Построение основы женского платья Моделирование вытачек Для полных женщин Шьем для детей Технология пошива платья Технология пошива платья Шьем для мужчин Шитье из лоскутков
СОДЕРЖАНИЕ
На главную страницу

ОДЕЖДА И КОСТЮМ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ. КОМПОЗИЦИЯ.
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА — РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

ПРОПОРЦИИ В ОДЕЖДЕ. РИТМ

ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

ТКАНЬ. Физико-механические свойства тканей

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ)

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Лиф, воротники

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Рукава

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ. Юбки

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕГКОГО ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕГКОГО ПЛАТЬЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО БЕЛЬЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ

1 2


Юбки

пошив юбок пошив юбок
Рис. 232


Юбка — это нижняя часть различных видов женской одежды. По своей форме юбки прошлых столетий были очень разнообразны. Характерным было то, что они составляли большую часть платья. Временами лиф казался миниатюрным по сравнению с гиперболическим размером юбок (см. стр. 100, рис. 80). Временами юбки были настолько вычурны и сложны по своей форме, что все внимание сосредоточивалось на оформлении юбок (см. стр. 70 фижмы, турнюр).
Приведем несколько характерных примеров юбок позапрошлого столетия и разберем их конструктивную основу. На рис. 232, а показана юбка 60-х годов, состоящая из горизонтально направленных оборок, поддерживаемых металлическим каркасом (кринолином).
Позднее (1865 г.) появляется юбка с сильно скошенным полотном (по среднему шву) сзади, имеющая в профиль силуэт треугольника (рис. 232, 6). Юбка, изображенная на рис. 232, в, характерна тем, что ее переднее полотнище резко отличается от заднего. Спереди юбка состоит из воланов или задрапированной ткани, а сзади оформлена огромным турнюром, как правило, из ткани другого цвета и другой фактуры.

В начале ХХ в. юбки стали значительно проще. На рис. 232, г представлена юбка, плотно облегающая фигуру спереди, с большим количеством глубоких фалд сзади, переходящих в длинный шлейф. Юбка кроилась с расширением по среднему шву сзади. В этот шов вставлялись косые клинья, придававшие юбке большую пышность сзади.

        Последнему периоду существования длинной (до пола) юбки (в каждодневной одежде 1910—1914 гг.) было характерно общее направление моды — украшательство, детализация, перегрузка. Низ юбки украшали бейками, пуговицами, буфами (см. стр. 111, рис. 93 и стр. 149, рис. 138, а). Современные юбки сильно упрощены по сравнению с юбками прошлых столетий.
пошив юбок пошив юбок пошив юбок пошив юбок пошив юбок пошив юбок
Рис. 233

Юбка может быть как отдельным, самостоятельным изделием (рис. 233, а), так и частью платья (рис. 233, 6), костюма (рис. 233, в), пальто (рис. 233, г). Если юбка является частью изделия, то при композиционной разработке необходимо помнить о ее связи с лифом.
Юбка является видом одежды, имеющей конструктивные пояса линии талии и тазобедренный. Чаще всего опорной линией является линия талии. В изделиях, где линия талии занижена и перемещена на бедра, опорной линией служит бедренный пояс. Так было в период моды 1925—1927 гг. (рис. 233, д). Тенденция смещения линии талии на линию бедер наблюдается и в силуэтах современной одежды (рис. 233, е).
По форме современные юбки очень разнообразны, однако все их можно выделить в пять основных групп:
1) прямые узкие юбки, юбки с запахом;
2) юбки слегка расширенные в форме трапеции, состоящие из клиньев;
З) юбки широкие со сборками;
4) юбки в складку;
5) юбки покроя клеш (колокол).
Это деление не исчерпывает всех разновидностей юбок. Любая юбка, сохраняя в основном свою форму, может быть изменена и дополнена внутренней встречной складкой, складками по линии швов, вставными клиньями, кокеткой, бейками или оборками по низу и т. д. (см. рис. 67, 92, 102).
Степень облегания талии и бедер зависит от формы юбки. Так, в узких прямых и суженных книзу юбках полностью выявляются линии талии и бедер. Если юбка широкая, то линия талии выявлена, а линия бедер полностью скрыта. В юбках из клиньев и юбках покроя клеш линия талии также выявлена, тогда как линия бедер выявлена частично; здесь линия бедер является опорной, от нее юбка плавно расширяется книзу.
Разберем подробно юбки различных форм, их характерные черты и особенности формирования.
Юбка одношовная узкая.
юбка одношовная узкая

юбка одношовная узкая

 

юбка одношовная узкая

 

