фломастером.
4. ≈сли нет прозрачной бумаги, узор с ткани перевод€т «бабушкиным» способом: накладывают на него непрозрачный лист бумаги, закрепл€ют по кра€м булавками и трут по бумаге алюминиевой ложкой, пока не про€витс€ весь контур узора. Ѕумагу снимают и поправл€ют переведенный контур карандашом, свер€€сь с оригиналом.
ѕ€ть способов перевода рисунка на ткань.  акой из них выбрать, зависит от цвета ткани (светла€ или темна€) и особенностей ее поверхности — фактуры (гладка€ или ворсиста€).  роме того, учитываетс€ техника вышивани€ (по счету нитей или свободна€ вышивка). Ќачнем с самою простого способа.
1. ѕеревод рисунка через «копирку». “ак перевод€т рисунки на гладкие ткани любого цвета: дл€ светлой ткани беруг темную «копирку», дл€ темной светлую (желтую, красную).
Ќа хорошо отутюженную ткань накладываiот копировальную бумагу «гр€зной»> стороной вниз и сверху прикалывают булавками рисунок, стара€сь не двигать «копиркой» по ткани, чтобы не испачкать ее. ƒалее обвод€т рисунок остро отточенным карандашом (ткань должна лежать на твердой поверхности).
2. «ѕрипорохом» через трафарет перевод€т рисунок на ткань любого цвета и фактуры, в том числе и на бархат.
—начала готов€т трафарет. Ќа м€гкую подстилку кладут чистый лист бумаги и на него рисунок. «атем шилом или иглой прокалывают контур рисунка через каждые 2 мм. “рафарет готов, осталось счистить с него выплуклости от проколов. ƒл€ этого достаточно протереть трафарет наждачной бумагой со стороны, где видны вылуклости. ƒалее смешивают машинное масло или керосин с зубным порошком и получают смесь, похожую на густую сметану, — это дл€ темных тканей. ƒл€ светлых — зубной порошок замен€ют синькой или сажей. “еперь трафарет накладывают на ткань и провод€т по нему ватным тампоном, смоченным в смеси и хорошо отжатым: через проколы смесь попадает на ткань, оставл€€ следы- точки — точную копию рисунка.
3. –исунок на темную гладкую ткань можно перевести с помощью компрессной бумаги.
“кань кладут на твердую поверхность, накрывают компрессной бумагой вощаной стороной вниз, сверху помещают рисунок и скрепл€ют все три сло€ булавками.
«атем обвод€т рисунок карандашом, освобождают ткань и на ней цветным светлым карандашом усиливают изображение.

перевод узора способом припорох на ткань

ѕеревод узора способом "припорох"

4. ƒл€ темных ворсовых тканей используют способ перевода рисунка с помощью целлофана, кальки или папиросной бумаги.
ѕрежде перерисовывают рисунок с бумаги на целлофан (авторучкой) или прозрачную бумагу, затем накладывают рисунок на ткань, закрепл€ют булавками и по контуру прострачивают на швейной машинке или прошивают швом «вперед иголку» (наметка). ѕотом удал€ют булавки и бумагу. ¬ышивают узор и, закончив работу, наметку выдергивают.
5. ѕеревод рисунка на ткань с помощью светового €щика. Ётот способ примен€ют не только вышивальщицы, работа€ со светлой прозрачной тканью, но и профессиональные художники-графики. ќни используют световой €щик, когда рисунок в карандаше необходимо скопировать тушью на чистом листе бумаги.
—ветовой €щик легко сделать самому. Ќа дно обычного дерев€нного €щика став€т настольную лампу или фиксируют электрическую лампочку и накрывают €щик стеклом. ƒалее все просто: на стекло кладуг рисунок, на него — прозрачную ткань, дл€ надежности скрепл€ют их булавками, включают свет и обвод€т контур рисунка острым м€гким карандашом (ћ —2ћ)
 ак увеличить или уменьшить рисунок. ”величивать или уменьшать рисунок начинают с одного и того же: готовый рисунок разлиновывают на одинаковые квадраты произвольной величины, как бы превраща€ его в «шахматную доску». ¬ каждом квадрате окажете€ свой «кусочек» рисунка. ƒл€ удобства квадраты помечают цифрами и буквами. “еперь на чистый лист бумаги нанос€т то же число квадратов, но другого размера: дл€ увеличени€ рисунка вычерчивают большие квадраты, дл€ уменьшени€ — маленькие. «атем последовательно рисуют в каждом квадрате, и постепенно из частей возникает целый рисунок.
–азумеетс€, чем меньше квадраты, тем больше их помещаетс€ в рисунке и тем точнее копи€.

разбивка рисунка на квадраты

–азбивка рисунка на квадраты

увеличение рисунка

”величенный рисунок