Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. ЛИФ, ВОРОТНИКИ

1 2

наколка на манекене наколка на манекене


Перевод вытачки в линию бокового среза. На полочке лифа закрывают верхнюю вытачку и от ее вершины намечают новое направление линии ниже проймы (рис. 173, а). В аналогичных переводах вытачки в боковой срез, линию талии, горловину и т. д. используется тот же принцип. По намеченной линии полочку разрезают и ткань раздвигают, получая контуры новой вытачки. Затем полочку с очертаниями новой вытачки (рис. 173, 6) переводят на бумагу.
Перевод вытачки в линию рельефа, идущего от линии п р о й м ы (рис. 174, а; подрезной бочок). Линию рельефа намечают на основе полочки (на манекёне), сколов предварительно верхнюю вытачку (рис. 174, 6). От линии проймьт (карандашом) проводят плавную линию, соединяя ее с вытачкой по линии талии.

По намеченной линии полочку разрезают, отчего вытачка перемещается в линию рельефа (рис. 174, в).
наколка на манекене наколка на манекене

Перевод вытачки в линию рельефа, идущего от     п л е ч е в о г о с р е з а. Плотное прилегание лифа может быть достигнуто применением рельефных швов (рис. 175, а). Эти швы являются конструктивно-декоративными, поэтому их расположение должно быть не только правильным, но и красивым.
Следует предварительно наметить линию такого шва, проверить правильность направления верхней вытачки и вытачки по линии талии, так как они составляют основу рельефного шва, совмещаясь с ним. Полочку удлиняют ниже линии талии, расширяя по боковому срезу. Ее прикалывают к манекену; при этом закрывают обе вытачки, Вытачку по линии талии закалывают донизу.

Для проверки линии рельефа можно использовать полоску тесьмы, которую накалывают на манекен. Примеры неправильного расположения рельефных швов показаны на рис. 175, 6 и е. После того как найдено правильное расположение швов (рис. 175, г), верхнюю вытачку соединяют с вытачкой по линии талии и полочку по намеченным линиям разрезают (рис. 175, д).

     
наколка на манекене наколка на манекене


Перевод вытачки в линию кокетки. Требуемую линию кокетки намечают на манекене. Основу полочки прикалывают к манекену. Вытачку закрывают. Карандашом, цветным мелом или тонкой тесьмой намечают линию кокетки (рис. 176, а). Она может быть круглой (рис. 176, 6), мысом (рис. 176, в), прямой (рис. 176, г), маленькой или большой, высоко или низко расположенной. В зависимости от того, с чем мы имеем дело — блузкой, жакетом или пальто, кокетку надо делать такой, чтобы она соответствовала размеру всего изделия.
После того как линия кокетки намечена, полочку с закрытой верхней вытачкой разрезают, верхнюю часть полочки переводят на бумагу, а нижнюю раздвигают, образуя припуск на сборки. В результате вытачка совмещается с линией кокетки (рис. 176, д). Далее детали полочки с припуском на швы снова надевают на манекен для окончательного оформления линии кокетки.

наколка на манекене наколка на манекене


Перевод вытачки от линии горловины и ее различное оформление. Полочку с заранее переведенной в горловину вытачкой накалывают на манекен и в зависимости от фасона излишки ткани распределяют в сборки (рис. 177, а), мягкие равномерные встречные складочки или вытачки (рис. 177, 6). Вытачку, направленную от горловины, можно также оформлять в виде линии подреза со сборками. В этом случае полочку накалывают на манекен, закрывают вытачку и намечают линию подреза (рис. 177, в). По намеченной линии полочку разрезают, ее верхнюю часть выпрямляют, излишки ткани срезают. Ткань по нижней части вытачки распределяют в виде пучка сборок (рис. 177, г).
На рис. 177, д показана полочка лифа с новыми контурами переведенной и оформленной вытачки.
Перевод вытачки в линию талии и ее различное оформление. Чтобы оформить вытачку в виде мягких защипов (рис. 178, а), ее надо разделить на две (рис. 178, 6) и оформить на манекене.

наколка на манекене

Рис. 179

наколка на манекене


На рис. 179, а изображен лиф со сборками и с расположенным несколько выше линии талии корсажем. Для получения лифа такой формы полочку с переведенной по линии талии вытачкой накалывают на манекен. Вытачку закрывают и намечают линию подреза, по которой полочку разрезают (рис. 179,6). Нижнюю часть лифа с закрытой вытачкой переводят на бумагу, а верхнюю (если требуется больше сборок) разрезают и разводят (рис. 179, в).
Окончательное оформление полочки производят на манекене в соответствии с эскизом модели или рисунком журнала мод.
Спинка лифа усложненной формы, так же как и полочка, может быть различной: с напуском, кокеткой, встречной складкой, мелкими защипами у горловины, рельефными линиями и т. д.