 
Рис. 235

Эта юбка имеет прямой силуэт. Она выявляет талию и обрисовывает контуры бедер. Низ юбки сохраняет ширину бедренного пояса (рис. 234). Форма этой юбки строится на одном шве на спинке и вытачках по линии талии. Такая юбка является основной классической, по которой можно построить целый ряд других: юбки двухшовную, четырехшовную, шестишовную, клеш.
Рассмотрим процесс создания формы одношовной юбки (половина макета) наколкой на манекене.
Предварительно снимают мерки: обхвата талии и бедер, длину юбки.
Размеры прямоугольного куска ткани, отрезанного по нити утка, определяют мерки половины обхвата бедер (плюс 2 см на свободное облегание, скалывание шва и подгиб) и длины юбки. Ткань накалывают по линии середины переда манекена по нити основы (первая булавка на линии талии, вторая и третья на линии бедер). С такой же последовательностью ткань накалывают по линии середины спины манекена. Закрепляя ткань, надо следить за правильным направлением нити утка, которая должна располагаться горизонтально по линии бедер. По нити утка накалывают булавки (рис. 235, а). Излишки ткани, образующиеся на талии, убирают в вытачки. В классической одношовной юбке делают по три вытачки (передняя, боковая и задняя). Для условно-пропорциональной фигуры величина раствора передней вытачки самая маленькая, а боковой — самая большая. Величина раствора вытачек зависит от разницы в обхватах бедер и талии. Поэтому, если фигура имеет отклонения от условно-пропорциональной, раствор вытачек изменяют. Например, при узкой талии и широких бедрах вытачки следует делать глубже. Если же талия широкая, а бедра узкие, вытачки должны быть неглу6окие. Длина вытачек также зависит от строения фигуры. Если талия узкая, а бедра широкие, низко расположенные, вытачки следует делать длинные. При низкой талии и широких, высоко расположенных бедрах вытачки должны быть короче.
Для правильного определения глубины вытачек ткань располагают так, чтобы нить основы имела строго вертикальное направление по всей длине и располагалась под прямым углом к нити утка.
После того как определен раствор каждой из вытачек, излишки ткани заправляют внутрь и вытачки закрепляют булавками.
Так же как и в лифе, здесь необходимо соблюдать правильное направление вытачек, увязывая их с контурными линиями фигуры.
На рис. 235, 6, в показаны примеры неправильного расположения передних вытачек. В обоих случаях вытачки не согласованы с линией бедер и, кроме того, в первом случае вытачка расположена слишком близко, а во втором слишком далеко от линии середины переда. На рис. 235, г направление вытачки правильное.
Боковую вытачку располагают по линии бока манекена с небольшим отклонением в сторону спинки (1,5—2 см). На рис. 235, д, е показаны примеры неверного расположения нити утка и боковой вытачки, что влечет за собой перекос и вздергивание юбки. Правильное ее расположение указано на рис. 235,ж.
Заколов вытачки, ткань накалывают по линии талии, затем проверяют длину юбки спереди, сбоку и сзади.

юбка одношовная узкая юбка одношовная узкая юбка одношовная узкая


В одношовной юбке количество вытачек может быть увеличено до четырех (рис. 236). Передняя вытачка может быть заменена мягкими защипами, которые формируют в виде прямых параллельных складочек, или одной встречной складки.
Макет юбки снимают с манекена, по контурам вытачек прокладывают нитки или делают разметки карандашом. Далее макет уточняют на плоскости (рис. 237).
       Юбка узкая с запахом. Силуэт этой юбки прямой. Четко выявляются талия и бедра. 3апах может быть расположен сзади или спереди (с левой стороны, рис. 238, а). Юбку накалывают целиком. Для этого следует увеличить ширину макетной ткани до 130 - 140 см. Ткань накалывают спереди по линии середины манекена, обеспечивая припуск под запах (рис. 238, 6). Вытачки закалывают, как было показано для одношовной юбки, но по всему макету. Свободный конец ткани накладывают на ранее приколотый к манекену. Перед юбки, таким образом, получается из двух слоев ткани (рис. 238, в).
Небольшая часть ткани, рассчитанная на переднюю вытачку, по линии запаха и припуска срезается. Если этого не сделать, юбка будет плохо лежать (линия запаха будет перекошена, внутренний его конец будет провисать).
Двухшовные юбки — узкая прямая и слегка расширенная книзу.

двухшовная юбка юбка двухшовная, узкая широкая прямая юбка

В первом случае (рис. 239, а) четко выявляются талия и бедра, а во втором (пунктир на рис. 239, а) выявлена полностью талия и частично бедра, так как низ юбки шире бедренного пояса. Двухшовная юбка имеет боковые швы и вытачки по линии талии.
Для наколки половины макета берут два куска макетной ткани, длина которых равна длине юбки, а ширина — 1/4 окружности бедер плюс припуск на свободное облегание и скалывание боковых швов и их скосы. Ткань накалывают по линии середины манекена как спереди, так и сзади (по нити основы). Нить утка должна располагаться горизонтально. Закалывают переднюю и заднюю вытачки (так же, как при формировании одношовной юбки). Боковой шов скалывают по линии боковой вытачки, совмещая с ней.     
Направление шва строго вертикальное (рис. 239, 6). Пунктиром показано неправильное направление шва.
При расширенном книзу силуэте в боковом шве делают раскос, величина которого зависит от заданной формы юбки (последнюю можно сделать равномерно расширенной книзу — пунктир на рис. 239, а слева или расширенной внизу более резко—пунктир на рис. 239, а справа).
Юбка двухшовная, зауженная книзу. Эта юбка имеет форму бочонка (рис. 240). Талия и бедра выявлены четко.
Юбку делают с боковыми швами и вытачками по линии талии. Вытачки могут быть заменены мягкими защипами.
Форма зауженной книзу юбки создается на основе двухшовной прямой юбки путем равномерного сужения книзу скосов бокового шва.
Широкая, прямая юбка. В такой юбке линия талии выявлена, линия бедер не подчеркнута. Юбка обычно имеет один или два шва, что зависит от ширины ткани. Шов не является конструктивным, он лишь соединяет ткань. Если шов один, его располагают сзади по линии середины; при наличии двух швов их располагают по бокам.
Ширина полотнища юбки по линии талии и по линии низа одинакова.

Прямая широкая юбка может иметь сборки, складки, мягкие защипы, расположенные по линии талии.

Наколку осуществляют на манекене по эскизу или рисунку из журнала мод.
Юбка прямая со складками. Складки могут быть расположены по всей юбке равномерно или группами. Складки бывают различные как по форме, так к по техническому выполнению: мелкие и глубокие, мягкие и жесткие — заутюженные, односторонние, встречные или бантовые (рис. 241, а).
На тонкой мягкой ткани нецелесообразно делать крупные складки, на тяжелой плотной — чрезмерно мелкие типа плиссе.
Средняя ширина односторонних складок 4—6 см. Ширина бантовых складок 6—8 см.
Форму и ширину складок можно определять на манекене. Для этого целый кусок ткани накалывают на манекен и закладывают в различные по форме складки. Наколов три— четыре складки различных вариантов, выбирают наиболее удачный из них.
От характера складок зависит их формирование. При глубоких складках (односторонних или бантовых), расположенных по всей юбке, расчет делают по мерке обхвата бедер. Ширина полотна ткани должна равняться трем указанным меркам плюс 5—б см на свободное облегание.
Швы предназначены лишь для соединения ткани и всегда должны быть скрыты во внутреннем сгибе складки, иначе складка будет выворачиваться.
Делать весь макет целиком не следует. Достаточно сделать расчет складок по линии бедер и небольшой шаблон по расчету (рис. 241, 6). К талии складки равномерно сужаются. Вытачки скрывают в складках и тоже равномерно распределяют по линии талии.
Юбки клиньевые.

     
юбка клиньевая юбки клиньевые юбка клиньевая
юбки клиньевые

юбки клиньевыеюбка клиньевая

Рис. 246

Конструктивной основой всех клиньев юбок является клин (рис. 242). Форма юбки зависит от количества клиньев и от их ширины. Нить основы ткани должна строго совпадать с линией середины каждого клина. Ширина клина может быть различной. Отношение ширины клина вверху к ширине его внизу может быть равно 1: 2; 1: 2,5; 1: 3. Скосы клина должны быть одинаковыми с обеих сторон и у всех клиньев.
Вытачки совмещают со швами (исключением является четырехшовная юбка, в боковом полотне которой вытачки сохраняются).
Юбки четырех- и шестишовная (в виде трапеции), выявляющие линию талии и расширяющиеся к низу.
Форму четырехшовной и шестишовной юбок создают на основе одношовной юбки.