На рис. 180, а изображен лиф с напуском сзади по линии талии. Чтобы видоизменить основу спинки, ее накалывают на манекен, удлиняют и разводят на требуемую ширину (рис. 180, 6). При расширении спинки пройму следует восстановить по основе, так как ее конфигурация изменилась. далее спинку переводят на бумагу или ткань и проверяют на манекене (рис. 180, в).
наколк а на манекене наколка на манекене

Для выполнения спинки с кокеткой различной формы основу спинки накалывают на манекен, карандашом или цветным мелом намечают линию кокетки (рис. 181, а). Основу разрезают; кокетка при этом сохраняет свои очертания. Вместо маленькой вытачки делают небольшую посадку плечевого среза. Нижнюю часть спинки (рис. 181, 6) присбаривают до требуемой ширины. Боковой срез выравнивают. Макет копируют на новой ткани.
На рис. 181, в показано окончательное оформление спинки на манекене.
Лиф с цельнокроеным рукавом. В этом случае лиф и рукав составляют одно целое — линия проймы отсутствует.
В народной одежде лиф с цельнокроеным рукавом существует с незапамятных времен. В современном европейском костюме он впервые появился в начале ХХ в. Характерным здесь является мягкость формы, достигаемая драпировкой подкройных деталей (рис. 182).
Цельнокроеный рукав, соперничая с втачным, продержался в начале ХХ в. недолго. Затем он то исчезает, то вновь появляется. В 1938—1940 гг. после большого перерыва цельнокроеный рукав постепенно, но очень прочно входит в моду наравне с втачным. В период отказа от искусственно расширенной линии плеча этот покрой вытесняет втачной рукав и на известный период (3—5 лет) является ведущим.
По форме лиф с цельнокроеным рукавом может быть самым разнообразным: от свободного, широкого, мешковатого до плотно облегающего фигуру. Под влиянием моды он постоянно изменяется.
Рассмотрим в качестве примера несколько лифов с цельнокроеным рукавом разнообразных форм и покроев.

     
наколка на манекененаколка на манекене наколка на манекене наколка на манекене
Рис. 183
 
На рис. 183, а изображен лиф широкой свободной формы, с напуском по линии талии. Грудь четко не выявлена. Отсутствует плечевой шов, замененный сгибом ткани. Вместо вытачек излишки ткани сведены под пройму и в линию талии, образуя глубокие радиальные заломы под проймой и на рукаве.

Боковой шов плавно переходит в нижний шов рукава, что типично для кроя народной одежды.
Процесс формирования лифа такой формы следующий.
Берут прямоугольный кусок ткани, равный длине переда и спинки лифа с припуском 10—15 см (на напуск). При длинном рукаве макетную ткань надставляют. Ткань перегибают пополам (с небольшим переходом в сторону полочки) и накалывают на манекен по нити основы, К манекену прикалывают руку, выполненную из ткани темного цвета и набитую ватой или мелким лоскутом.
Наколку начинают спереди от линии талии вверх, оставляя необходимый запас на напуск. Последовательность закалывания булавок показана на рис. 183, 6. Дойдя до горловины, ткань вырезают по контуру основания шеи. Далее наколку осуществляют на спинке, закрепляя ткань по линии середины спины манекена сверху вниз. Затем снова переходят к наколке переда лифа. Излишки ткани, предназначенные для формирования вытачек, делят на две части, сводят под пройму и на талию и временно скрепляют булавками (рис. 183, в).
Образовав напуск на талии и придав тем самым лифу свободную форму, временные булавки вынимают, а ткань равномерно распределяют по линии талии (рис. 183, г), делая защипы, вытачки, сборки как спереди, так и на спинке. Определяют положение бокового шва по линии середины бока манекена. Перед и спинку скалывают вместе внизу у талии. Намечают ширину и длину рукава. Из соответствующих полученных точек прокладывают линию бокового шва лифа и нижнего шва рукава (см. рис. 183, 6, г), которая определяет будущую форму лифа. Причем сначала эту линию следует наметить так, как показано пунктиром на рис. 183, 6, обеспечивая наибольший напуск и мешковатость под проймой. Затем излишки ткани срезают; линию шва после этого можно немного изменить (см. контурную линию на рис. 183, д); в результате лиф принимает окончательную форму.
Пригнать шов плотно по фигуре нельзя, иначе трудно будет поднимать руки; лиф будет тянуть, перекашиваться, вздергиваться на талии.
После окончательной проверки макет снимают с манекена и проверяют на плоскости. На рис. 183, д изображена готовая выкройка (по принципу распашонки). Вертикальными пунктирными линиями отмечены линии коротких рукавов.