По линии передней и задней вытачек от линии талии проводят линию до низа юбки. Передний и задний клинья должны быть почти одинаковой ширины (передний немного шире).
Расстояние от линии середины переда до передней вытачки 8 см (размер 48). Следовательно, ширина всего переднего клина вверху 16 см. Тогда при отношении 1: 2 ширина клина внизу равна 32 см.
Дальнейшее построение четырёх- и шестишовной юбок различное. Четырехшовная юбка кроме переднего и заднего клиньев имеет два широких боковых полотна. На боковом полотне величину раствора боковой вытачки рекомендуется делить на две вытачки, располагая их как в одношовной юбке с четырьмя вытачками.
В шестишовной юбке все шесть клиньев строят по линиям трех вытачек. Клинья неодинаковой ширины. Вытачки совмещены со швами.
Как четырех-, так и шестишовная юбки могут быть средней ширины (рис. 243, а) и сильно расширенные (рис. 243, 6).
Чем больше скос клина внизу, тем юбка шире.
Клинья (из бумаги) накалывают на манекен, после чего юбке придают нужную форму.
Юбка многошовная. Клинья этой юбки строят, исходя из мерок обхватов бедер и талии. Клинья независимо от их количества (7, 8, 9 или 10) обязательно должны быть одинакового размера. Все вытачки совмещают со швами. Клинья скалывают (рис. 244) и на манекене проверяют форму юбки. На рисунке пунктиром показано правильное соотношение скосов клиньев.
Юбки клеш. Линия талии в этой юбке выявлена; линия бедер выявлена лишь частично, от нее юбка расширяется книзу, образуя фалды. По форме эти юбки самые различные, но для всех характерно отсутствие вытачек по линии талии и наличие нарастающих книзу фалд конусной формы, глубина которых зависит от ширины низа юбки. Помимо указанного, характерным является различное на одном полотне юбки направление нитей. Именно от направления нитей зависит расположение фалд: там, где нити имеют косое направление, и будут сосредоточены фалды.
Юбка клеш «солнце» (рис. 245). Основой этой юбки является круг. В отличие от других она не имеет конструктивного шва. Форму юбки «солнце» можно создать на основе одношовной юбки. Эту основу надо развести по намеченным пунктирным линиям до положения переда и спинки под углом 90° (рис. 246, а, б). По полученной четверти круга создается весь круг. Спереди и сзади ткань можно расположить как по нити основы, так и по нити утка (следует учитывать направление рисунка). Если ткань узкая, делают приставки по нити основы.
пошив юбок
Рис. 247
пошив юбок

Юбка «солнце» не выявляет линии бедер благодаря большому количеству фалд. Можно добиться еще большего количества фалд, соединив два «солнца» вместе (рис. 247, а, б). Для этого макет надо разрезать вдоль нитей основы. В новой форме появятся два соединительных шва. Их можно расположить спереди и сзади или на боках. По линии талии излишки ткани формируют в виде небольших равномерных мелких защипов, сборок (рис. 248) или плиссе (рис. 249).
Юбка клеш «полусолнце». Эта юбка представляет на плоскости полукруг (рис. 250, а). Юбку кроят с одним швом, расположенным сзади по нити основы, Спереди ткань выкроена по нити утка. Предварительно следует проверить возможность выполнения этой юбки из тканей с рисунком полос, клеток и диагоналей и из набивных тканей, так как все направление рисунка в юбке резко меняется. В некоторых рисунках переход долевого направления на косое, а дальше на поперечное, и наоборот, поперечного на косое и дальше на долевое придает юбке неряшливый, неопрятный вид (рис. 250, б, в). Поэтому перед раскроем следует проверить, красив ли будет переход рисунка с долевого на косое и поперечное направления.

пошив юбок пошив юбок пошив юбок


Фалды на юбке «полусолнце» сосредоточены по бокам, где нити ткани расположены в косом направлении (рис. 251).
Кроме того, юбку «полусолнце» можно делать с равномерно расположенными складками или плиссе, начинающимися от линии бедер, а также со сборками по линии талии. В последнем случае шов можно расположить спереди и по его линии сделать застежку; вырез же по линии талии делают глубже и шире (увеличивая соответственно длину).
Ю б к а «1/4 с о л н ц е» — самая узкая из юбок клеш. Фалд у нее почти нет (рис. 252, а). Юбка имеет один шов, расположенный сзади. Характерно, что на одной части юбки по линии шва расположена нить основы, тогда как на другой — пить утка (рис. 252, 6). Если ткань с рисунком, то следует предварительно проверить возможность выполнения из этой ткани такой юбки. На рис. 253, а, б показана юбка «1/4 солнца» из ткани в полоску. Спереди полосы расположены в косом направлении, а на спинке долевое направление полос совпадает с поперечным, что абсолютно недопустимо.
Юбки клеш всех разобранных выше форм имеют общую конструктивную основу и варьируются в пределах этой основы (сборки, защипы, плиссе и т. п.). Раскрой указанных юбок предопределяет расположение и глубину фалд и особым изменениям не поддается. Во всех случаях по линиям швов ткань располагают по прямому направлению нитей (основы или утка).
Совсем иные юбки клеш могут быть созданы муляжным способом. При этом можно варьировать их ширину, расположение и глубину фалд, их количество и расположение. Они более разнообразны и элегантны.

РАБОТА НАД ФОРМОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ

1 2

Реклама