    

наколка на манекене

Рис. 185

лиф с сильнорасширенными плечами

Рис. 185

лиф прямой формы лиф с вытачкой на талии лиф
    


Форма лифа, показанного на рис. 184, отличается от предыдущей высоко поднятыми и сильно расширенными плечами. В остальном принцип формирования лифа тот же.
На рис. 185, а силуэт сохраняет расширенную линию плеча, но в форме лифа заметно уменьшение мягкости и мешковатости. На рис. 185, 6 показаны изменения в покрое, выразившиеся в наличии верхних швов рукава. Форму лифа уточняют на манекене по принципу, который был  указан выше. Пунктирными линиями показана линия низа длинного рукава.
С возвращением к естественным пропорциям (1952—1953 гг.) и с отказом от подплечиков в форме лифа с цельнокроеным рукавом происходят коренные изменения. Исчезают мешковатость, напуск по линии талии, свободная форма, мягкие вертикальные заломы; появляется естественная линия плеча; лиф становится стройнее.
На рис. 186 изображен лиф прямой формы. В покрое использованы вытачки от бокового среза (под проймой). Верхний шов рукава расположен под большим скосом, а нижний—плавный, более прилегающий под проймой. При этом покрое следует применять мягкие, эластичные ткани или трикотажное полотно. Использовать упругие, жесткие ткани не следует. Такой покрой не допускает также прилегающей формы лифа.
Этим, конечно, не ограничивается разнообразие решений лифа с цельнокроеным рукавом: изменения в моде приводят к созданию новых конструкций, обеспечивающих как плотное прилегание, так и большую свободу в движении, достигают последнего дальнейшим усовершенствованием конструкции (еще большим скосом верхних срезов рукавов и введением подрезов и ластовиц).
Рассмотрим два примера. Лиф с вытачкой, переведенной по линии талии, с коротким рукавом показан на рис. 187. Здесь применен подрез как продолжение нижнего среза рукава. Другой лиф (рис. 188) же, более прилегающий, что достигается применением более глубокого подреза и вытачек от бокового среза (под проймой) и по линии талии. Рукав полудлинный, узкий.
Рассмотрим более подробно формирование подобного рода лифов на манекене.

лиф лиф


На рис. 189 показаны основные принципы формирования полочек лифа. Верхний срез рукава намечается под большим скосом. В одних случаях (рис. 189, а) вытачка формируется по линии талии, благодаря чему нить утка располагается наклонно. Применяется подрез как продолжение нижнего среза рукава.

В других случаях (рис. 189, 6) вытачка переведена под пройму. Подрез делают более глубоким, под углом 600 к нижнему срезу рукава. Пить утка расположена горизонтально. Талиевая вытачка создает плотное прилегание лифа. Линии короткого и длиной 3/4 рукавов показаны пунктиром.     

Спинка лифа (рис. 190, а) может быть использована в обоих случаях с возможным изменением линии подреза. При скалывании верхнего шва рукава надо следить за его правильным направлением (лучше с помощью тесьмы или булавок). Исходным здесь является плечевой шов лифа с втачным рукавом: этот шов надо плавно продолжить до низа рукава (рис. 190, 6). Смещение этого шва вперед или назад недопустимо, поскольку нарушится баланс лифа.
Правильно наметив линию шва, срезают излишки ткани.
Окончательно скалывая полочку и спинку по линии верхнего шва рукава, на спинке делают посадку в 1,5—2 см, а также маленькую вытачку. На полочке соответственно делают оттяжку (см. рис. 189). И оттяжка, и посадка влияют на характер заломов, которые должны быть направлены вертикально.
По линии талии лиф закалывают плотно по фигуре. Намечают линию бокового шва; полочку со спинкой скалывают до линии проймы (рис. 190, в).
Далее определяют длину и ширину рукава. В рассматриваемых примерах рукав длинный. От намеченной точки длины рукава скалывают его нижний шов. При этом следят за тем, чтобы на ткани не было перекосов.
Если рукав узкий, то по нижнему срезу на локте делают вытачки (см. рис. 190, а).
Намечают линию подреза для ластовицы. С этой целью надо поднять руку манекена вверх и определить на полочке и спинке линии подреза одинаковой длины (7—8 см) под равным углом к линии шва (см. рис. 190, а).

пошив рукавов пошив рукавов пошив рукавов
пошив рукавов
Рис. 191


Форма ластовицы определяется длиной разреза и длиной рукава. Для короткого рукава применяют полуластовицу (рис. 191, а), для длинного и полудлинного рукавов — ластовицу в форме ромба (рис. 191, 6).
Размеры ластовиц могут меняться (см. пунктирные линии на рис. 191, 6).
Иногда ластовицу заменяют вставным бочком (рис. 191, в), особенно при работе с легко осыпающимися тканями. Срезы боковых швов уравнивают с бочками.
На рис. 191, г, д, е показаны готовьте выкройки для трех последних примеров.

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. ЛИФ, ВОРОТНИКИ

1 2

Реклама